Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Идеология и культура периода Гражданской войны
Слайд 2
Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
…
Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша – медь литавр
В.В. Маяковский
Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно жить!
Лежим, заплеваны и связаны,
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
З.Н. Гиппиус
Слайд 3
План урока:
Политика новой власти в области образования и науки
Культура и духовная жизнь российского общества в первые годы советской власти
Повседневная жизнь. Общественные настроения
Слайд 4
Работая с пунктами 1 и 3 параграфа 8, заполните таблицу, посвященную первым декретам советской власти в области образования.
Мероприятия советской власти.Декрет.Содержание
..
..
..
..
..
Слайд 5
Мероприятия советской власти.Декрет.Содержание
Реформы в области начального и среднего образования.2 августа 1918 – декрет СНК «О правилах приема в высшие учебные заведения».Отмена вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, право поступления в них получили все лица старше 18 лет, даже не имеющие аттестата о среднем образовании
Сентябрь 1919 – постановление Наркомпроса «Об организации рабочих факультетов».Создание при университетах курсов по подготовке рабочей и крестьянской молодежи ( рабфаков). Выпускники рабфаков получили преимущество при приеме в вузы.
Реформы в области высшего образования.23 января 1918 – декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».Запрет преподавания в школах любых религиозных дисциплин
30 сентября 1918 – декрет ВЦИК «О единой трудовой школе».Преобразование всех начальных и средних учебных заведений в единые трудовые школы. Упразднение платы за обучение, раздельного обучения мальчиков и девочек, провозглашение важнейшей частью учебной программы трудового воспитания.
Меры по борьбе с неграмотностью.26 декабря 1919 – декрет СНК «О ликвидации безграмотности».Обязанность всего населения РСФСР до 50 лет научиться грамоте, привлечение к их обучению грамотных людей в порядке трудовой повинности
Слайд 6
Анатолий Васильевич Луначарский
Сергей Фёдорович Ольденбург
Слайд 7
Ленинский план монументальной пропаганды
В апреле 1918 г. Совнаркомом был принят декрет «О памятниках республики», согласно которому предполагалось к празднику 1 мая заменить старые названия улиц, эмблемы и монументы на новые, «отражающие идеи и чувства революционной трудовой России». Декрет предписывал снести все памятники, «прославляющие царей и их слуг», за исключением тех из них, которые представляют художественную ценность, и организовать конкурс проектов памятников, прославляющих достижения революции. В соответствии с эти планом в Москве были демонтированы монументы Александра II в Кремле, Александру III у храма Христа Спасителя, крест, установленный в память об убийстве великого князя Сергея Александровича.
В июле 1918 г. Совнарком утвердил список лиц, которых следовало увековечить. В него вошли известные революционеры и деятели освободительного движения самых разных стран и эпох – от Спартака до Гарибальди, от Брута до Софьи Перовской. В списке также значились выдающиеся российские деятели культуры, в том числе не имевшие никого отношения к «борьбе с царизмом» (Пушкин, Толстой, Достоевский, Ломоносов, Менделеев). К осуществлению плана монументальной пропаганды были привлечены многие известные скульпторы. Так С.Т. Коненков создал монумент «Степан Разин с ватагой» на Лобном месте Красной площади. Однако в условиях хозяйственной разрухи памятники воздвигались в основном из дешевых недолговечных материалов – гипсов, бетона, поэтому быстро обветшали и через несколько лет были демонтированы. До наших дней сохранились немногие из них ( памятники Герцену и Огареву на Моховой, 1920 г.
Слайд 8
Памятник императору Александру II
Памятник императору Александру III
Слайд 9
«Ты записался добровольцем?»,
Дмитрий Моор
«Помоги», Дмитрий Моор
Слайд 10
«КАЗАК, ТЫ С КЕМ?
