Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Происхождение Иркутской области
Иркутская область была образована 26 сентября 1937 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР в результате разделения Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую. В состав региона вошли 30 районов, девять городов, а также Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (ныне Усть-Ордынский Бурятский автономный округ).
Административным центром региона стал город Иркутск. Общая площадь территории Иркутской области составила 774,8 тысячи кв. км. В Приангарье тогда проживало свыше 1,3 млн человек, 56% из которых сельское население.
Слайд 2
Происхождение Иркутской области
В 30-х годах в регионе работали слюдяные фабрики, чаеразвесочная фабрика и Иркутский мясокомбинат. Кроме того, в регионе были созданы завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева и завод №125 имени Сталина (Иркутский авиазавод). В 1938 году в Иркутской области насчитывалось 190 промышленных предприятий, большая часть работали в пищевой отрасли.
В 1937 году единоличные крестьянские хозяйства объединили в колхозы. Уже к концу 1940-х годов в Иркутской области их насчитывалось свыше 1,4 тысячи.
Слайд 3
Примечание:
Чтобы увидеть
происхождение города нужно нажать на значок
Слайд 4
Усть-Илимск
Началом формирования города Усть-Илимска можно считать 1965 год, когда исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий поселок Усть-Илим в составе Братского района. В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Усть-Илимский район (из территорий, отчужденных от Братского и Нижне-Илимского районов) с центром в рабочем поселке Усть-Илим.
В марте 1966 года начались работы на основных сооружениях гидроузла. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС. В феврале 1967 года было произведено первое перекрытие Ангары. В апреле 1968 года в плотину ГЭС уложили первый кубометр бетона. Второе перекрытие русла Ангары было произведено в августе 1969 года. 3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977 года. В декабре 1980 года ГЭС сдана в постоянную эксплуатацию.
ГЭС – Гидроэлектростанция
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Слайд 5
Усть-Илимск
12 июля 1972 года в Москве подписано генеральное соглашение стран Восточной Европы, объединенных в Совет экономической взаимопомощи о совместном создании и первоочередном строительстве целлюлозного завода лесопромышленного комплекса в Усть-Илимском районе.
Эту дату по праву можно считать днем рождения Усть-Илимского лесопромышленного комбината.
Слайд 6
Усть-Илимск
В 1975 году был заложен фундамент целлюлозного завода. В 1976 году прибыл первый интернациональный отряд из Болгарии. В разное время в строительстве принимали участие отряды Венгриии Польши. В 1979 году получена первая целлюлоза.
27 декабря 1973 года рабочему поселку Усть-Илим был присвоен статус города областного подчинения. Этот день считается Днем образования города Усть-Илимска.
Слайд 7
Иркутск
На месте слияния рек Иркута и Ангары был основан Иркутск. Прежде на этом месте находилась деревянная крепость – острог, которую 6 июля 1661 года заложили казаки под командованием Якова Похабова. Являясь по – началу центром земледельческого края Восточной Сибири, город постепенно рос и развивался.
Ремёсла в Иркутске получили своё развитие, начиная с 18 – го века. В это время здесь появились каменщики, мебельщики, кузнецы, шорники, мастера золотых и серебряных дел
Слайд 8
Иркутск
Быстрому развитию сельского хозяйства и промышленных предприятий способствовало выгодное географическое положение Иркутска. Город находится на перекрёстке водных путей и сухопутных дорог, здесь сосредоточено немалое количество природных ресурсов. Бурное развитие повлекло рост численности населения. Также последовало установление связей с Монголией, Китаем и Забайкальем. Иркутское воеводство было учреждено в 1682 году. А статус города Иркутск получил в 1686 году. Следом, 18 февраля 1690 года городу были пожалованы герб и печать.
Слайд 9
Иркутск
Значимым периодом в истории развития города стал конец 18 – го века, когда город помимо торгового центра становится ещё и административным и культурным центром края. В это время в Иркутске открываются народные училища, библиотеки, театр, музеи. Лучшие российские архитекторы привлекались в процессе интенсивного строительства города. Помимо этого, благоустраивались улицы, возводились общественные здания и строились особняки. Пожары в июне 1879 года стали причиной значительного ущерба для городских построек Иркутска.
Слайд 10
Иркутск
Почти вся центральная часть города выгорела, более двух третей построек было уничтожено. Но несмотря на это, произошло сравнительно быстрое восстановление Иркутска. Его новый облик стал более современным. Возведение многих крупных каменных и деревянных зданий в городе произошло в конце 19 – го – начале 20 – го веков. И в наши дни в городе около 685 памятников истории и культуры. На сегодняшний день город Иркутск является важным административным, экономическим, транспортным, научным и культурным центром Восточной Сибири.
