Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: «Прославленный сын Кавказа»
Слайд 2
Цель: изучение различных областей духовной и социокультурной деятельности К.Л.Хетагурова и процесс их интеграции в стилистике словесной структуры лирического и драматургического текста
Слайд 3
Константин (Коста) Хетагуров
(1859-1956)
Слайд 4
Мать Коста Мария Гавриловна Губаева умерла вскоре после его рождения.
Слайд 5
Отец Коста, Леван Елизбарович, малограмотный, но мудрый и честный человек, пользовался большим авторитетом среди горцев.
Слайд 6
С 1871 г. по 1881 г. Коста учился в Ставропольской гимназии. Именно здесь он познакомился с произведениями классиков, здесь формировался и литературный талант Коста. В гимназии Коста получил хорошее по тем временам образование. Особенно увлекала его живопись. По рекомендации учителя рисования В. И. Смирнова Коста в 1881 г. поступил в Академию художеств в Петербург, но закончить её не смог.
Слайд 7
О своей непростой жизни в Петербурге Коста Леванович рассказал в стихотворении «Чердак», опубликованном в 1894 году:
Осенняя полночь холодным покровом
Одела столицу... Как стогны гробов,
Теснятся вдоль улиц в молчанье суровом
Лепные фасады громадных домов...
Слайд 8
Коста состоял членом многих научных учреждений, различных художественных и добровольных обществ. Постоянную же работу он избрал в редакции газеты «Северный Кавказ».
В газету он написал большое количество лирических стихотворений, в ней же опубликовал крупную сатирическую поэму «Кому живётся весело». В этой редакции Коста работал до 1897 года. Эти шесть лет были временем плодотворной работы Коста. В этот период он создал на осетинском и русском языках ряд лучших своих поэтических произведений.
Слайд 9
«Ирон фандыр» - единственная книга стихов на осетинском языке. Она писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта.
«Ирон фандыр» поражает разнообразием тематики, жанров, богатством раздумий и искренностью чувств. Поэт затронул все стороны жизни — общественной, личной, бытовой. Картины прошлого и настоящего перемежаются в поэзии Коста с размышлениями о грядущей исторической судьбе народа.
Слайд 10
В стихотворении «Владикавказ» поэт выступил с обличением высшего света, который назвал «толпой глупцов», превративших жизнь в забаву.
Что нам до них? Пусть пёстрый рой
Разврата, пиршеств, пресыщенья
Своею тешится игрой!
(«Владикавказ»)
Слайд 11
В изображении картин горной природы он достигает того пронзительного образного накала, который характеризует единство поэтической и изобразительной выразительности:
Ты помнишь теснину за горной скалою,
Где, пенясь, два горных потока шумят
И, дружно обнявшись, веселой толпою
Струи свои к морю беспечно катят…
(«Завещание», перевод П. Панченко)
Слайд 12
В поэзии К. Хетагурова внутреннее состояние поэта всегда созвучно происходящему в природе:
Замолкла песнь, плетётся мысль уныло,
Тускнеет взор, тяжёл и долог путь,
И, как тюрьма, как чёрная могила,
До боли жизнь щемит и давит грудь...
(«О чём жалеть?»)
Слайд 13
Учась в Ставропольской гимназии, Хетагуров сближается с законоучителем и настоятелем гимназической церкви отцом Антонием Чаленко, узнав о смерти которого, впоследствии посвятит ему стихотворение «На могиле отца Антония Чаленко» (1894), где называет священника «другом», «наставником», «духовным отцом».
Одним из излюбленных религиозных мотивов поэзии Хетагурова можно считать пасхальный мотив.
Искренней радостью, ликованьем наполнено стихотворение «Христос воскрес!» (1893), написанное в тот период творческой судьбы поэта, когда его еще не коснулись предательство, сознание собственного бессилия перед лицом обстоятельств, когда его вера в лучшее была необыкновенно сильна и он был полон самых радужных надежд на светлое будущее.
Со временем в его интонации появляется ирония и ранее не свойственная ему отстраненность. Примером может служить стихотворение «На Пасху», написанное в 1895 году. В нём заметно возникновение у поэта чувства разочарования в окружающем мире, в людях.
Слайд 14
Апофеозом Христолюбия Хетагурова можно по праву считать стихотворение «Праздничное утро, или Мысли, вызываемые звоном к заутрене» (1888). По своему стилю оно принадлежит к риторической поэзии. Здесь налицо все признаки риторического идеала: сила и свежесть идей, благая цель, устремленность к истине. С их помощью Хетагуров выражает мысль об обесценивании жертвы Христа, о беспримерной неблагодарности человечества:
Разодетой толпой, как большой маскарад,
Наполняют они все молельни,
И бедняк, и богач в ожиданье наград
Раболепно склоняют колени.
Слайд 15
Драматургическое творчество Коста Левановича Хетагурова на протяжении длительного периода не получало адекватного литературоведческого осмысления. Это объяснялось тем, что автором была создана лишь одна завершенная пьеса – «Дуня» (1902). В пьесе главной предпосылкой, источником драматического конфликта является конкретное социально-историческое, общественное противоречие, так называемый «женский» вопрос.
Действие разворачивается на фоне мещанской обыденности, враждебной чувствам, просвещению, духовному началу. Борьба духовного начала в человеке против мещанского, обывательского существования – это и есть основное противоречие, лежащее в основе конфликта драмы.
Слайд 16
Осенью 1887 года Коста написал картину «Скорбящий ангел. И в том же году выставка картины “Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии” имела такой успех, что некоторым людям нужно было дотронуться до картины рукой, чтобы убедиться, что это холст, а не живой человек.
Слайд 17
В июле 1897 года Коста Хетагуров вынужден был сделать операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг».
19 марта 1906 года перестало биться благородное сердце поэта.
Слайд 18
В Ставрополе также сохраняется память о великом сыне осетинского народа. В день столетия со дня рождения поэта был открыт памятник работы скульптора Федора Перетятько.
На здании бывшей мужской гимназии и на доме № 105 по улице Дзержинском, где в семье Смирновых жил Хетагуров, были открыты мемориальные доски.
В бывшем Доме-усадьбе В. И. Смирнова размещается постоянная экспозиция, посвященная литературной и общественной деятельности Коста Хетагурова.