С НАМИ ИЛИ С НИМИ?», Дмитрий Моор
Деникинская банда, В. Н. Дени (Денисов)
Слайд 11
«Помни о Дне Красной казармы», В.В. Маяковский
ХЛЕБНЫЙ ПАУК КУЛАК-МИРОЕД, Виктор Дени
Слайд 12
«Или смерть капиталу или смерть под пятой капитала», В.Н. Дени
Слайд 13
«Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин!», В.В. Маяковский
Слайд 14
«Отчего вы не в армии?», автор неизвестен
Так разрешен рабочий вопрос в Совдепии, автор неизвестен
Слайд 15
«Что несет народу большевизм?»
Слайд 16
«В жертву интернационалу»
Слайд 17
"Мои русские друзья!"
Слайд 18
Из резолюции первой Всероссийской конференции пролетарских культурно – просветительских организаций (1918 г.)
Пролетариату для организации своих сил в социальной работе, борьбе и строительстве необходимо свое классовое искусство. Дух этого искусства – трудовой коллективизм: оно воспринимает и отражает мир с точки зрения трудового коллектива, выражает связь его чувства, его боевой и творческой воли.
Сокровища старого искусства пролетариат должен быть в своем критическом освещении, в своем новом истолковании, раскрывающем их скрытые коллективные основы и их организационный смысл. Тогда они явятся драгоценным наследием для пролетариата ,оружием в его борьбе против того же старого мира, который их создал, и орудием в устроениях нового мира.
Слайд 19
Из декларации объединения пролетарских писателей «Кузница» (1923 г.)
Буржуазное искусство выродилось во всеобщее уродство и бессильно коснуться рабочего класса, как рука трупа пожать руку живому. Мы поднимаем тяжелый рабочий молот, вбить последний гвоздь в крышку этой гробницы искусства.
Смена форм общества меняет формы искусства. Мы провозглашаем искусство как здоровый, согласованный с самим собой и окружающей социальной средой организм. В нашем понимании художественное творчество – функция общественной идеологии, эмоциологии, классовой психики вообще. Труд и борьба за организацию коммунистического общества – первоосновы рабочего класса и первоосновы нашего творчества.
Слайд 20
Работая с пунктом 2 параграфа 8, заполните таблицу.
Деятель культуры.Произведения, прославляющие революцию.
.
.
.
.
Слайд 21
Деятель культуры.Произведения, прославляющие революцию.
В.В. Маяковский.Стихи «Левый марш», «Ода революции», пьеса «Мистерия – буфф», плакаты для «Окон РОСТА»
А.А. Блок.Поэма «Двенадцать»
К.С. Петров – Водкин.Картина «1918 год в Петрограде»
В.М. Кустодиев.Картина «Большевик»
К.С. Малевич.Декорации к первой постановке пьесы «Мистерия – буфф»
В.Э. Мейерхольд.Постановка первого спектакля по пьесе «Мистерия – буфф»
Слайд 22
«1918 год в Петрограде», К.С. Петров – Водкин
Слайд 23
«Большевик», Борис Кустодиев (1920)
Слайд 24
Работая с пунктом 3 параграфа 8, заполните таблицу, посвященную антирелигиозным и антицерковным декретам советского правительства в первые послереволюционные годы.
Дата.Декрет Совнаркома.Содержание
..
..
..
..
Слайд 25
Дата.Декрет Совнаркома.Содержание
Декабрь 1917 г..«О гражданском браке».Введение гражданской регистрации брака. Церковный брак утратил официальное значение и стал частным делом граждан
«О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведомство наркомата просвещения».Передача государству всех церковных учебных заведений ( церковно – приходские школы, семинарии) и их имущества
23 января 1918 г..«Об отделении церкви от государства и школы от церкви».Лишение церкви права владеть собственностью, запрет преподавания в школах религиозных дисциплин
29 июля 1920 г..«О ликвидации мощей во всероссийском масштабе».Регламентация ведущейся с 1918 г. кампании по вскрытию мощей с целью «разоблачения церковного обмана». Все мощи подлежали сдаче в музей или захоронению.
Как вы думаете, чем руководствовался патриарх Тихон, когда выступая с жесткими обличениями антицерковной политики советской власти, тем не менее воздержался от заявлений в поддержку Белого движения?
