Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Рынок, конкуренция, монополия
Подготовила
Студентка 1 курса
ГОО ВПО ’’ДонНМУ им. М.Горького’’
Лечебного дела номер 2, 6 группы
Алексеенко Альбина
Слайд 2
Что же такое рынок? Рынок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.
Слайд 3
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Слайд 5
По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка: 1) Рынок потребительских товаров и услуг: - рынок продовольственных товаров; - рынок непродовольственных товаров; - рынок услуг. 2) Рынок факторов производства: - рынок рабочей силы; - рынок средств производства; - рынок сырья.
Слайд 6
3) Финансовый рынок: - фондовый рынок (ценных бумаг); - денежный рынок (депозитов, валюты); 4) Рынок недвижимости: - рынок земли; - рынок недвижимости; 5) Информационный рынок: - рынок духовно-интеллектуального продукта.
Слайд 7
По пространственному признаку различают: 1) локальный или местный рынок; 2) региональный рынок; 3) межрегиональный рынок; 4) национальный рынок; 5) международный рынок; 6) мировой рынок.
Слайд 8
по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой; по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения; по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый; по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий; с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный; по легальности — легальный, нелегальный; по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный; по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.
Слайд 9
Что входит в структуру рынка? Cтруктура рынка (англ. market structure) в экономической теории — конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Слайд 10
Разновидности структур рынка: Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Слайд 11
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей. Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Слайд 12
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба, чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний. Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Слайд 13
Совершенная конкуренция — теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Слайд 15
Формы организации рынка: Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Слайд 16
Популярные формы организации рынка: Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией. Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
Слайд 17
Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации. Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Слайд 18
Функции рынка: Ценообразование - цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт. Посредничество - рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора. Регулирование спроса и предложений - это устанавливает баланс товаров и услуг.
Слайд 19
Информирование - информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом. Стимулирование - постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики. Очищение - экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.
Слайд 20
Почему возникает рынок? Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.
Слайд 21
Какую роль в экономике играет рынок? Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли- продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.
Слайд 22
Конкуренция (в общем понимании) – это соревнование за право получения большей части определённого вида ограниченного ресурса. Конкуренция производителей – это соревнование фирм за более выгодные условия производства и продажи товаров или услуг. В разных отраслях экономики число продавцов может быть от одного и до очень большого числа.
Слайд 24
Различают типы конкуренции: 1. Совершенная конкуренция – на рынке очень много мелких фирм выпускают однородный продукт и не имеют возможности влиять на его цену. 2. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором достаточно большое число мелких компаний выпускают дифференцированную продукцию и частично могут контролировать цены на неё.
Слайд 25
3. Олигополия – рынок, принадлежащий нескольким очень крупным компаниям. Число таких фирм незначительно из-за высоких барьеров входа в отрасль. 4. Монополия – рынок, на котором только один продавец уникального (то есть не имеющего заменителя) товара или услуги.
Слайд 26
Монополия – это естественное или искусственное состояние рынка, при котором средства производства на один или несколько товаров (услуг) целиком находятся во владении одного игрока. В качестве монополиста может выступать государство, частная фирма, международная организация.
Слайд 29
Формы монополии: