Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 14
ЛЮБИТ, ЛЮБИТ КРОВУШКУ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ. А. АХМАТОВА
Тема. Красный и белый террор в годы Гражданской войны. Человек на войне.
Слайд 15
Цели:
Знать определения Гражданской войны, террора, факты красного и белого террора.
Уметь сопоставлять исторические документы с литературными произведениями.
Уметь делать политические и нравственные выводы, осмысливать события гражданской войны в России с общечеловеческой точки зрения.
Слайд 16
Предварительные задания:
Д. Фурманов «Чапаев»
А. Толстой «Гадюка»
Б. Лавренев «Сорок первый»
И. Бабель «Конармия»
С. Есенин «Баллада о 26-и»
А. Толстой «Хождение по мукам» (часть II, 18-ый год)
М. Булгаков «Белая гвардия»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
А.Фадеев «Разгром»
М. Шолохов «Донские рассказы»
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 17
Кто передаст потомкам нашу повесть?
Ни записи, ни мысли, ни слова
К ним не дойдут: все знаки слижет пламя.
И выест кровь слепые письмена.
Но, может быть, благоговейно память
Случайно стих изустно передаст,
Никто из вас не ведал то, что мы
Изжили до конца, вкусили полной мерой:
Свидетели великого распада-
Мы видели безумья целых рас,
Крушенье царств, косматые светила,
Прообразы последнего Суда,
Мы пережили Илиады войн,
И Апокалипсисы революций!
Мы вышли в путь к закатной славе века,
В последний час всемирной тишины,
Когда слова о зверствах и о войнах
Казались всем неповторимой сказкой.
Но мрак, и брань, и мор, и трус и глад –
Застигли нас посереди дороги,
Разверзлись хляби душ и недра жизни,
И нас слизнул ночной водоворот.
Стал человек – один другому – дьявол,
Кровь- спайкой душ. Борьба за жизнь – законом
И долгом – месть……..
М. Волошин
«Потомкам».
- О НЕБЫВАЛОМ НАКАЛЕ КЛАССОВЫХ СРАЖЕНИЙ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ.
- О ГЛУБИНЕ И ЯРОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТАРСТЕЙ В БРАТОУБИЙСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
- ОБ УЖАСАХ ВОЙНЫ, ТЕМ БОЛЕЕ ГРАЖДАНСКОЙ.
Найти строчки :
Слайд 18
РАБОТА В ГРУППАХ. ВОПРОСЫ.
Дайте определение гражданской войне?
Назовите формальные сроки начала гражданской войны в России?
- Когда закончилась гражданская война в России?
- Какова особенность гражданской войны в России?
Слайд 19
Гражданская война - организованная вооруженная борьба внутри одного государства, больших, относящихся
к различным социальным группам масс людей,
за государственную власть и собственность.
Слайд 20
Генерал И. Деникин: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи».
Донесения с фронта: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести….»
А.С.Пушкин: «Нет ничего страшнее русского бунта. Он бессмысленный и беспощадный».
На эту озверевшую от пьяной свободы вооруженную армейскую массу, на стихию русского крестьянского бунта опирались захватившие власть большевики.
Слайд 21
1.К ЧЕМУ ПРИВЕЛ КРЕСТЬЯНСКИЙ БУНТ ВО ГЛАВЕ С БОЛЬШЕВИКАМИ? 2. ЧЕМ СОПРОВАЖДАЛАСЬ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ?
Слайд 22
СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Темы.
1. Покушение на Ленина.
2. Расстрел царской семьи.
Слайд 25
(Работа в группах: 1 и 2 гр. – белые; 3 и 4гр.- красные)
Полемика. Красные приводят факты белого террора, а белые – красного.
«Белый и красный террор».
Слайд 26
Максимилиан Волошин «Гражданская война»
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь, между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
молюсь за тех и за других.
М. Цветаева. (с невыразимой болью писала)
Все рядком лежат
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белым стал:
Смерть побелила.
* (Работа с текстами в группах: найти средства художественной выразительности, показывающие нам ужас и масштаб происходящего; определить позицию автора по отношению к красным и белым).
Слайд 27
Предварительное задание:
Д. Фурманов «Чапаев»
А. Толстой «Гадюка»
Б. Лавренев «Сорок первый»
И. Бабель «Конармия»
С. Есенин «Баллада о 26-и»
А. Толстой «Хождение по мукам» (часть II, 18-ый год)
М. Булгаков «Белая гвардия»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
А.Фадеев «Разгром»
М. Шолохов «Донские рассказы»
Поэзия гражданской войны
-Человек – объект для литературы любого народа.
Как же чувствовал себя человек в братоубийственной войне?
- Перед каким выбором встал рабочий, крестьянин, солдат, писатель, поэт?
И.БАБЕЛЬ.
С.ЕСЕНИН
Д.ФУРМАНОВ
А.ТОЛСТОЙ
Б.ПАСТЕРНАК
М.БУЛГАКОВ
Слайд 28
Задания:
- Найти в произведениях эпизоды, иллюстрирующие красный и белый террор (красные ищут белый, белые ищут красный террор).
- Назвать героя, который является олицетворением того или иного движения, подтвердить текстом.
Определить персонажей, которым стыдно за происходящее? (если таковые есть).
Прочитать наизусть стихотворение о гражданской войне.
Слайд 29
ЭПИГРАФЫ.
«ЛЮБИТ, ЛЮБИТ КРОВУШКУ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ»
(А. АХМАТОВА)
- Товарищи, от кого вы бежите?
- Солдаты.
- Красные или белые?
- Солдаты!
Б. Пастенак. Доктор Живаго.
«Хотел бы я, чтобы они решили раз и навсегда,
какая из банд хулиганов будет править в этой стране».
Б. Пастернак. Доктор Живаго.
Слайд 30
1. Кто был зачинщиком братоубийственного кровопролития и интервенции в России?
2. Был ли возможен другой путь развития России в начале XX века?
(Имейте ввиду не только события гражданской войны).
Слайд 31
СПАСИБО
ЗА
РАБОТУ
!!!!!!!!!!!!!!!!!!