Слайд 26
Изучите отрывок из воспоминаний М.Д. Врангель (матери П.Н. Врангеля, жившей в Петрограде до октября 1920 г, когда с помощью антибольшевистского подполья она смогла бежать в Финляндию), представленный на стр. 87 и дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Что такое машочничество и почему это явление получило такое широкое распространение в годы военного коммунизма, несмотря на жесткие меры по борьбе с ним, предпринимаемые советской властью?
Какие категории населения находились эпоху военного коммунизма в наиболее тяжелом материальном положении?
Можно ли утверждать, что руководящие партийные работники имели материальный достаток, сравнимый с мерками благополучного времени?
Слайд 27
Из дневника З.Н. Гиппиус
Захваченные магазины, предприятия и заводы закрывались; захват частной торговли повел к прекращению вообще всякой торговли, к закрытию всех магазинов и к страшному развитию торговли нелегальной, спекулятивной, воровской. На нее большевикам поневоле приходилось смотреть сквозь пальцы и лишь периодически громить и хватать покупающих – продающих на улицах, в частных помещениях, на рынках; рынки, единственный источник питания решительно для всех ( даже для большинства коммунистов), - тоже были нелегальщиной
Слайд 28
Из воспоминаний А.И. Куприна
Но, по правде говоря, я бы очень хотел, чтобы в будущей, спокойной и здоровой России был воздвигнут скромный общественный монумент не кому иному, как мешочнику. В пору пайковых жмыхов и пайковой клюквы это он, мешочник, провозил через громадные расстояния пищевые продукты, вися на вагонных площадках, оседлывая буфера или распластавшись на крыше теплушки; всегда под угрозой ограбления или расстрела. Я мог бы назвать много драгоценных для нашей родины людей, чье нынешнее существование обязано тяжкой предприимчивой жадности мешочника.
Слайд 29
Из дневника Д.А. Фурманова ( секретарь Ивано – Вознесенского окружкома РКП (б) в 1918 г.)
Питаться совершенно нечем. Может быть, нас переведут на паек Красной армии. Сердце страшно болит: как же мы будем получать, когда рабочие не получают ничего? Жизнь загоняет в тупик. Чистая теория меркнет, поддается перед натиском жгуче ощутимой нужды. Губком санкционирует предложение «О снабжении ответственных работников твердым пайком». И я молчу. Я присоединяюсь. Что я буду говорить рабочим? А ведь они спросят. Я вне очереди достаю две сажени дров, когда другим не дают. И много – много этих мелочей опутало меня и отняло прежнюю абсолютную чистоту.
Слайд 30
Из книги И.А. Бунина «Окаянные дни»
Подумать только: надо еще объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду я служить в какой – нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому – нибудь проламывают голову, и просвещать начет «последних достижений в инструментовке стиха» какую – нибудь хряпу с мокрыми от пота руками! Да порази ее проказа до семьдесят седьмого колена, если она даже и «антерисуется» стихами.
Вообще, теперь самое страшное, самое ужасное и позорное даже не сами ужасы и позоры, а то, что надо разъяснить их, спорить о том, хороши они или дурны. Это ли не крайний ужас, что я должен доказывать, например, то что лучше тысячу раз околеть с голоду, чем обучать эту хряпу ямбам и хореям, дабы она могла воспевать, как ее сотоварищи грабят, бьют, насилуют, пакостят в церквях, вырезают ремни из офицерских спин, венчают с кобылами священников!
Слайд 31
Из статьи А.А. Блока «Интеллигенция и Революция»
Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему мошкой, а дураку – образованностью.
Все так.
Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ – паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», меду интеллигенцией и народом?
Слайд 32
Что вы получили от работы в группе?
Что для вас было особенно интересным?
За что вы можете себя похвалить?
За что вы можете похвалить одноклассников?
Была ли достигнута цель работы?
Слайд 33
Домашнее задание:
Параграф 1 - 8 – повторить
Выполнить задания 3, 5, 7 рублики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»