Презентация - История России , 10 класс. Тема урока:. «Идеология и культура периода гражданской войны»

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

История России , 10 класс
Тема урока:
«Идеология и культура периода гражданской войны»

Слайд 2

Домашнее задание:
Параграф 8 Вопросы и задания на стр.86 Рабочая тетрадь №1,4-7 Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 87) Задание № 2-4

Слайд 3

План:
Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция Отношение новой власти к Русской православной церкви Повседневная жизнь. Общественные настроения.

Слайд 4

Проблемный вопрос ! (стр.78) Для чего большевикам нужна была культура? Каковы были особенности быта жителей России в годы Гражданской войны?

Слайд 5

Политика новой власти в области образования и науки.

Слайд 6

Актуализация знаний
«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова «Божья», они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»
Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Политика новой власти в области образования и науки
Среди врагов социалистической революции В. И. Ленин называл неграмотность.

Слайд 8

Задание - работа с документом, стр.78
ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г. В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска... 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы. Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?

Слайд 9

Политика новой власти в области образования и науки
Все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию)

Слайд 10

Задание
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? Как шло формирование советской интеллигенции?

Слайд 11

Политика новой власти в области образования и науки
30 сентября 1918 г.
30 СЕНТЯБРЯ 1918 ГОДА ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР» В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов:
1. поощрялось педагогическое новаторство
2. культивировалось уважение к личности ребёнка
Впрочем, были и издержки:
3. внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения.
2. отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
1. из школы изгонялись парты

Слайд 12

Политика новой власти в области образования и науки
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты- рабфаки Так началось формирование советской интеллигенции.

Слайд 13

Декрет Совета Народных Комиссаров. О правилах приема в высшие учебные заведения. 1. Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16‑ти лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. 2. Воспрещается требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте. 3. Все высшие учебные заведения Республики, на основании постановления «о введении обязательного совместного обучения» во всех учебных заведениях, открыты для всех, без различия дола. За нарушение указанного постановления все ответственные лица подлежат суду Революционного Трибунала. 4. Произведенный же на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г. объявляется недействительным. Новые условия приема, применительно к требованиям ныне находящегося на рассмотрении общего Положения о высших учебных заведениях Республики, имеют быть опубликованными не позже 1‑го сентября с. г. 5. Взимание платы за учение в. высших учебных заведениях Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отменяется.

Слайд 14

Политика новой власти в области образования и науки
Рабфак – рабочий факультет при университете и институте (школа подготовки для

Слайд 15

Политика новой власти в области образования и науки
К 1925 году половина всех абитуриентов – рабфаковцы. Практически все из них направлены по партийным и комсомольским путевкам. Для рабфаковцев были льготы – стипендии, общежитие

Слайд 16

Политика новой власти в области образования и науки
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание. Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не разделяли идей большевиков.
Н.Е.Жуковский

Слайд 17

Политика новой власти в области образования и науки
Остались на Родине
В.И.Вернадский
В.М.Бехтерев
Н.И.Вавилов
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
К.А.Тимирязев
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский

Слайд 18

Политика новой власти в области образования и науки
Плодотворно трудились в области: теории самолётостроения Н. Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, биохимик А. Н. Бах, отец космонавтики К. Э. Циолковский, физиолог И. П. Павлов, агроном И. В. Мичурин, биолог К. А. Тимирязев
И.В.Мичурин

Слайд 19

Политика новой власти в области образования и науки
30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б «О всеобщем обязательном начальном обучении». К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 20

2. Власть и интеллигенция

Слайд 21

Власть и интеллигенция
В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели культуры Серебряного века. Некоторые из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов.

Слайд 22

Власть и интеллигенция
К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал
Ряд выдающихся деятелей культуры ушли в глубокую духовную оппозицию
А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков
И.А.Бунин

Слайд 23

Власть и интеллигенция
Понижение духовно-интеллектуального уровня
За границей оказались:
С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др

Слайд 24

Власть и интеллигенция
Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.

Слайд 25

Власть и интеллигенция
Ряд выдающихся деятелей культуры, таких, как А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, оставаясь на Родине, ушли в глубокую духовную оппозицию.

