Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Картотека игр и упражнений
Слайд 2
Контактные игры,
объединяющие игры
«Ау!» (О.Хухлаева) кол-во играющих: 5-6.
Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Содержание: Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Интервью» (О.Хухлаева) кол-во играющих: трое или более.
Оборудование: стул.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Содержание: Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Слайд 3
«Доброе животное»
Цель: Сплочение детского коллектива.
Содержание: Участники встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»,О.Хухлаева,О. Хухлаев.
Кол-во играющих: любое.
Цель: Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Содержание: Дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить ,поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Слайд 4
«Зеркала» кол-во играющих: группа детей.
Цель: Развитие коммуникативных навыков и наблюдательности.
Содержание: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо помнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
«Поварята» кол-во играющих: группа детей.
Цель: Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Содержание: Дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – суп, компот, салат и т.д. каждый придумывает, кем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. можно имитировать закипание, перемешивание.
Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.
Слайд 5
Игры на расслабление
«Слепой танец»
Цель: Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.
Содержание: «Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
«Хоровод» (В.М.Минаева), кол-во играющих: группа детей.
Цель: Снятие напряжения, развитие чувства общности, выразительности движений.
Содержание: Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку и т.д
Слайд 6
«Снеговик»
Цель: Снятие напряжения, развитие выразительности движений, воображения.
Содержание: Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.
«Аквариум» (Т.Зинкевич-Евстигнева), кол-во играющих: 1-2, не более.
Цель: Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности.
Содержание: В миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.
Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить.
Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т.д.
Слайд 7
Упражнения на релаксацию и дыхание (Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя на коврике или за столами)
«Драка» (Это упражнение полезно и для тревожных, и для агрессивных детей).
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и рук.
Содержание: «Вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
«Корабль и ветер» (Упражнение можно повторить 3 раза).
Цель: Настроить уставших детей на рабочий лад.
Содержание: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!».
«Дудочка»
Цель: Расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
Содержание: «Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните с начала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».
Слайд 8
Этюды на выражение основных эмоций (Психогимнастика. М.И.Чистякова.)
«Цветок»
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.
Содержание: Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается в след за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
«Маме улыбаемся»
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.
Содержание: Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся –
Вот так!
Маме улыбаемся –
Вот так!
Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.
1-я строчка – хлопают в ладоши.
2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх.
3-я строчка – гладят по кругу свои щеки.
4-я строчка – опускают руки и улыбаются.
Слайд 9
Дидактические игры
«Волшебные превращения» кол-во играющих: 3-6.
Цель: Развитие воображения, умения перевоплощаться.
Содержание: Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.
Комментарий: взрослый (или ведущий- ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.
Слайд 10
“Полет бабочки” (Ю.и М.Шевченко) кол-во играющих: двое и более.
Цель: Развитие внимания, выразительности движений.
Содержание: Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.
Комментарии: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.
Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
Слайд 11
“Сложи сказку” (И.Климина), кол-во играющих: 6-7 человек.
Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.
Цель: Развитие воображения, мышления.
Содержание: Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.
Слайд 12
“Фигуры” кол-во играющих: один.
Необходимые приспособления: Счетные палочки
Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.
Содержание: Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.
Комментарии:счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.
Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью
Слайд 13
“Мой необыкновенный фотоаппарат” М.Сигимова. Кол-во играющих: любое.
Цель: Развитие внимания, активного словаря.
Содержание: Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.
Комментарии: для детей дошкольного возраста временной промежуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.