Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ордерная система
Древней Греции
Слайд 2
Слово «ордер» происходит от латинского ordo – «по порядку», «как следует».
Греческий ордер – это одна из исторических форм стоечно-балочной системы в архитектуре.
Слайд 3
Уже
в Древнем Египте
массивные
стойки-колонны
поддерживали
лежащие
на них
балки.
Слайд 4
В Древней Греции эта конструкция стала значительно легче.
Слайд 5
Конструкция из стоек и балки, лежащей на них,
естественна для деревянного строительства.
Слайд 6
Именно при строительстве деревянных сооружений
сформировались основные части ордера.
Слайд 7
Основные части греческого ордера
Антаблемент
Триглиф
Фронтон
Метопа
Карниз
Фриз
Архитрав
колонна
Капитель
Ствол колонны
Стилобат
Стереобат
Слайд 8
Названия частей греческого ордера
Стереобат – от греч. «stereos» - крепкий и «bates» опора.
Колонна – от лат. «columna» - столб.
Антаблемент – от греч. «ante» - прямо и «blemma» - взгляд.
Фронтон – от лат. «frons» - лоб, лицо.
Стилобат – от греч. «stylos» - стержень, колонна и «bates» - опора.
Капитель – от лат. «caput» - голова.
Архитрав – от греч. «archi» - главный и «trabs» - балка.
Фриз – от греч. «frisso» - дрожу, трепещу.
Метопа – от греч. «metopon» - лицевая сторона.
Триглиф – от греч. «tries» - три и «glypho» - вырезаю.
Карниз – от греч. «koronis» - завершение.
Слайд 9
Попробуйте на фотографии Парфенона
найти основные части ордера.
Слайд 10
Вместе с работой над простотой и ясностью конструкции
греческие архитекторы много работали
над зрительным впечатлением от постройки.
Одна и та же конструкция, например, стойка и балка,
может по-разному выглядеть,
в зависимости от оформления.
Эти видимые изменения конструкции
называют тектоникой.
Слайд 11
Проследим за тектоническими изменениями опоры.
Слайд 13
Конструкция простого столба и колонны одинакова,
но тектоническое (зрительное) их решение разное.
Так архитектор с помощью тектоники
добивается разных эффектов при одной и той же конструкции.
Слайд 14
С помощью
этих
деталей
достигается
тектоническая
выразительность
колонны.
Слайд 15
Стволы колонн
тщательно вымеряли,
вытесывали
из отдельных
каменных блоков,
вплоть до каннелюр,
и скрепляли
между собой шипами.
Слайд 16
Основным в ордере является
не последовательность частей здания,
а их четкая соотнесенность между
собой, их пропорциональность.
Именно пропорции отличают
один ордер от другого.
Слайд 17
Пропорции дорического ордера делают его
массивным, тяжелым.
Не случайно дорические храмы называли «мужскими».
Слайд 18
Поэтому иногда вместо колонн дорических храмов
ставили мужские статуи – атланты.
Слайд 19
Даже отдельно стоящая
дорическая колонна
производит впечатление
чего-то необычайно
устойчивого.
Слайд 20
Этому впечатлению помогает
очень простое строение
вершины колонны – капители.
Слайд 21
Парфенон – самый известный
дорический храм древности.
Слайд 22
Храмы
ионического ордера
более стройны
и изящны.
Не случайно
говорили,
что у их колонн
женские пропорции.
Слайд 23
Поэтому иногда вместо колонн ионических храмов
ставили женские статуи – кариатиды.
Слайд 24
Впечатлению
женственности
от ионической
колонны
способствует
её капитель
с волютами.
Слайд 25
Самые утонченные пропорции
у храма коринфского ордера.
Пропорции его колонн сравнивали
с пропорциями девического тела.
Слайд 26
Капитель коринфской колонны,
словно прихотливая прическа,
украшена листьями.
Слайд 27
В последующие века
ордер (его структура и пропорции)
стал частью многих
архитектурных сооружений.
Слайд 28
В эпоху классицизма (XVIII-XIX века)
здания во многом строились на основе ордера.
Слайд 29
Здание Биржи в Санкт-Петербурге.
Слайд 33
Творческое задание
Придумайте и нарисуйте сказочный архитектурный ордер.