Слайд 26

Власть и интеллигенция
Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др. До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные формы и образы.
В. Э. Мейерхольд
А. Ахматова
Н. С. Гумилев

Слайд 27

Власть и интеллигенция
Классовой подход к культуре Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 28

Власть и интелли-генция
В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов : П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны.

Слайд 29

Власть и интеллигенция
Остались на Родине М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 30

Власть и интеллигенция
Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры.
Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация.
Идея организации:
«чистая пролетарская культура»
«на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого.
Были созданы художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев.

Слайд 31

Власть и интеллигенция
Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.
«Серапионовы братья»

Слайд 32

Власть и интеллигенция
Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация «чистой пролетарской культуры»
А. А. Богданов

Слайд 33

Власть и интеллигенция
Многие считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры.
Александр Блок

Слайд 34

Власть и интеллигенция
Революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.
В.Маяковский

Слайд 35

Власть и интеллигенция
А. А. Блок («Двенадцать»)

Слайд 36

Власть и интеллигенция
К. С. Петров-Водкин («1918 год в Петрограде»

Слайд 37

Власть и интеллигенция
Б. М. Кустодиева («Большевик»

Слайд 38

Власть и интеллигенция
Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, зовущие на борьбу, агитирующие за коммунистическое будущее. Поэтому расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда Деникина», «Кулак-мироед»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»).

Слайд 39

Власть и интеллигенция
Виктор Дени

Слайд 40

Власть и интеллигенция
Особое место в искусстве жанра плаката тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством и газетами.

Слайд 41

Власть и интеллигенция
Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала Маяковскому, который проявил здесь не только свой талант поэта и публициста, но и самобытного художника.

Слайд 42

Власть и интеллигенция
В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке. Первым был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд). Открытие состоялось в сентябре 1918 г.

Слайд 43

Задание 2 - раб. тетрадь, стр.38
Установите соответствие

Слайд 44

3. Отношение новой власти к Русской православной церкви

Слайд 45

Отношение новой власти к Русской православной церкви
В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан. В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения.
Александро-Невская лавра.

Слайд 46

Отношение новой власти к Русской православной церкви
ДЕКАБРЬ 1917 ГОДА (ДЕКРЕТ О ПЕРЕДАЧЕ ВСЕХ ЦЕРКОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ВЕДЕНИЕ КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ).
ЦЕРКОВНЫЙ БРАК
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК
В ОРГАНАХ ЗАГСА
ЧАСТНОЕ ДЕЛО ГРАЖДАН

Слайд 47

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Противостояние между советской властью и православной церковью развивалось на фоне разгоравшегося пожара Гражданской войны. Патриарх Тихон старался оставаться над схваткой, ни разу не выступив с безусловной поддержкой Белого движения «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления»

Слайд 48

Отношение новой власти к Русской православной церкви
В то же время большевики продолжили наступление на православную церковь, сосредоточив внимание на разоблачении «народных предрассудков» и «церковного обмана». Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых.

Слайд 49

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Вскрытию подверглись, в частности, мощи Сергия Радонежского и Александра Невского. 29 июля 1920 г. СНК РСФСР принял решение «о ликвидации мощей во всероссийском масштабе», согласно которому все вскрытые мощи подлежали передаче в музеи или захоронению.

Слайд 50

Отношение новой власти к Русской православной церкви
23 января 1918 г. - декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для повсеместного закрытия храмов и монастырей. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». 1918 г. - кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых. В апреле 1920 г. по специальному распоряжению В. И. Ленина была закрыта Троице-Сергиева лавра.

Слайд 51

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Продолжилась и практика закрытия монастырей. В апреле 1920 г. по специальному распоряжению В. И. Ленина была закрыта Троице-Сергиева лавра.

Слайд 52

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Борьба с религией была обусловлена не только атеистическими воззрениями большевиков, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.

Слайд 53


11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ: Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 54

Отношение новой власти к Русской православной церкви
В январе 1918 г. был ограблен и убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский Владимир

Слайд 55

Отношение новой власти к Русской православной церкви
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 56

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Аресты Священнослужителей
Ссылка принудительные работы
Облагались самыми высокими налогами
Лишение избирательных прав
Дети Священников лишались возможности получить специальное или высшее образование

Слайд 57

Отношение новой власти к Русской православной церкви
Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием, в котором предал большевиков анафеме.
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.

