Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины
Слайд 2
На уроке узнаем
1. Великое оледенение.
2. Освоение северных районов Восточной Европы.
3. Переход к производящему хозяйству.
4. Скотоводы и земледельцы
Слайд 3
Основные понятия
Палеолит
Мезолит
Неолит
Неолитическая революция
Железный век
Слайд 4
«Крупнейшим событием было … быстрое таяние ледника. …Если палеолит был для человечества школой мужества и организованности, то мезолит стал школой находчивости и личной инициативы…»
Б.А.Рыбаков
Слайд 5
Проблема
Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя.
Слайд 6
1. Великое оледенение
История наших далеких предков началась с освоения территории Восточной Европы .
Слайд 7
1. Великое оледенение
2 млн. лет назад началось Великое оледенение. С этого времени наступали ледниковые эпохи: длительные этапы, когда огромная часть суши покрывалась ледяными щитами .Все животный и люди вынуждены были уходить на земли свободные ото льда
Слайд 8
1. Великое оледенение
Предки современного человека появились на территории Восточной Европы примерно 40 тыс.лет назад. Этот период получил название «нижний палеолит»
(древний каменный век)
Слайд 9
1. Великое оледенение
Уже тогда появились разные способы обработки камня и кости. Зародились первые религиозные представления.
Слайд 10
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Приблизительно 25 тыс. лет н. первобытные люди смогли продвинуться еще дальше на север. Археологами были обнаружены стоянки под Владимиром( Сунгирь) и на реке Чусовой. Самой северной является стоянка в среднем течении р. Печеры.
Самые ранние стоянки людей обнаружены на Северо-Западном Кавказе и Русской равнине.
Слайд 11
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
По тундростепям Европы бродили мамонты, шерстистые носороги, северные олени. В поисках корма они постоянно перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.
Слайд 12
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Последняя ледниковая эпоха завершилась 13 тыс. лет назад.
Тающий ледник ушел на север, открывая дорогу холодным ветрам.
Жаркое лето сменялось холодными зимами.
Слайд 13
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Теперь травоядные животные паслись зимой в южных районах, а летом, спасаясь от кровососущих насекомых, уходили на север, к леднику. Вслед за животными, все дальше на север продвигались люди.
Слайд 14
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Древние люди были вынуждены охотиться на мелкую дичь. Тогда были изобретены лук и стрелы. Охота большими группами отпала . Зато человеку удалось приручить помощника собаку.
Слайд 15
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Изменились и орудия охоты.
Их рабочие части изготавливались из микролитов – кусочков кремнёвых пластин, имевших геометрическую форму ( трапеции, треугольника).
Это был важный шаг в развитии человека.
Слайд 16
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Период ,когда произошли эти изменения
(11 – 8 тыс. лет назад) – называют мезолитом – средним каменным веком.
Слайд 17
2.Освоение северных регионов Восточной Европы
Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?
Было много мамонтов, шерстяных носорогов. В поисках корма они перемещались по степным просторам. За ними кочевали и охотники.
Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?
Росло население, нужно было прокормиться, нужна шкура животных. Первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных. Другие ушли к северу
Слайд 18
3. Переход к производящему хозяйству
8- 3 тыс. лет назад наступила эпоха неолита (нового каменного века).
В середине 4 тыс. до н.э. началось новое похолодание климата.
Слайд 19
3. Переход к производящему хозяйству
Хвойные леса разрослись , уменьшился травяной покров и кустарники основное питание животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них он мог приручить. Для этого необходимо было накапливать запасы растительных кормов.
Слайд 20
3. Переход к производящему хозяйству
Прежние охотники и собиратели научились выращивать растения. Так человек постепенно перешел от присваивающих форм хозяйства к производящим.
Эти изменения получили название «неолитическая революция».
Слайд 21
3. Переход к производящему хозяйству
Присваивающее хозяйство – основано на том, что человек берет у природы в готовом виде все необходимое ему для жизни( питание, одежду).
ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
Слайд 22
3. Переход к производящему хозяйству
Производящее хозяйство – это хозяйство, в котором основные продукты, необходимые для жизни, человек производит собственным трудом, дополняя природные ресурсы тем, чего ему не хватает.
ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
Слайд 23
3. Переход к производящему хозяйству
Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?
Слайд 24
4. Скотоводы и земледельцы
Занятие земледелием требовало длительного проживания на одном месте – оседлого образа жизни
Скотоводство же, напротив, предполагало постоянное кочевье с одного пастбища на другое.
Началось отделение земледельческих племен от скотоводческих.
Слайд 25
4. Скотоводы и земледельцы
Вначале разделение на пастушеские (скотоводческие) и земледельческие племена укрепляло связи между ними.
Но когда в результате освоения металлов человек смог улучшить условия своей жизни, отношения из мирных стали воинственными
Слайд 26
4. Скотоводы и земледельцы
Железо заменило камень . Каменный век сменился железным веком. На территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э.
Появилось оружие (мечи, наконечники копий и стрел) орудия труда( ножи, шилья, топоры). Это позволило человеку лучше защищаться от врагов.
Слайд 27
4. Скотоводы и земледельцы
Слайд 28
4. Скотоводы и земледельцы
Рост населения заставил земледельцев и скотоводов бороться за новые территории.
Племена скотоводов-кочевников росли быстрее. Их стада постоянно увеличивались – это требовало расширение пастбищ.
Земледельцам пришлось переселиться в лесостепи и леса. Им пришлось научиться по-новому обрабатывать земли.
Слайд 29
4. Скотоводы и земледельцы
Они научились вырубать и сжигать участки леса, освобожденные земли распахивать.
Такое земледелие называется подсечно-огневым или подсекой
Слайд 30
4. Скотоводы и земледельцы
Когда земля истощалась, ее оставляли на несколько лет, чтобы она «отдохнула».
Такой способ хозяйствования назывался перелог.
Слайд 31
Каменный век.
40 тыс. лет назад - «нижний палеолит»
(древний каменный век)
11 – 8 тыс. лет назад – мезолит
(средне каменный век).
8- 3 тыс. лет назад - неолита
(ново каменный век).
Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Железный век - на территории нашей страны это произошло в начале 1 тысячелетия до н.э.
Слайд 32
4. Скотоводы и земледельцы
Так человек приспосабливал природу к своим потребностям, совершенствовали орудия труда, находили новые способы взаимодействия друг с другом.
В чем отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?
Слайд 33
Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.
Можно ли говорить о том, что главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?
Слайд 34
Занятия древних людей Расставьте картинки в правильные колонки.
ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО
Слайд 36
Домашнее задание
§ 1