Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Говорят дети
«Трудные взрослые» –это… те, кто не понимают молодежь и не дают им свободно существовать.
не понимают детских проблем и их значимости.
это люди, с которыми трудно найти общий язык.
это взрослые, скорее всего не понимающие детей или других взрослых.
Слайд 2
Говорят дети
«Трудные взрослые» –это… те, которые обращаются с детьми как с куклами.
те, которые всю свою обиду, злость выливают на детей.
Те, которые считают, что им все позволено: они ругают своих детей, пьют, не заботятся о своих детях, бьют их.
Сами гуляют сутками, а дети дома голодные.
Слайд 3
Семьи, в которых «трудные» родители
Это, например, одинокая мать, которой ребёнок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, - холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта.
Слайд 4
Неблагополучная семья –
это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Слайд 5
«Трудный" подросток и «трудные» семьи –
Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей.
Слайд 6
Признаки трудных детей:
проявления недостатков развития,
неправильных установок в поведении,
отрицательных качеств характера,
нездоровых потребностей и т. д.
Слайд 7
Причины, порождающие "трудных" подростков:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
Слайд 8
Причины, порождающие "трудных" подростков:
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
"эпидемия" разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Слайд 9
Семьи, в которых господствует безнадзорность
В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Слайд 10
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей
Родители не понимают детей,
обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия,
недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет школы и учителей
Слайд 11
Семьи, в которых приоритет отдаётся материальному благополучию над духовной жизнью
Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют.
Слайд 12
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Слайд 13
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:
· конфликтные семьи
· проблемные семьи
· асоциальные семьи
· аморально- криминальные семьи
· семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи) !
Слайд 14
Семьи с открытой формой неблагополучия:
. ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Слайд 15
Конфликтные семьи.
Признаки семьи:
в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи
Слайд 16
Признаки конфликтных семей
конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;
конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение
Слайд 17
Дети в конфликтной семье
душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям
· агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей
· капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики
Слайд 18
Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей
напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную,
непоследовательность требований родителей к ребенку.
Слайд 19
Ребенок – орудие разрешения семейных споров
мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку, ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду. У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым, проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Слайд 20
Семьи со скрытой формой неблагополучия
· Недоверчивая семья:
· Легкомысленная семья
· Хитрая семья
· Семьи, ориентированные на успех ребенка:
Слайд 21
Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):
внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Слайд 22
Недоверчивая семья:
· повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности
· слабые контакты с окружающими
· нередки длительные конфликты с родственниками
· в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка
Слайд 23
Дети в недоверчивой семье:
у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям
подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками
конфликты с учителями и воспитателями
непризнание детьми ошибок и собственной вины
трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Слайд 24
Легкомысленная семья
отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем, склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны, семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). Семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.
Слайд 25
Дети в легкомысленной семье:
вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами
Слайд 26
Хитрая семья
ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение
Слайд 27
Дети в хитрой семье:
полностью перенимают взгляды взрослых
у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
Слайд 28
Семьи, ориентированные на успех ребенка:
ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо)
упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов,
у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи
срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)
Слайд 29
Псевдовзаимные семьи:
поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
Слайд 30
Псевдовраждебные семьи:
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
Слайд 31
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным
проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование
Слайд 32
Семьи известных людей:
семья постоянно находится в поле зрения общественности
недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
Слайд 33
Дети в семьях известных людей:
Первый тип поведения -
многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству. Испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания, эгоистичны. Дети в семьях известных людей: высокомерны, настраивают сверстников против себя,
ведут праздный образ жизни
Второй тип поведения – тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Слайд 34
Семьи состоятельных людей:
семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса, тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников, родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).
Слайд 35
Семьи с недееспособными членами:
испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра
Слайд 36
Неполные семьи и их типы
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье
Слайд 37
Выделяется несколько разновидностей неполных семей
Разведенная семья
Осиротевшая семья
Мать-одиночка с ребенком
Слайд 38
Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:
нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы,
страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское)
менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек)
затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола
становится возможным формирование избыточной привязанности к матери
Слайд 39
Ребенок в семье разведенных родителей:
Статистика (в период и после развода родителей):
у 37,7% снижается успеваемость в школе,
у 19,6% страдает дисциплина дома,
17,4% детей требуют особого внимания,
8,7% детей убегают из дома,
у 6,5% возникают конфликты с друзьями,
каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей
Слайд 40
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было
2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой
Слайд 41
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства
Слайд 42
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.
Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга
Слайд 43
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании
Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность
Слайд 44
Ребенок в осиротевшей семье
Проходит несколько последовательных реакций:
· отрицание смерти
· поиски
· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего
· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость
· тревога и чувство вины – ведут к депрессии
· боязнь повторного брака родителя
· шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта
Слайд 45
Ребенок из семьи матери-одиночки
внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.
Слайд 46
Ребенок из семьи матери-одиночки
Ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку, нарушается процесс поло-ролевой идентификации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками), слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
Слайд 47
Педагогически запущенные дети
Слайд 48
По типу запущенности:
Педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные с различной «Я-концепцией»);
Социально запущенные (дезорганизаторы пассивные и активные);
Правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);
Отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания)
Слайд 49
По типу психических нарушений:
С нарушениями в сфере общения;
С повышенной или пониженной эмоциональной реакцией;
С односторонним умственным развитием;
С неправильным развитием волевой сферы.
Слайд 50
По позиции:
Неудовлетворённые своим положением в детском коллективе;
Неудовлетворённые своим положением в семье;
С преобладанием связей с дезорганизаторами;
С надломленной психикой;
С избыточной энергией, не нашедшей применения
Слайд 51
Возрастные особенности трудных детей
Слайд 52
В младшем возрасте
проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания.
Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними,
управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.
Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Слайд 53
Родители и учителя обязаны:
научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
Слайд 54
Родители и учителя обязаны:
обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
учить уважать товарищей и взрослых;
развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Слайд 55
В среднем возрасте
Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют.
К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
Слайд 56
Старшие подростки,
взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет.
Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.
Слайд 58
Каков главный мотив в общении с детьми?
Во всем нужна любовь!