Презентация - Идеология и культура периода гражданской войны

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Идеология и культура периода гражданской войны
Распечатать
  • Уникальность: 81%
  • Слайдов: 33
  • Просмотров: 2628
  • Скачиваний: 139
  • Размер: 9.55 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 1

Идеология и культура периода Гражданской войны

Слайд 2

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 2
Бейте в площади бунтов топот! Выше, гордых голов гряда! Мы разливом второго потопа Перемоем миров города. … Радости пей! Пой! В жилах весна разлита. Сердце, бей бой! Грудь наша – медь литавр В.В. Маяковский
Как скользки улицы отвратные, Какая стыдь! Как в эти дни невероятные Позорно жить! Лежим, заплеваны и связаны, По всем углам. Плевки матросские размазаны У нас по лбам. З.Н. Гиппиус

Слайд 3

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 3
План урока:
Политика новой власти в области образования и науки Культура и духовная жизнь российского общества в первые годы советской власти Повседневная жизнь. Общественные настроения

Слайд 4

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 4
Работая с пунктами 1 и 3 параграфа 8, заполните таблицу, посвященную первым декретам советской власти в области образования.
Мероприятия советской власти.Декрет.Содержание
..
..
..
..
..

Слайд 5

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 5

Мероприятия советской власти.Декрет.Содержание
Реформы в области начального и среднего образования.2 августа 1918 – декрет СНК «О правилах приема в высшие учебные заведения».Отмена вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, право поступления в них получили все лица старше 18 лет, даже не имеющие аттестата о среднем образовании
Сентябрь 1919 – постановление Наркомпроса «Об организации рабочих факультетов».Создание при университетах курсов по подготовке рабочей и крестьянской молодежи ( рабфаков). Выпускники рабфаков получили преимущество при приеме в вузы.
Реформы в области высшего образования.23 января 1918 – декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».Запрет преподавания в школах любых религиозных дисциплин
30 сентября 1918 – декрет ВЦИК «О единой трудовой школе».Преобразование всех начальных и средних учебных заведений в единые трудовые школы. Упразднение платы за обучение, раздельного обучения мальчиков и девочек, провозглашение важнейшей частью учебной программы трудового воспитания.
Меры по борьбе с неграмотностью.26 декабря 1919 – декрет СНК «О ликвидации безграмотности».Обязанность всего населения РСФСР до 50 лет научиться грамоте, привлечение к их обучению грамотных людей в порядке трудовой повинности

Слайд 6

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 6

Анатолий Васильевич Луначарский
Сергей Фёдорович Ольденбург

Слайд 7

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 7
Ленинский план монументальной пропаганды
В апреле 1918 г. Совнаркомом был принят декрет «О памятниках республики», согласно которому предполагалось к празднику 1 мая заменить старые названия улиц, эмблемы и монументы на новые, «отражающие идеи и чувства революционной трудовой России». Декрет предписывал снести все памятники, «прославляющие царей и их слуг», за исключением тех из них, которые представляют художественную ценность, и организовать конкурс проектов памятников, прославляющих достижения революции. В соответствии с эти планом в Москве были демонтированы монументы Александра II в Кремле, Александру III у храма Христа Спасителя, крест, установленный в память об убийстве великого князя Сергея Александровича. В июле 1918 г. Совнарком утвердил список лиц, которых следовало увековечить. В него вошли известные революционеры и деятели освободительного движения самых разных стран и эпох – от Спартака до Гарибальди, от Брута до Софьи Перовской. В списке также значились выдающиеся российские деятели культуры, в том числе не имевшие никого отношения к «борьбе с царизмом» (Пушкин, Толстой, Достоевский, Ломоносов, Менделеев). К осуществлению плана монументальной пропаганды были привлечены многие известные скульпторы. Так С.Т. Коненков создал монумент «Степан Разин с ватагой» на Лобном месте Красной площади. Однако в условиях хозяйственной разрухи памятники воздвигались в основном из дешевых недолговечных материалов – гипсов, бетона, поэтому быстро обветшали и через несколько лет были демонтированы. До наших дней сохранились немногие из них ( памятники Герцену и Огареву на Моховой, 1920 г.

