Презентация - Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома

Нажмите для просмотра
Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома
Распечатать
  • Последний IP: 66.249.76.96
  • Уникальность: 94%
  • Слайдов: 13
  • Просмотров: 3281
  • Скачиваний: 2280
  • Размер: 0.53 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 1

Картотека игр и упражнений

Слайд 2

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 2
Контактные  игры, объединяющие игры
«Ау!» (О.Хухлаева) кол-во играющих: 5-6. Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Содержание: Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. «Интервью» (О.Хухлаева) кол-во играющих: трое или более. Оборудование: стул. Цель: Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Содержание: Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они – взрослые  люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.    Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Слайд 3

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 3

«Доброе животное» Цель: Сплочение детского коллектива. Содержание: Участники  встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое  доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».  «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»,О.Хухлаева,О. Хухлаев. Кол-во играющих: любое. Цель:  Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков. Содержание: Дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.   Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить ,поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.    Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Слайд 4

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 4

«Зеркала» кол-во играющих: группа детей. Цель: Развитие коммуникативных навыков и наблюдательности. Содержание: Выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.   Комментарий: необходимо помнить детям, что они – «зеркало» ведущего, т.е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он. «Поварята» кол-во играющих: группа детей. Цель: Развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Содержание: Дети встают в круг – это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» – суп, компот, салат и т.д. каждый придумывает, кем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий – взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».    Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. можно имитировать закипание, перемешивание.    Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Слайд 5

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 5

Игры на расслабление
«Слепой танец» Цель: Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение. Содержание: «Разбейтесь на пары. Одному из вас  глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».    В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1-2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.   «Хоровод» (В.М.Минаева), кол-во играющих: группа детей. Цель: Снятие напряжения, развитие чувства общности, выразительности движений. Содержание: Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку и т.д

Слайд 6

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 6

«Снеговик» Цель: Снятие напряжения, развитие выразительности движений, воображения. Содержание: Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол. «Аквариум» (Т.Зинкевич-Евстигнева), кол-во играющих: 1-2, не более. Цель: Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности. Содержание: В миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребенку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребенку «опустить в аквариум» еще несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.     Комментарий: когда ребенок научится узнавать «рыб», их количество можно увеличить.    Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребенка: таким образом он снимает напряжение и обогащает свой арсенал ощущений. В любом случае, дети очень любят возиться в воде, песке и т.д.

Слайд 7

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 7

Упражнения на релаксацию и дыхание (Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя на коврике или за столами)
«Драка» (Это упражнение полезно и для тревожных, и для агрессивных детей). Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и рук. Содержание:   «Вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»  «Корабль и ветер» (Упражнение можно повторить 3  раза). Цель: Настроить уставших детей на рабочий лад. Содержание:   «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… а теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». «Дудочка» Цель: Расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ. Содержание:   «Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните с начала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».

Слайд 8

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 8

Этюды на выражение основных эмоций (Психогимнастика.   М.И.Чистякова.)
«Цветок» Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. Содержание:     Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.     Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается в след за солнцем.     Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.   «Маме улыбаемся» Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое. Содержание: Ведущий поет песенку «Маме улыбаемся» В. Агафонникова.              Ой, лады, лады, лады,              Не боимся мы воды,              Чисто умываемся –                                     Вот так!               Маме улыбаемся –                                      Вот так!   Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.   1-я строчка – хлопают в ладоши.    2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх.    3-я строчка – гладят по кругу свои щеки.    4-я строчка – опускают руки и улыбаются.

Слайд 9

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 9

Дидактические игры
«Волшебные превращения» кол-во играющих: 3-6. Цель: Развитие воображения, умения перевоплощаться. Содержание: Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.    Комментарий: взрослый (или ведущий- ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Слайд 10

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 10

“Полет бабочки” (Ю.и М.Шевченко) кол-во играющих: двое и более. Цель: Развитие внимания, выразительности движений. Содержание: Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.    Комментарии: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.    Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.   Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

Слайд 11

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 11

“Сложи сказку” (И.Климина),  кол-во играющих: 6-7 человек.  Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам. Цель: Развитие воображения, мышления. Содержание: Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.   Комментарии: первый вариант игры подходит больше для детей 4-х лет, а второй лучше использовать в работе с более старшими детьми. в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории и объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

Слайд 12

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 12

“Фигуры” кол-во играющих: один. Необходимые приспособления: Счетные палочки Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Содержание: Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.     Комментарии:счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.     Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью

Слайд 13

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников детского дома, слайд 13

“Мой необыкновенный фотоаппарат” М.Сигимова. Кол-во играющих: любое. Цель: Развитие внимания, активного словаря. Содержание:   Дети рассаживаются вокруг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2-3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.    Комментарии: для детей дошкольного возраста временной промежуток можно увеличить  до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок. С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.