Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Речевые игры в работе по формированию грамматического строя речи дошкольников
Воспитатель: Гаврюшина Н.Е
2022-2023
Слайд 3
Воспитание грамматически правильного строя речи
Слайд 9
Речевые игры по развитию грамматического строя речи по возрастам -приведены в методической литературе в соответствии с ФГОС, которой мы пользуемся на занятиях. Группа «Вишенки»-разновозрастная, возраст детей от 1,5 до семи лет. В группе три ребенка другой национальности (билингвизм). В связи с этим возникает много трудностей по формированию грамматического строя речи. Далее приведу примеры речевых игр, применяемые в повседневной работе.
Слайд 10
Серия картинок с животными. Ребенок отвечает на вопросы: 1. «Кто это?», «Что это?» (лиса, корова, лист, кукла и т.д.) 2. «Скажи ласково» (лисичка, коровка, листик, ягодка) 3. «Назови семью» (лиса, лис, лисёнок, медведица, медведь, медвежонок) 4. «Какие звуки издают животные?» ( корова: му-му, лошадь: иго-го, гусь: га-га- га) 5. «Один-много» (медведь-медведей-медведи, дерево-деревьев-деревья)
Слайд 11
1. «Кто что делает?» (Кто?-Девочка. Что делает?-Танцует?) 2. «Зеркало. Синонимы-Антонимы» (Айболит-добрый, внимательный, отзывчивый. Баба-яга-злая, вредная, плохая)
Слайд 12
1. «Радуга-дуга» (кит-синий, море синее, гора-синяя). 2. «Кто такой?» (мудрый, как сова). 3. «Сравнение» (у синицы хвост короткий, а у сороки длинный) 4. «Маленькие истории» ( составить рассказ используя предлоги- на, в, около, рядом, под, за)
Слайд 13
1. «Многозначные слова» (гребень-расческа, гребень у волны, гребень у петуха; гореть-горят дрова, ребенок горит от температуры, горят щеки от мороза) 2. «Фразеологизмы» ( бить баклуши, как на блюдечке, с гулькин нос)
Слайд 14
1. «Я, он, она, ты, они, мы, вы» ( я рисую, он рисует, она рисует, они рисуют, мы рисуем) 2. «Рисуем чем?» (маркером, карандашом, мелом, красками) 3. «Рисуем на чем» ( рисуем на чём? -На доске, на листе, на асфальте) 4. «Один-много» ( один лист, два листа,..пять листьев,..десять листьев)
Слайд 15
1. «Из чего?» (аппликация из листьев, из семечек, из бумаги) 2. «Скажи что я делаю? Он. Она делает? они делают? мы делаем? -вырезать» (вырезаю, вырезает, вырезают, вырезаем)
Слайд 16
Кто где? 1. «Предлоги» ( над, на, за, под, в) 2. «Наречия» (около, рядом, слева, справа)
Слайд 17
1. «Скажи наоборот» ( большой-маленький, толстый-тонкий, длинный –короткий, высокий-низкий; собирает-ломает, строит-разбирает, убирает-разбрасывает, показывает-прячет)
Слайд 18
На прогулке продолжаем играть в речевые игры. 1. «Один-много» (один дуб, два дуба, много дубов) 2. «Что вижу?» ( вижу дерево, небо, качели, мельницу, грибы, веранду) 3. «Кого вижу?» ( вижу птицу, собаку, бабочку, муравья) 3. «Какой, какая, какие?» (дерево зеленое, дерево желтое, деревья высокие, кусты низкие, дети веселые, озорные) 5. «Рассматриваем что?» ( грибы, листья, облака) 6. «Наблюдаем за кем ?» ( за птицами, за муравьями) 7. «Одно из двух» ( Сегодня солнечно. Сегодня ясно. Сегодня солнечно и ясно.
Слайд 19
1. «Что делать?» ( я чищу снег, ты чистишь, он чистит, она чистит, они чистят, вы чистите, мы чистим; я гребу, ты гребёшь, он гребёт, она гребет, мы гребем, вы гребете, они гребут0 2. «Что ещё чистят? (зубы, обувь, одежду) 3. «Надо-не надо» ( чистить зубки-надо, ходить по лужам –не надо)
Слайд 20
Речевые игры по сказкам. 1. «Что делал колобок?» ( скатился, катился, покатился) 2. « Звери какие?» (заяц серый, лиса рыжая, медведь бурый) 3. «Какой?» ( у зайца хвост короткий, а у лисы длинный; медведь большой, а заяц маленький) 4. «Волшебный мешочек» по сказке «Репка» ( ребенок достает из мешочка предмет, картинку называют и отвечают на вопрос (какая? какой? какие?-репка-круглая, желтая, сладкая; мышка-маленькая, серенькая, пушистенькая) 5. «Скажи наоборот» по сказке «Теремок» (мышка бежала- мышка убежала, медведь лез-медведь слез, лиса шла-лиса ушла) 6. «Сказка на новый лад» (сочинить новую сказку «Теремок», «Колобок»)
Слайд 21
1. «Туннель» (залезаем-вылезаем, заходим-выходим) 2.. «Окошки» ( зайди в маленькое окошко, выйди чрез большое окошко, отойди от окошка, шагни-перешагни) 3. «Что делать? ( я катаюсь, она катается, ты катаешься, они катаются, мы катаемся)
Слайд 22
1. «Что может клоун?» - Клоун-клоун, что ты можешь? - Я могу скакать, как лошадь, я могу летать, как птичка, я могу снести яичко! Я могу на бегу переобуть ботинки! я могу кой-кому высушить слезинки. 2. Мой веселый, звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. Я тебя ладонью хлопал. Ты скакал и звонко топал… - Мяч какой? - Что делал мяч? Мальчик? 3. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поёт… - Что делает Мишка?
Слайд 23
«Праздники» - Как прошел праздник? - Кто приходил на праздник? - Весело, хорошо, интересно. - Осень, Лесовичек. - Как мы пели? - Что использовали для игр? - Звонко, громко. - Грибы, цветы, пеньки, листья. - Что мы делали? - Пели, танцевали, играли, читали.
Слайд 24
Игра для взрослых. Используя данные картинки придумайте игру со словом летать и приставками с, в, у, по, пере, вы, от.
Слайд 25
Как вы видите речевые игры для формирования грамматического строя речи необходимо применять во всех образовательных областях, режимных моментах и повседневной деятельности .
Слайд 26
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!