Слайд 11
Новая Игирма
Строительство поселка началось с укладки железнодорожной ветки «Хребтовая — Усть-Илимск». 28 декабря 1965 со станции Хребтовая на Игирму вышел первый десант строителей.
До 1925 территория Новоигирминского городского поселения входила в состав Киренского округа Иркутской губернии. В 1925 был образован Нижнеилимский район с центром в селе Нижне - Илимское. С этого момента территория муниципального образования вошла в состав Нижнеилимского района Киренского округа Сибирского края.
Слайд 12
Новая Игирма
В 1930 окружное деление было упразднено, и Нижнеилимский район был непосредственно подчинен г. Иркутску – центру Восточно-Сибирского края (с 1936 – Восточно-Сибирской области, с 1937 – Иркутской области).
Рабочий поселок Новая Игирма был образован в 1966 в состав Нижнеилимского района, был создан поселковый Совет, в 1990-е преобразованный в поселковую администрацию.
Статус городского поселения в составе Нижнеилимского муниципального района поселок получил в 2004
Слайд 13
Киренск
Киренск был основан как небольшое поселение в 1630 г. казаками из отряда Василия Бугра. Место оказалось очень удачным. Здесь были построены зимовья для жилья, часовня, склады и лабазы. Через десять лет начала действовать первая в регионе соляная варница, построенная Ерофеем Хабаровым, была распахана первая пашня, положившая начало земледельческому освоению Приленья.
Киренск — старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Основан в 1630 году как Никольский погост казачьим отрядом под предводительством десятника Василия Бугра. В 1663 году основана Усть-Киренская пустынь.
Слайд 14
Киренск
В 1665 году на месте погоста был основан Усть-Киренский острог. В 1775 году острогу присвоен статус города с названием Усть-Киренск.
Исторический герб Усть-Киренска Высочайше утверждён 13 (24) марта 1777 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Иркутской губернии.
В 1785 году воеводская канцелярия из Илимска перенесена в Киренск, в связи с чем последний приобрёл статус уездного города.
В 1928 году образован Киренский район с центром в Киренске. С 1942 по 1945 год в городе располагался 5-й перегоночный авиаполк трассы «Алсиб» Аляска — Сибирь.
Слайд 15
Бодайбо
Основан как приисковая Бодайбинская резиденция, обслуживающая прииски, находящиеся в бассейне реки Бодайбо. В советское
время и вплоть до 2008 Бодайбо относился к городам областного подчинения Сейчас он является городом районного уровня (подчинения) и включен в состав единого муниципального образования «город Бодайбо и район». Бодайбо основан в 1863 году как приисковая Бодайбинская резиденция, обслуживающая прииски, находящиеся в бассейне Бодайбо, когда годом ранее поисковая партия иркутского купца Михаила Сибирякова обнаружила в бассейне реки Бодайбо золотоносную россыпь.
Слайд 16
Бодайбо
С 1895 по 1967 годы Бодайбо был отправной станцией узкоколейной Бодайбинской железной дороги.
В 1912 году в районе Бодайбо произошёл массовый расстрел забастовки на приисках.
В 1915 году национализация хозяйственной деятельности на приисках
была полностью парализована, район оказался отрезанным
от снабжающих центров.
В 1925 г. правительство СССР заключает концессионный договор с английской компанией «Лена Голдфилдс лимитед», которая уже в 1926 г. увеличила золотодобычу до 9,6 т, что составило 58 % дореволюционного
Слайд 17
Светлый
В 1640 году на месте современного города был основан поселок Циммербуде Восточной Пруссии.
В 1669 году король Фридрих I передал населенный пункт государственному деятелю Эбергарду фон Данкельману. Основными занятиями жителей поселения были рыболовство и ткацкое дело.
К 1901 году численность населения поселка Циммербуде выросла до 1,5 тысяч человек.
Слайд 18
Светлый
В 1920-е годы в поселке действовали школа, трактир, пекарня, магазин, гостиница, церковь.
Во время Второй Мировой войны поселок Циммербуде практически не пострадал.
В 1947 году поселок получил новое название Светлое. Через 2 года населенный пункт получил статус рабочего поселка и название Светлый.
В 1955 году по указу властей рабочий поселок был преобразован в город районного подчинения.
