Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЕГЭ по биологии 2020-2021
Разбор Задания 2.
Слайд 2
ЗАДАНИЕ 2. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος — «жизнь» + λόγος — «учение, наука») — наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания. Изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.
Слайд 3
БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы:
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Слайд 4
МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ:
Микроскопия – изучение морфологии клетки.
Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
Электрофорез - физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ с помощью электрического тока, например, разделение смеси белков плазмы крови.
Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Слайд 5
МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ:
Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.
Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.
Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.
Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.
Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.
Слайд 6
ФУНКЦИИ КЛЕТОЧНЫХ СТРУКТУР:
Клеточная стенка – обеспечивает прочность клетки, поддерживает форму клетки, защищает.
Наружная клеточная мембрана – ограничивает содержимое клетки от окружающей среды, обеспечивает избирательную проницаемость, обмен с внешней средой.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – делит клетку на отсеки (компартменты), синтез органических веществ (шероховатая ЭПС – белки, гладкая ЭПС – липиды), транспорт веществ в клетке.
Аппарат Гольджи – модификация и упаковка веществ, транспорт веществ из клетки, образование первичных лизосом.
Лизосомы – расщепление высокомолекулярных веществ, внутриклеточное переваривание.
Рибосомы – биосинтез белка (сборка полипептидной цепи из аминокислот).
Митохондрии – окисление органических веществ (биологическое окисление), синтез АТФ (окислительное фосфорилирование).
Хлоропласты – фотосинтез (синтез углеводов).
Хромопласты – придают желтую, оранжевую, красную окраску цветам, плодам, осенним листьям.
Лейкопласты – запасают питательные вещества (амилопласты запасают крахмал).
Клеточный центр – участвует в деление клетки, образует веретено деление.
Центральная вакуоль – поддерживает осмотическое давление растительной клетки, накапливает питательные вещества и продукты жизнедеятельности.
Ядро – регулирует процессы в клетке, хранение, реализация и передача потомкам наследственной информации, репликация ДНК и синтез РНК.
Хромосомы – главный компонент ядра, хранение и передача наследственной информации клетки и организма.
Ядрышко – место образования рибосом.
Реснички – обеспечивают движение клетки у одноклеточных, а также движение слизи по поверхности мерцательного эпителия.
Жгутики – обеспечивают движение клетки.
Слайд 7
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ
молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы),
клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки),
органно-тканевой (строение и функции органов),
организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма),
популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения),
биоценотический, или экосистемный (межвидовые отношения в сообществах),
биосферный (круговорот веществ в природе).
Слайд 8
КРИТЕРИИ ВИДА:
1. Морфологический критерий – сходство особей одного вида по морфологическим признакам.
2. Географический критерий – вид занимает определенную территорию (ареал).
3. Экологический критерий – особи одного вида имеют сходство в необходимых для жизни условиях обитания, особенностях питания, взаимоотношениях с организмами других видов.
4. Физиологический критерий – особи одного вида сходны по процессам жизнедеятельности, особенностям размножения (например, сроки беременности, количество приплода у животных), продолжительности жизни.
5. Биохимический критерий – особи одного вида имеют сходство в строении веществ (например, аминокислотной последовательности в полипептидах), в синтезе и накопление тех или иных специфических для данного вида веществ.
6. Генетико-кариотипический – особи одного вида характеризуют определенным кариотипом – числом и формой хромосом.
7. Этологический – сходство особей одного вида по поведению.
Слайд 9
ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ:
комбинативная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся появлением новых комбинаций генов и признаков;
мутационная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся изменениями (мутациями) генов, хромосом или числа хромосом, приводящими к появлению аномальных признаков;
модификационная изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями фенотипа в ответ на изменения среды в пределах нормы реакции;
онтогенетическая изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями признаков организма в процессе его индивидуального развития.
Слайд 10
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ (пути достижения биологического прогресса):
ароморфоз — сопровождается приобретением крупных изменений в строении, существенно повышающих уровень организации организмов (примеры: появление головного мозга у рыб, появление легких у земноводных)
идиоадаптация — сопровождается приобретений частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации (появление разных клювов у птиц в связи с пищевой специализацией, появление покровительственной окраски), в том числе утрата отдельных органов (частная дегенерация) без снижения уровня организации (примеры: редукция глаз у крота, исчезновение конечностей у змей, исчезновение хвоста у бесхвостых амфибий);
общая дегенерация — сопровождается упрощением организации, исчезновением органов активной жизни, а также целых систем органов в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному (малоподвижному) образу жизни (примеры: утрата органов паразитическими растениями и животными).
Слайд 11
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