Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Террор в годы Гражданской войны
Интегрированный урок по истории и литературе 11 класс
Слайд 2
Раскрыть понятия
Гражданская война
Интервенция
Диктатура пролетариата
Монархия
Анархия
Репрессии
Террор
Слайд 3
Три цвета гражданской войны.
белые
красные
зеленые
Слайд 4
Белые
А.В Колчак
А.И.Деникин
П.Н.Врангель
Лидеры:
Л.Г.Корнилов, Н.И. Юденич, М.В.Алексеев.
Подобно витязям варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идет на бой с трехцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несет к нам возрожденье
В сиянье радостных побед!
Ф. Касаткин-Ростовский
Слайд 5
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924). В 17 лет за участие в студенческих волнениях исключен из Казанского университета, выслан. В 1888г. вступил в марксистский кружок. В 1891 сдал экзамены за курс юридического факультета. После II съезда стал лидером большевиков. Написал ряд крупных философских и экономических работ, создал теорию империализма как высшей и последней стадии капитализма, за которой наступит социализм. В годы первой мировой войны выступал за превращение ее в гражданскую, что, по его мнению должно привести к революционной смене капитализма диктатурой пролетариата. Был одним из организаторов Октябрьской революции, затем- глава государства.
Красные
Лидер
Слайд 6
«Зеленые» - так называлось крестьянское движение в период гражданской войны, выступавшее как против красных, так и против белых, оно не было организационно оформлено.Наиболее массовый характер оно приобрело весной-летом 1919года. Среди повстанцев преобладали крестьяне, а в национальных районах- русскоязычное население.
Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем значительный район юга Украины.
Зеленые
Слайд 7
Террор «белый» и «красный»
*Ранение В.И.Ленина
*Убийство Урицкого
*Расстрел царской семьи
*Декрет о красном терроре
Политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до физического уничтожения
« Брали на мушку», « ставили к стенке»,
« Списывали в расход»-
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
«Хлопнуть», « угробить», «отправить на шлепку»,
« к Духонину в штаб», « разменять»-
Проше и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
М. Волошин.
Слайд 8
Гражданская война – подвиг и трагедия победителей и побежденных. Потери России с 1917 по 1922 гг. - около 16 млн. погибших. Из них 1 млн. бойцов Красной Армии, жертвы террора 1,3 млн. + 2 млн. эмигрантов. Сколько погибло “белых”, крестьян-повстанцев – никто не считал.
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. А.С.Пушкин
Слайд 9
Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
А.С.Пушкин
Промышленное производство упало до 20% от уровня 1913 года..
Сельское хозяйство сократилось вдвое.
Ущерб народному хозяйству составил 50 млрд. золотых рублей.
Слайд 10
Уроки гражданской войны.
Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией;
Высшей ценностью является не идеи, а человеческие жизни;
В гражданской войне не может быть победителей;
Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Все рядком лежат-
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был-
Красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был-
Белым стал:
Смерть побелила.
М. Цветаева.
Слайд 11
Белый террор Красный террор
Цели проведения Удержание власти, уничтожение большевиков, возвращение помещичьей России Удержание власти, уничтожение всякой контрреволюции, сохранение нового социалистического государства
Формы проявления Репрессии, аресты, побои, расстрелы, повешения, создание карательного аппарата, грабежи, мародерство, погромы, изъятие продовольствия у крестьян Репрессии, аресты, расстрелы, повешения, реквизиция, создание карательного аппарата, официальное введение смертной казни, создание концентрационных лагерей, изъятие продовольствия у крестьян, принудительные повинности
Причины поражения/ победы Попытки возвращения земли помещикам, выжигание деревень, избиение мирных граждан, расстрелы без суда, беззаконие и произвол. Не смогли предложить народу привлекательной программы, не было единого вождя, тесные связи с иностранными правительствами и войсками Идеология – большевистские руководители выдавали «необходимость» террора за волеизъявление масс, как политику государства рабочих и крестьян, совершаемую во благо трудящихся. Большевикам удалось создать иллюзорное представление о справедливой уравнительности, уверить большинство населения в том, что они получат землю, хлеб, мир, террор их не коснется, а направлен лишь против «богатых контрреволюционеров»
Последствия Большевики смогли удержать власть и сохранить государство, уничтожив внешнюю (интервенция) и внутреннюю контрреволюцию. Разрушение хозяйства, массовый голод, деградация. Начало формирования однопартийности и тоталитарного государства. Большевики смогли удержать власть и сохранить государство, уничтожив внешнюю (интервенция) и внутреннюю контрреволюцию. Разрушение хозяйства, массовый голод, деградация. Начало формирования однопартийности и тоталитарного государства.
Нравственные уроки политики террора в годы Гражданской войны В годы Гражданской войны поднялись самые дикие, архаические пласты человеческого сознания, черно-белое мышление, признающее лишь «своих» и «чужих», «наших» и «не наших».
А.Серафимович «Железный поток»: «…не было людей – было кишевшее, переплетающееся зверье…» В годы Гражданской войны поднялись самые дикие, архаические пласты человеческого сознания, черно-белое мышление, признающее лишь «своих» и «чужих», «наших» и «не наших».
А.Серафимович «Железный поток»: «…не было людей – было кишевшее, переплетающееся зверье…»
Слайд 12
Домашнее задание
Что означает понятие «желтый» террор? Кто и с какой целью его проводил?