Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Система образов в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Взгляд современного школьника
Слайд 5
1. Цель и задачи
Цель:
изучить, анализировать, определить систему главных образов в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; выделить положительных героев , их взаимосвязь друг с другом.
доказать, что в произведениях Пушкина богатая система образов;
охарактеризовать, в общих очертаниях, классически завершенную, строгую и ясную систему образов А.С.Пушкина ( на примере главных героев произведения «Капитанская дочка»);
рассказать о системе образов в произведении писателя;
Слайд 6
2. Гипотеза
У Александра Сергеевича Пушкина очень богатая и разнообразная система образов.
Образ главных героев в романе Выделить положительных героев романа.
Слайд 7
Актуальность
Нравственные истоки характера - главное для русского человека: честь, достоинство, благородство, мужество, любовь.
Любовь к Отечеству.
Любовь к человеку.
Любовь, как чувство между людьми.
«Любви связующие нити»…
Слайд 8
Глава I О романе А. С. Пушкина « Капитанская дочка»
Слайд 11
1.1 История создания.
Слайд 16
Художественный образ
– это способ и форма освоения действительности в искусстве. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.
Слайд 17
Система образов
- это множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.
Слайд 18
Главные герои произведения
Гринёв Петр Андреевич - главный герой повести Пушкина "Капитанская дочка". Русский провинциальный дворянин, от имени которого ведётся повествование об эпохе пугачёвского бунта.
Емельян Пугачёв - один из главных героев повести Пушкина "Капитанская дочка", вождь антидворянского восстания, захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести.
Маша, Мария Ивановна Миронова- главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название
Слайд 19
История, разворачивающаяся перед нами, написана от имени Гринева. Важнейшую роль здесь сыграла принадлежность героя к старой дворянской среде, где слова «честь» и «служба» не разделяются.
Идея произведения обозначенная в эпиграфе и повторенная в наставлениях отца Петруше, - «Береги платье снову, а честь смолоду».
Сам Петр, участвуя в событиях восстания, ни разу не преступает нравственного закона предков, готовый за него погибнуть – и от руки пугачевских разбойников, и осужденный царским судом.
Слайд 20
Глава II. Система образов в произведении «Капитанская дочка»А.С. Пушкина
Образ автора.
Образы исторических личностей: Емельян Пугачев.
Образы главных героев:
- Петр Гринёв
- Маша Миронова
Слайд 22
Образ автора
Образ автора может быть одной из форм проявления авторской позиции
Образ автора может быть связан с образом читателя
В "Капитанской дочке" А.С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773 – 1774 годов во главе с Емельяном Пугачёвым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне
Выбрав Гринёва рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая.
Во-первых, очевидно, что Гринёв выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!"
Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринёв ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести "Капитанская дочка".
Слайд 24
Историческая тема в творчестве
А. С. Пушкина
Пугачев впервые появился в
повести Пушкина «Капитанская дочка» при романтических обстоятельствах,
«в мутном кружеве метели», второй раз
он предстает уже «государем».
Автор создает этот образ постепенно:
от внешнего описания героя – к его
психологическому портрету. Пугачев
справедлив, великодушен, отзывчив.
Он кровно связан с народом, пользуется
его любовью и поддержкой.
Слайд 25
Емельян Пугачёв
По дороге с Гриневым в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает калмыцкую сказку. Сказка эта имеет иносказательный смысл, она о возможности выбора жизненного пути: долгого, разменного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, царственная, любящая высоту, простор; ворон – птица мудрая, но прозаичная, некрасивая, земная.
Слайд 27
Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина
Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни благодаря этой истории. Для Гринева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла.
Гриневу отвратительны разбой и
злодейство, не зря он называет
бунт бессмысленным и
беспощадным, он создан для мирной
семейной жизни среди дорогих людей.
Слайд 28
Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе, спасшемся от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придёт в урочный час. Пугачёв назвался таким царём, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вёл себя, как настоящий повелитель и избавитель.
Слайд 29
Образ Гринёва
Родителями героя были небогатые дворяне, которые в Петруше души не чаяли, ведь он был у них единственным ребенком. Еще до рождения герой был записан в Семеновский полк офицером.
Петруша получил неважное образование — под руководством дядьки Савельича "на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля". Самым интересным занятием герой считал "гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками".
Слайд 30
Гринёв Пётр Андреевич
Но в шестнадцать лет судьба Гринёва круто переменилась. Он попадает на военную службу — в Белогорскую крепость.
Здесь герой влюбляется в дочь коменданта крепости — Машу Миронову.
Здесь Гринёв становится участником восстания крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва.
Слайд 31
Образ Маши Мироновой
Пушкин рисует нам Машу Миронову простой и незаметной, как и ее родители. Это русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые на ней так и горели». Она не получила ни образования, ни светского воспитания, но в ней много женского обаяния и душевной чистоты. В любви Маши нет жеманства, она проста и искренна.
Слайд 32
Но спокойная мирная жизнь девушки внезапно рушится. Казнь родителей, всеобщее смятение, домогательства Швабрина – все это не сломило Машу, она остается верной своему возлюбленному и может защитить свое счастье.
«Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», - так писал исследователь пушкинского творчества Г.П.Макогоненко.
Слайд 33
«Капитанская дочка»
Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина, боясь Пугачёва, но, приняв его помощь и, преодолев жизненные тяготы, Маша решается бороться за свое счастье и в одиночку отправляется к императрице.
Слайд 34
Многие писатели XVIII и XIX веков писали о женщинах, но особенно были описаны женщины в произведениях
А.С. Пушкина. Он прекрасно выражал свое видение и понимание места женщины в жизни.
Слайд 35
Проанализировав главный женский образ, я пришла к выводу: великий писатель наделяет свою героиню такими качествами, как верность долгу, неспособность к обману, к сделкам с совестью, умение любить и разделить участь мужа.
Именно Маша Миронова
– идеал настоящей
русской женщины,
хранительницы
семейных традиций
и домашнего очага
в творчестве гения.
Слайд 36
Художественный вымысел донес до нас дух эпохи, характеры и чувства людей XVIII века.
Все события романа
убеждают в том, что
в людях таится гораздо
больше хорошего,
светлого, доброго,
чем кажется на первый
взгляд. Это произведение – надежда на неискоренимость добра в человеческой душе.