Слайд 8

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 8

Памятник императору Александру II
Памятник императору Александру III

Слайд 9

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 9

«Ты записался добровольцем?», Дмитрий Моор
«Помоги», Дмитрий Моор

Слайд 10

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 10

«КАЗАК, ТЫ С КЕМ? С НАМИ ИЛИ С НИМИ?», Дмитрий Моор
Деникинская банда, В. Н. Дени (Денисов)

Слайд 11

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 11

«Помни о Дне Красной казармы», В.В. Маяковский
ХЛЕБНЫЙ ПАУК КУЛАК-МИРОЕД, Виктор Дени

Слайд 12

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 12
«Или смерть капиталу или смерть под пятой капитала», В.Н. Дени

Слайд 13

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 13
«Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин!», В.В. Маяковский

Слайд 14

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 14

«Отчего вы не в армии?», автор неизвестен
Так разрешен рабочий вопрос в Совдепии, автор неизвестен

Слайд 15

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 15
«Что несет народу большевизм?»

Слайд 16

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 16
«В жертву интернационалу»

Слайд 17

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 17
"Мои русские друзья!"

Слайд 18

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 18
Из резолюции первой Всероссийской конференции пролетарских культурно – просветительских организаций (1918 г.)
Пролетариату для организации своих сил в социальной работе, борьбе и строительстве необходимо свое классовое искусство. Дух этого искусства – трудовой коллективизм: оно воспринимает и отражает мир с точки зрения трудового коллектива, выражает связь его чувства, его боевой и творческой воли. Сокровища старого искусства пролетариат должен быть в своем критическом освещении, в своем новом истолковании, раскрывающем их скрытые коллективные основы и их организационный смысл. Тогда они явятся драгоценным наследием для пролетариата ,оружием в его борьбе против того же старого мира, который их создал, и орудием в устроениях нового мира.

Слайд 19

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 19
Из декларации объединения пролетарских писателей «Кузница» (1923 г.)
Буржуазное искусство выродилось во всеобщее уродство и бессильно коснуться рабочего класса, как рука трупа пожать руку живому. Мы поднимаем тяжелый рабочий молот, вбить последний гвоздь в крышку этой гробницы искусства. Смена форм общества меняет формы искусства. Мы провозглашаем искусство как здоровый, согласованный с самим собой и окружающей социальной средой организм. В нашем понимании художественное творчество – функция общественной идеологии, эмоциологии, классовой психики вообще. Труд и борьба за организацию коммунистического общества – первоосновы рабочего класса и первоосновы нашего творчества.

Слайд 20

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 20
Работая с пунктом 2 параграфа 8, заполните таблицу.
Деятель культуры.Произведения, прославляющие революцию.
.
.
.
.

Слайд 21

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 21

Деятель культуры.Произведения, прославляющие революцию.
В.В. Маяковский.Стихи «Левый марш», «Ода революции», пьеса «Мистерия – буфф», плакаты для «Окон РОСТА»
А.А. Блок.Поэма «Двенадцать»
К.С. Петров – Водкин.Картина «1918 год в Петрограде»
В.М. Кустодиев.Картина «Большевик»
К.С. Малевич.Декорации к первой постановке пьесы «Мистерия – буфф»
В.Э. Мейерхольд.Постановка первого спектакля по пьесе «Мистерия – буфф»

Слайд 22

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 22
«1918 год в Петрограде», К.С. Петров – Водкин

Слайд 23

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 23
«Большевик», Борис Кустодиев (1920)

Слайд 24

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 24
Работая с пунктом 3 параграфа 8, заполните таблицу, посвященную антирелигиозным и антицерковным декретам советского правительства в первые послереволюционные годы.
Дата.Декрет Совнаркома.Содержание
..
..
..
..

Слайд 25

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 25

Дата.Декрет Совнаркома.Содержание
Декабрь 1917 г..«О гражданском браке».Введение гражданской регистрации брака. Церковный брак утратил официальное значение и стал частным делом граждан
«О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведомство наркомата просвещения».Передача государству всех церковных учебных заведений ( церковно – приходские школы, семинарии) и их имущества
23 января 1918 г..«Об отделении церкви от государства и школы от церкви».Лишение церкви права владеть собственностью, запрет преподавания в школах религиозных дисциплин
29 июля 1920 г..«О ликвидации мощей во всероссийском масштабе».Регламентация ведущейся с 1918 г. кампании по вскрытию мощей с целью «разоблачения церковного обмана». Все мощи подлежали сдаче в музей или захоронению.
Как вы думаете, чем руководствовался патриарх Тихон, когда выступая с жесткими обличениями антицерковной политики советской власти, тем не менее воздержался от заявлений в поддержку Белого движения?