Слайд 58

Задание - работа с документом, стр.82
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г. Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле... всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское... Властию, данной нам от Бога... анафематствуем вас... Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение... Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.

Слайд 59

Задание 3 - раб. тетрадь, стр.38
Подчеркните правильное утверждение

Слайд 60

4. Повседневная жизнь.

Слайд 61

Повседневная жизнь
Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, люди употребляли в пищу самые простые, нередко плохого качества, а то и вовсе испорченные продукты. «Мысли о еде приобретали навязчивый характер», — писал современник.

Слайд 62

Повседневная жизнь
С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность. Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий).

Слайд 63

Повседневная жизнь
ТРУДОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ.НЕТРУДОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Партийные деятели.Военные и медики в районе эпидемий.Рабочие важных промышленных предпри-ятий: нефтяники, железно-дорожники, водники.«Бывшие эксплуатат-оры.Люди свободных профессий

Слайд 64

Повседневная жизнь
Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники.

Слайд 65

Повседневная жизнь
Распределение продуктов было крайне неравномерным. Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1—4 фунта крупы, 1—2 фунта сахара, 3—6 фунтов мяса. Нетрудовые элементы получали продукты после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день.

Слайд 66

Повседневная жизнь
КОМУ СКОЛЬКО ВЫДАВАЛИ ПРОДУКТОВ (ДЛЯ СРАВНЕНИЯ)
РАБОЧИЙ В МЕСЯЦ
НЕТРУДОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
24 ФУНТА МУКИ 1-4 ФУНТА КРУПЫ 1-2 ФУНТА СУХАРЕЙ 1-2 ФУНТА САХАРА 3-6 ФУНТОВ МЯСА
В день после всех – 50-250 грамм хлеба

Слайд 67

Повседневная жизнь
ХЛЕБ В ГРАММАХ

Слайд 68

Повседневная жизнь
Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного. Тысячи горожан, с мешками за плечами, невзирая на запреты и суровые наказания, устремлялись в хлебопроизводящие регионы в надежде обменять отрез материи, сапоги, нитки и прочее подобное на продовольствие.

Слайд 69

Повседневная жизнь
Таких людей называли мешочниками. Скрываясь от преследований, они перемещались на крышах вагонов, тормозных площадках и буферах под вагонами. По оценкам того времени, мешочничеством занималось до четверти всего взрослого населения страны.

Слайд 70

Повседневная жизнь
Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за необходимости высокого расхода дров называли буржуйками.

Слайд 71

Задание - работа с документом, стр.87
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. Д. ВРАНГЕЛЬ В 7 часов утра бежала в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара, конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой... Питалась я в общественной столовой... ела тёмную бурду с нечищеной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки. Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой — до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста. В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня, варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же картофель (стоил в то время один фунт — 6 штук — 250 руб.), ела с солью, а в дни кутежа с редькой и луком. Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?

Слайд 72

5. Общественные настроения.

Слайд 73

Общественные настроения
Крестьянство в результате Октябрьской революции смогло осуществить свои вековые чаяния о земле, которой, по его представлениям, имели право пользоваться только те, кто обрабатывает её собственным трудом. Большевики, поглощённые политической борьбой и разрухой в городе, не имели сил для какого-либо существенного влияния на деревню. Большинство крестьян были довольны, сторонились политической борьбы и пользовались возможностью нажиться на продовольственном кризисе.

Слайд 74

Общественные настроения
Однако введение большевиками чрезвычайной политики в деревне и массовая мобилизация в Красную Армию волей-неволей втягивали крестьян в орбиту политической жизни. Чрезвычайный налог, насильственное изъятие продовольствия, продразвёрстка, мобилизация лошадей, сопровождавшиеся бесчинствами продотрядов и злоупотреблениями местных властей, вызвали резкое недовольство.
Митинг, собранный большевиками в деревне. Художник И. А. Владимиров. 1922 г

Слайд 75

Общественные настроения
Но эйфория обычно длилась недолго. Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев на белых правителей. Виной тому стала земельная политика белых, а также их реквизиции, грабежи и насилие. Недовольство вызывала и мобилизация в белые армии, от которой крестьяне массово уклонялись. В ответ следовали самые жестокие репрессии — расстрелы, повешения.
Белогвардейский плакат

Слайд 76

Разочарования белыми режимам
Расстрелы, повешения
Земельная политика белых
Грабежи и насилие
Мобилизация в белые армии
Насилия белых воспринимались людьми более болезненно, чем насилия красных, — ведь исходили они как бы от прежних бар.
В 1919 г. происходит перелом в сознании крестьянства. Большинство его поддержало советскую власть.