В 2008 году было создано муниципальное образование "Светловский городской округ".
Слайд 19
Братск
Братский острог основан русскими казаками на Ангаре в 1631 г.
Город Братск - это город авантюристов и искателей приключений.
Основан в 1631 году как укрепленный форт (острог) для закрепления
Российской Империи на новых землях, для сбора ясака (дань пушниной)
С местных племен, разработки серебряных руд и поиска жемчуга. Старый Братск существовал до середины прошлого столетия.
Слайд 20
Братск
С 1927 г. он был административным центром Братского района Тулунского округа.
С началом строительства Братской ГЭС старый Братск оказался в зоне затопления. Церковь, острог и жилые, хозяйственные и культовые постройки эвенков были перевезены из деревень Приангарья и в 1979 году основан архитектурно-этнографический музей "Ангарская деревня"
Слайд 21
Ангарск
Летом 1945 года на стрелке Китой - Ангара определено место под строительство комбината по производству искусственного жидкого топлива, оборудование для которого было завезено по репарациям из Германии.
По плану здесь было запланировано построить рабочий посёлок.
В октябре 1945 года на место прибыли первые пятнадцать строителей.
Началось строительство первых землянок в районе, где сейчас находится 18-й квартал.
Слайд 22
Ангарск
Весной 1946 года было начато строительство посёлка Майска.
В апреле 1948 года в районе 1-го квартала начато строительство первого каменного дома, так был заложен Соцгород. По Набережной и Московской улицам (между кварталами 1, 26 и 38) был заложен сквер Комсомольцев (в настоящее время в этом месте находится памятник декабристам). Летом 1948 года строительство города и комбината было передано Главпромстрою МВД СССР.
В 1949 году началось массовое строительство двухэтажного каменного жилья. Были построены 26, 27, 35, 36, 37, 38 и другие кварталы. К началу 1950 года в эксплуатацию было сдано свыше 100 тыс. м² жилья, три школы, детский сад, магазины и столовые.
30 мая 1951 года Ангарску присвоен статус города. К этому моменту было построено около 700 000 м² жилья, половина из которого в капитальном исполнении.
Слайд 23
Ангарск
18 января 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР: «За успехи, достигнутые трудящимися города в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, наградить город Ангарск Иркутской области орденом Трудового Красного Знамени». Ангарск стал 25-м городом в СССР, отмеченным такой наградой.
В 1993 году был создан Ангарский район. Территория общей площадью 71 973 га была выделена Ангарску из Иркутского и Усольского районов. Через четыре года территория в границах района с городом стала Ангарским муниципальным образованием.
Слайд 24
Тулун
История этого города начинается с середины 18 века. Первые упоминание о Тулуне относятся к 1735 году. в 1631 году на левом берегу Ангары у Падунских порогов Максим Перфильев поставил деревянный острог, которому суждено было явиться началом основания Братска - Острожного - первого ангарского опорного пункта продвижения русских дальше на восток, в Тулунскую землю. Тулун как село развивалось медленно. Только после того, как в 1762 году через Тулун прошел Московский тракт, село стало быстро застраиваться и разрастаться.
Строительство тракта стало важным событием в развитии Тулуна. Тракт был очень оживленным. День и ночь по нему шли обозы с товаром, шли солдаты, гнали арестантов, ехали почтовые и пассажирские кареты. Через реку Ия была построена паромная переправа.
Слайд 25
Тулун
Строительство тракта стало важным событием в развитии Тулуна. Тракт был очень оживленным. День и ночь по нему шли обозы с товаром, шли солдаты, гнали арестантов, ехали почтовые и пассажирские кареты. Через реку Ия была построена паромная переправа.
Паром работал круглосуточно. Населенный пункт
быстро стал застраиваться и разрастаться. Тракт был очень оживленным. Один за другим двигались на запад многочисленные обозы с чаем, пушниной, рыбой, кожами, салом, маслом и другими продуктами. С запада везли в основном промышленные товары: ткани, предметы роскоши, оружие, везли и белую муку, и другое.
Слайд 26
Тайшет
Тайшет возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали как небольшой пристанционный посёлок Тайшет. Название посёлок получил по расположению на реке Тайшетке (правый приток Бирюсы). Название реки, в свою очередь, происходит из коттского языка, близкого современному кетскому: та «холодный», шет «река».
В 1903 году в Тайшете было построено паровозное депо. В 1906 году Тайшет стал селом Алзамайской волости.
Слайд 27
Тайшет
С 1910 года — центр Тайшетской волости Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии.