Слайд 26

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 26
Изучите отрывок из воспоминаний М.Д. Врангель (матери П.Н. Врангеля, жившей в Петрограде до октября 1920 г, когда с помощью антибольшевистского подполья она смогла бежать в Финляндию), представленный на стр. 87 и дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Что такое машочничество и почему это явление получило такое широкое распространение в годы военного коммунизма, несмотря на жесткие меры по борьбе с ним, предпринимаемые советской властью? Какие категории населения находились эпоху военного коммунизма в наиболее тяжелом материальном положении? Можно ли утверждать, что руководящие партийные работники имели материальный достаток, сравнимый с мерками благополучного времени?

Слайд 27

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 27

Из дневника З.Н. Гиппиус
Захваченные магазины, предприятия и заводы закрывались; захват частной торговли повел к прекращению вообще всякой торговли, к закрытию всех магазинов и к страшному развитию торговли нелегальной, спекулятивной, воровской. На нее большевикам поневоле приходилось смотреть сквозь пальцы и лишь периодически громить и хватать покупающих – продающих на улицах, в частных помещениях, на рынках; рынки, единственный источник питания решительно для всех ( даже для большинства коммунистов), - тоже были нелегальщиной

Слайд 28

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 28

Из воспоминаний А.И. Куприна
Но, по правде говоря, я бы очень хотел, чтобы в будущей, спокойной и здоровой России был воздвигнут скромный общественный монумент не кому иному, как мешочнику. В пору пайковых жмыхов и пайковой клюквы это он, мешочник, провозил через громадные расстояния пищевые продукты, вися на вагонных площадках, оседлывая буфера или распластавшись на крыше теплушки; всегда под угрозой ограбления или расстрела. Я мог бы назвать много драгоценных для нашей родины людей, чье нынешнее существование обязано тяжкой предприимчивой жадности мешочника.

Слайд 29

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 29
Из дневника Д.А. Фурманова ( секретарь Ивано – Вознесенского окружкома РКП (б) в 1918 г.)
Питаться совершенно нечем. Может быть, нас переведут на паек Красной армии. Сердце страшно болит: как же мы будем получать, когда рабочие не получают ничего? Жизнь загоняет в тупик. Чистая теория меркнет, поддается перед натиском жгуче ощутимой нужды. Губком санкционирует предложение «О снабжении ответственных работников твердым пайком». И я молчу. Я присоединяюсь. Что я буду говорить рабочим? А ведь они спросят. Я вне очереди достаю две сажени дров, когда другим не дают. И много – много этих мелочей опутало меня и отняло прежнюю абсолютную чистоту.

Слайд 30

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 30
Из книги И.А. Бунина «Окаянные дни»
Подумать только: надо еще объяснять то тому, то другому, почему именно не пойду я служить в какой – нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с чрезвычайкой, где чуть не каждый час кому – нибудь проламывают голову, и просвещать начет «последних достижений в инструментовке стиха» какую – нибудь хряпу с мокрыми от пота руками! Да порази ее проказа до семьдесят седьмого колена, если она даже и «антерисуется» стихами. Вообще, теперь самое страшное, самое ужасное и позорное даже не сами ужасы и позоры, а то, что надо разъяснить их, спорить о том, хороши они или дурны. Это ли не крайний ужас, что я должен доказывать, например, то что лучше тысячу раз околеть с голоду, чем обучать эту хряпу ямбам и хореям, дабы она могла воспевать, как ее сотоварищи грабят, бьют, насилуют, пакостят в церквях, вырезают ремни из офицерских спин, венчают с кобылами священников!

Слайд 31

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 31
Из статьи А.А. Блока «Интеллигенция и Революция»
Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему мошкой, а дураку – образованностью. Все так. Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ – паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью, между «образованными» и «необразованными», меду интеллигенцией и народом?

Слайд 32

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 32
Что вы получили от работы в группе? Что для вас было особенно интересным? За что вы можете себя похвалить? За что вы можете похвалить одноклассников? Была ли достигнута цель работы?

Слайд 33

Идеология и культура периода гражданской войны, слайд 33
Домашнее задание:
Параграф 1 - 8 – повторить Выполнить задания 3, 5, 7 рублики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа»
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.