Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Яркий мир татарского композитора
Слайд 2
Все видели фильмы «День ангела», «Маугли», «Чучело», «Кошка, которая гуляет сама по себе». Обычно, если начинаешь вспоминать сюжет, кажется, как будто слышишь звучание музыки оттуда. Музыкальное оформление этих фильмов – творчество нашей землячки Софии Губайдуллиной. Вернее, только тысячная доля её творчества.
Слайд 3
София Губайдуллина – крупнейший композитор современности, заслуженный деятель искусств РСФСР, автор многих оркестровых сочинений, музыки для театра и кино. Её знают и слушают в Германии, Англии, Америке, Италии и ещё во многих странах. К примеру, она была удостоена международной премии Японского императора, почетного ордена на основании указа германского императора Фридриха Вильгельма (наряду с Джузеппе Верди, Чарльзом Дарвиным, Робертом Кохом, А.Энштейном ).
Слайд 4
София Губайдуллина родилась в городе Чистополе 24 октября 1931 года. Родители Софии – Асгат Масгутович Губайдуллин и Феодосия Фёдоровна Губайдуллина не были музыкантами. Асгата Масгутовича направили на работу в Чистополь. Он участововал в создании колхозов, занимался межеванием земель.
Слайд 8
В том же году она поступила в Московскую консерваторию, в которой училась по 1959 год. Тут ее преподавателем был знаменитый ученик еще более знаменитого композитора и педагога Д.И. Шостаковича Н. Пейко. Губайдулина сама не раз признавалась, что Д.Шостакович был для нее кумиром. Она желала быть такой же известной, как этот человек. В 1963 году Губайдуллина завершила обучение в аспирантуре при Московской консерватории. Ее педагогом был В.Я. Шебалин.
Слайд 9
В 1954-1959 годах училась в Московской консерватории у Николая Ивановича Пейко (композиция); в 1960-1963 совершенствовалась в аспирантуре у Виссариона Яковлевича Шебалина. В музыкальной жизни СССР 1960-1980-х годов занимала независимую позицию.
Слайд 10
Индивидуальный стиль композитора сложился в середине 1960-х гг. : - Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных . - 2 кантаты : Ночь в Мемфисе (на тексты из древнеегипетской лирики в переводе А. Ахматовой и В. Потаповой) и Рубайят (на стихи Хакани , Хафиза , Хайяма).
Подобно другим советским «авангардистам» ее поколения, в 1960-х годах София Асгатовна Губайдулина пробовала свои силы в серийной технике (кантата «Ночь в Мемфисе» для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на тексты из древнеегипетской лирики, 1968), пользовалась различными новыми методами организации звукового материала, заимствованными из опыта западных коллег. Однако уже тогда сложился ее глубоко индивидуальный стиль, не имеющий параллелей в современной музыке.
Слайд 11
Губайдуллину относят к композиторам-авангардистам 60-х годов 20 века. Она находится в одном ряду с Э. Денисовым и А. Шнитке. В 70-е годы композитор работала, экспериментируя с электронной музыкой. В 1975 году она работает в ансамбле «Астрея» с Виктором Суслиным и Вячеславом Артемовым. Музыканты работали преимущественно с народными музыкальными инструментами. Творчество группы не укладывалось в общепринятые идеологические рамки. В нем было очень много импровизации и эксперимента. В результате группу запретили. Лишь в 1985 году коллективу разрешили выехать из СССР за границу.
Слайд 12
В 1991 получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. В 1992 году она переехала на постоянное место жительство в Германию, поселилась в пригороде Гамбурга (Аппен - Унтерглид), сохранив российское гражданство. Сегодня София Губайдуллина – признанный миром композитор-классик. Как необычное «…явление, и при этом не имеющее аналогий»(выражение Альфреда Шнитке), она, как женщина- композитор (в столь нетрадиционно женской области музыкального искусства), уникальна во всей мировой истории музыки.
Слайд 14
Будучи одним из самых почитаемых музыкантов современности, София Губайдуллина творчески общается с великими личностями мира – музыкантами, поэтами, учёнами. Ей рукоплещет мир, а музыку играют знаменитости мирового уровня. Её произведения приобретают широчайшую популярность. Творчество Софии Губайдуллиной становится объектом исследования и научных трудов, как у нас, так и за рубежом. Талант её отмечен многократными, самыми высокими наградами на престижнейших международных конкурсах и фестивалях мира (в Америке, Франции, Австралии, Германии, Японии, Дании, России и т.д.).
Слайд 15
В красивом деревянном особняке, где жила когда-то семья Губайдуллиной, открыт Центр современной музыки (первый и единственный связанный с ней в мире). Её именем названа стипендия для одарённых студентов композиторского факультета Казанской консерватории и заранее запланированный конкурс фортепианной музыки. В 2011 году выдающийся композитор современности София Губайдулина стала Почетным гражданином Казани. Самую высокую награду города композитору вручил мэр Казани Ильсур Метшин.
Слайд 17
Музыка для кино
1964 — «Хотите — верьте, хотите — нет…»
1967 — «Вертикаль»
1967 — «Кузнец-колдун» (мультипликационный)
1968 — «День ангела»
1969 — «Белый взрыв»
1973 — «Маугли» (мультипликационный)
1974 — «Каждый день доктора Калинниковой»
1975 — «Человек и его птица» (мультипликационный)
1981 — «Великий самоед»
1982 — «Кафедра»
1983 — «Чучело»
1987 — «Крейцерова соната»
1988 — «Кошка, которая гуляла сама по себе» (мультипликационный)
1988 — «Балкон»
1989 — «Личное дело Анны Ахматовой» (документальный)
2011 — «Картонная деревня»
2013 — «Мария — королева Шотландии
Слайд 18
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Государственной премии РФ (1992) Лауреат премии Франко Аббиато (1991), Италия Лауреат Императорской премии Японии (1998, присуждается Японской ассоциацией искусств). Премия фонда «Библия и культура» (ФРГ, 1999), Премия «Silenzio», (Москва, 2001), Премия «Триумф» (Москва, 2006), Орден Большой Крест «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2002), Медаль Гёте (ФРГ, 2001) Премия "Золотой лев" на МКФ в Венеции, 2013 - за достижения в области современной музыки
Слайд 19
«Я горжусь своей родиной»
Когда аплодисменты смолкли, Губайдулина не могла сдержать эмоций и выразила свою искреннюю благодарность.
«Слыша эти голоса, я не могу удержаться от слез. Я не понимаю, почему именно слезы вызвало это исполнение. Это настолько трогательно и настолько глубоко! Человеческие голоса — это высшее проявление музкальности. Спасибо!».
В книге Почетных гостей консерватории София Губайдулина оставила памятную запись: «Великая благодарность дому сему! Казанской консерватории, восторженно, С. Губайдулина».
Слайд 21
В настоящее время София Асгатовна живет и продолжает свою активную творческую деятельность в Германии, которая давно стала её второй родиной. Своё всемирное признание композитор воспринимает как «возможность спокойно работать».