В 1937 году получил статус рабочего посёлка, статус города — 2 марта 1938 года. В период 1930—50-х годов Тайшет был центром двух частей ГУЛАГа — ЮжЛАГа и ОзёрЛАГа. На базе ЮжЛАГа впоследствии возникла строительная организация «Ангарстрой».
Город становится начальной точкой БАМа. В строительстве железной дороги Тайшет-Братск принимали участие японские военнопленные, а также немецкие военнопленные
Слайд 28
Байкальск
Байкальск основан в 1961 году как посёлок строителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Во времена его строительства существовали планы создания здесь мощного индустриального центра. Через пять лет, в 1966 году, когда БЦБК выдал первую продукцию, Байкальск получил статус города.
В 2010 году территория города частично вошла в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала».
Слайд 29
Байкальск
Расположен на южном берегу Байкала, в устье рек Солзан и Харлахта, в 40 км к юго-востоку от районного центра — города Слюдянка, на федеральной автодороге Р258 «Байкал» и Транссибирской железнодорожной магистрали, в черте города — остановочный пункт Восточно-Сибирской железной дороги Байкальск-Пассажирский
Слайд 30
Слюдянка
В начале колонизации Сибири слюда была одним из самых ценных товаров для землепроходцев, помимо пушнины и соли. Прибывшие на южный Байкал казаки занялись поисками именно этого минерала и нашли его в среднем течении одной из небольших горных рек, названной впоследствии Слюдянкой. В устье соседней с ней реки находилось эвенкийское стойбище.
На его месте было решено организовать небольшой острог для того, чтобы добывать слюду и охранять рудознатцев и добытчиков от эвенков. Его основателем стал землепроходец Иван Похабов, енисейский казак, боярский сын.
Слайд 31
Слюдянка
О создании острога было доложено царю Алексею Михайловичу. На этом месте острог просуществовал недолго и был через несколько лет перенесён русскими на место, где сейчас стоит Култук, однако река, в устье которой стоял острог, была названа именем его основателя.
После переноса острожка никаких населённых пунктов на территории Слюдянки не было вплоть до 1802 года. В 1766 и 1780-х гг. на территории Слюдянки побывал путешественник Эрик Лаксман. Он заинтересовался минералами в её окрестностях и открыл месторождения нефрита, ляпис-лазури и заново открыл месторождения слюды, к тому времени забытые и не осваиваемые.
Слайд 32
Слюдянка
После появления указа Павла I «О населении Сибирского края…» переселенцы из центральных губерний Российской империи в 1802 году поставили на месте современной Слюдянки Слюдянское зимовье и возродили добычу слюды. Следующим важным для развития Южного Прибайкалья шагом послужило решение строить колёсную дорогу от Иркутска к Кяхте.
При Слюдянском зимовье была организована почтовая станция. В 50-х гг. XIX века Муравьёвым-Амурским была одобрена идея строительства Кругобайкальского тракта вдоль берега Байкала. К тому времени Кяхта начала утрачивать своё былое значение. Её конкурентом становился Верхнеудинск, и было решено провести дорогу по самому берегу Байкала, вначале до Посольска, а затем до Верхнеудинска. Строительство велось усилиями ссыльных поляков, которые подняли восстание в 1866 году. Колёсное и почтовое сообщение по дороге было открыто в 1864 году.
Слайд 33
Усолье-сибирское
Усолье-Сибирское — один из старейших городов в Приангарье, основан в 1669 году енисейскими казаками братьями Анисимом и Гавриилом Михалёвыми, обнаружившими на берегу Ангары соляной источник и построившими здесь соляную варницу. В 1682 году после смерти Гавриила промысел был продан иркутскому купцу Ивану Ушакову, тому, чьим именем названа в Иркутске река Ушаковка. В 1704 году игумен иркутского Вознесенского мужского монастыря Макарий добился передачи права на выварку соли монастырю.
Слайд 34
Усолье-сибирское
Долгое время Усольехимпром был основным градообразующим предприятием, производственная площадка которого занимала 610 гектаров. После ликвидации производства из-за банкротства в 2017 году объекты со специализированным оборудованием, трубопроводы, накопители химических отходов, специализированная железнодорожная станция, а также ёмкости с остатками продуктов химического производства оказались брошенными и без надлежащей охраны.
Слайд 35
Черемхово
Основан в 1722 году как село Черемхово при почтовой станции на Московском тракте.