Слайд 77

Общественные настроения
Опорой большевиков были рабочие крупных промышленных центров, прежде всего Петрограда и Москвы. Однако часть из них достаточно скоро стала разочаровываться в большевистской власти. Причиной этого стало снижение уровня жизни, вызванное резким сокращением производства и массовой безработицей.

Слайд 78

Общественные настроения
Весной 1918 г. в ходе новых выборов в Советы почти по всем губерниям России большевики проиграли меньшевикам и эсерам. Очень скоро новоизбранные Советы были разогнаны. Тем не менее массовых выступлений против большевиков не произошло.

Слайд 79

Общественные настроения
Исключением стало восстание рабочих Воткинска и Ижевска в августе—ноябре 1918 г., проходившее под лозунгом «За Советы без большевиков». Повстанческие власти создали народную армию, которая вступила в боевые действия против Красной Армии. После подавления восстания эта армия воевала с большевиками в составе Ижевской и Боткинской дивизий Русской армии адмирала А. В. Колчака.
Ижевская дивизия

Слайд 80

Общественные настроения
В целом отношение белых к рабочим было негативным. Когда ими был занят Урал, вместо налаживания производства и установления нормальных отношений с рабочими они развернули там жесточайший террор. Каждый рабочий был под подозрением. Даже профсоюзы, руководимые меньшевиками и эсерами, которые ранее боролись против большевиков, существовали на нелегальном положении.

Слайд 81

Общественные настроения
Деникинское правительство отменило все законодательные акты Временного правительства по рабочему вопросу, как и узаконенный большевиками 8-часовой рабочий день. Владельцы были восстановлены в своих правах. Любая попытка рабочих выступить в защиту своих экономических интересов, даже в самой мирной форме, воспринималась как большевистская вылазка, которая должна быть подавлена жёстко и незамедлительно.

Слайд 82

Общественные настроения
Непростые отношения складывались у советской власти с интеллигенцией. Часть политически активной либеральной интеллигенции бежала на юг и примкнула к Белому движению. Оставшиеся, включая основную массу школьных учителей, ответила большевистскому правительству волной забастовок и враждебных выступлений.
Марина Цветаева

Слайд 83

Общественные настроения
Особенно чувствительным оказался саботаж государственных чиновников в конце 1917 — начале 1918 г. Но вскоре многие работники умственного труда, как и бывшие офицеры, активно пошли на службу новой власти. Были среди этих людей и искренне верившие в правильность действий большевиков. Однако большинство руководствовалось иными причинами.

Слайд 84

Общественные настроения
Громадное воздействие оказывало ощущение бытовой незащищённости. Люди были поглощены задачей простого выживания. А эта задача была настолько непростой, что становилось не до политики. Порой большевикам достаточно было выдать интеллигенции продуктовый паёк, чтобы она начинала верить, что власти «идут ей навстречу».

Слайд 85

Общественные настроения
С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений, почему необходимо служить новой власти. Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, ибо совладали с массами, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, наконец, создали из ничего армию. Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России. Но чаще всего интеллигенция говорила о большевизме как силе, очищающей Россию и всю европейскую цивилизацию от скверны прошлого. В такой ситуации многие интеллигенты испытывали острейший внутренний конфликт.

Слайд 86

Общественные настроения
«Жизнь их проходила между реальностью, подлежащей осуждению, и принципом, требующим оправдания существующего, — писала Н. Я. Мандельштам. — Они то закрывали глаза на действительность, чтобы беспрепятственно подбирать для неё оправдания, то, снова открыв их, познавали существующее. Многие из них всю жизнь ждали революцию, но, увидев её будни, испугались и отвернулись».
Н. Я. Мандельштам.

Слайд 87

Выводы
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Важнейшим фактором в Гражданской войне являлась позиция народных масс. Поставленные перед жёстким выбором, которого они безуспешно пытались избежать, люди после мучительных колебаний поддержали большевиков.