Первая шахта по разработке месторождений Иркутского (Черемховского) каменноугольного бассейна заложена в 1896 году. В связи с прокладкой Транссибирской магистрали быстро росло число небольших шахт с рабочими посёлками.
Слайд 36
Черемхово
Одно из мест, где польские изгнанники работали после революции 1905—1907 годов. Например, в компании Русско-Азиатическия Уголья копий и Золотые прииска «Коморовский и Собещанский», Черемхово.
Постановлением Временного правительства от 3 июня 1917 года село преобразовано в город.
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» муниципальное образование города Черемхово включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения.
Слайд 37
Чунский
Коренное население района - эвенки (тунгусы). Изменения в национальном составе населения и увеличение численности начались со второй половины ХVII века, с освоением Восточной Сибири русскими землепроходцами. В 1859 году в Списке населенных мест Енисейской губернии числилось множество старожильческих поселений, некоторые из них и по сей день входят в состав района. В старину сюда ссылали «инакомыслящих».
Своим возникновением порта Чунский прежде всего обязан строительству железнодорожной магистрали Тайшет-Лена, которое в 1938-1958 г.г. велось силами заключённых. А пристанционными посёлками становились новые населённые пункты: Парчум, Каменск, ст. Новочунка, Октябрьский, Изыкан, Таргиз, где градообразующими предприятиями являлись леспромхозы, в больших количествах поставляющие народному хозяйству СССР лесопиломатериалы.
Слайд 38
Чунский
В 1945 г. началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Стройке века требовалась живая сила: для этого и создавалась разветвлённая сеть исправительно-трудовых лагерей. Немало лаготделений (колонн) было и на территории современного Чунского района. У каждой такой колонны была своя специализация: лесозаготовки, строительные или земляные работы, подсобные производства и т.д. В них содержалось от 200 до 800 и более заключённых.
Строительство железной дороги требовало
шпал, для этого нужны были новые цеха.
И в июне 1947 г. был сдан в эксплуатацию
лесозавод, который выпускал за сутки до
380 кубометров лесопродукции. Через
месяц был пущен столярный цех.
Слайд 39
Чунский
В 1949 г. был образован Мироновский сельский Совет, в который входили ст.Чуна и еще 19 небольших населенных пунктов. Уже в 1950 г. при ж/д вокзале существовало отделение связи.
12 декабря 1953 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Чунский район с центром в п. Октябрьский. В состав района вошли 3 сельских Совета Алзамайского района, 6 сельских Советов Шиткинского, населённый пункт Паренда Тайшетского района и часть территории Братского сельского Совета.
В 1955 г. образованы Октябрьский и Чунский поселковые Советы, а сами посёлки отнесены к категории рабочих посёлков. Чунский ЛЗК (Лимитно-заборная карта), на с примитивной техникой и дешёвой рабочей силой самое крупное лесоперерабатывающее предприятие района, вплоть до начала 60-х годов прошлого столетия представлял собой большое лагерное хозяйство. Среди бараков заметно выделялись здания средней школы № 90 и клуба “Железнодорожник”, сданных в эксплуатацию осенью 1951 г. В начале 60-х появились кирпичные школа и общественная баня.
Слайд 40
Чунский
В марте 1994 г. Чунская районная администрация преобразована в мэрию Чунского района. 19 августа 1996 г. был принят Устав Чунского районного муниципального образования, которое было наделено статусом муниципального района с административным центром в п. Чунский. На территории Чунского района было образовано 11 муниципальных образований: со статусом городского поселения - 3 (Чунское, Октябрьское, Лесогорское), со статусом сельского – 8 (Таргизское, Веселовское, Мухинское, Новочунское, Каменское, Балтуринское, Бунбуйское, Червянское).
По состоянию на 01.01.2019 г. в состав Чунского районного муниципального образования входит 39 населенных пунктов. Численность населения Чунского района составляет 32241 человек.
Слайд 41
Саянск
Город областного подчинения в Иркутской области, расположенный на Иркутско-Черемховской равнине, на правом берегу Оки (бассейн Ангары), в 270 км к северо-западу от Иркутска, в 30 км к северо-западу от железнодорожной станции Зима на Восточно-Сибирской железной дороге.
Возникновение и развитие Саянска связаны со строительством химического комплекса на основании крупных месторождений поваренной соли. Градообразующее предприятие — крупнейший в России производитель суспензионного поливинилхлорида «Саянскхимпласт». Действуют также предприятия химической промышленности, энергетической отрасли, сельского хозяйства, строительства, торговли и транспорта.
Слайд 42
Саянск
В Саянске насчитывается 8 детских дошкольных учреждений, 7 средних общеобразовательных школ, межшкольный учебный комбинат, 2 музыкальные школы, художественная школа, центры детского и технического творчества, медицинское училище, профессиональный лицей, колледж экономики и управления, саянское представительство иркутского филиала Современного гуманитарного института, филиалы Ангарской технической академии, Российской международной академии туризма.
Работают картинная галерея, централизованная библиотечная система, дом культуры, историко-экологический музей, музей «Саянскхимпласт»; горнолыжная база. Открыт Благовещенский православный храм (единственное деревянное здание в городе). Здравоохранение представлено городской больницей, стоматологической поликлиникой, медсанчастью, филиалом областного противотуберкулезного диспансера; действуют санатории «Кедр», «Восток-Улан». В 2004, 2005 Саянск признавался победителем конкурса «Лучшее муниципальное образование Иркутской области».
Слайд 43
Саянск
Герб утвержден в 2000: в лазоревом поле серебряный грифон, идущий по включенной червленой оконечности, обремененной 6 золотыми кольцами, сложенными кольцеобразно и соединенными узкими перемычками того же металла, между 2 золотыми сосновыми шишками, обращенными врозь.
Основная идея герба: химическое предприятие, давшее жизнь таежному городу, под покровительством высшего разума, призванного бережно хранить, использовать и приумножать природные богатства. Грифон — символ сильного, смелого, зоркого и бдительного хранителя природных богатств края; соединенные кольца — символ поваренной соли как сырья для химического производства. Сосновые шишки — символ лесных ресурсов края.
Слайд 44
Зима
Город Зима является одним из старейших поселений Иркутской области, возникшее в первой половине 18-го века.
Зиминское поселение получило развитие в связи с прокладкой в 1772 году Московского гужевого тракта и устройством паромной переправы через реку Оку.
На протяжении второй половины 18-го века и всего 19-ого века Зима развивалась как родовая притрактовая деревня, населенная пашенными крестьянами. В 1878 году село являлось центром сельского Зиминского общества, куда входили Хулгунуйская заимка и деревня Ухтуй.
В 1891 г. началось сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали. Появилась станция Зима, где были построены локомотивное депо, железнодорожные мастерские, жилой поселок.
Слайд 45
Зима
Статус города присвоен поселению в 1925 году. Сегодня город Зима-это город областного подчинения, центр административного района Иркутской области, крупная опорная железнодорожная станция Восточно-Сибирской железной дороги.
Территория города составляет 52,85 кв. км. Численность населения – 34,050 тыс.человек. Плотность населения равна 651 чел./ кв.км..
Слайд 46
Зима
Городская черта Зиминского городского муниципального образования на всем своем протяжении граничит только с землями Зиминского района. Ближайшие к городу населенные пункты: г. Саянск – 25 км, пос. Залари – 50 км, пос. Куйтун – 60 км.
Город имеет хорошую транспортную доступность к другим районам Иркутской области и регионам Российской Федерации в целом, т.к. по его территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, в 500 метрах от города – автомобильная дорога общегосударственного значения «Красноярск- Иркутск».
Слайд 47
Зима
В грунтах на территории города залегают плавуны, подпочвенные агрессивные воды, местами – линзы вечной мерзлоты, в южной части города имеются сильно оподзоленные почвы. Сейсмичность – 6 баллов.
Климат резко-континентальный, температура воздуха варьирует от минус 40-50 градусов зимой, до плюс 35-40 летом.
Слайд 48
Вихоревка
Вихоревка - небольшой город в Иркутской области, расположенный на берегу реки Вихоревы, в 472 километрах к северо-западу от Иркутска. Площадь населенного пункта составляет 15 квадратных километров.
Слайд 49
Вихоревка
Общие данные и исторические факты:
В 1947 году при строительстве железной дороги "Тайшет - Усть-Кут" была основана станция "Вихоревка".
Строительством железной дороги занимались заключенные Тайшетлага, основу которых составляли японские военнопленные.
В это же время при станции был образован небольшой поселок.
В 1950-е годы в поселке функционировал 410 штрафной лагпункт Озерлага.
Слайд 50
Общие данные и исторические факты Вихоревки:
В ноябре 1957 года населенный пункт получил статус рабочего поселка городского типа.
В 1966 году по указу властей страны поселок Вихоревка преобразовали в город.
До 1997 года в городе располагалось Братское отделение Восточно-Сибирской железной дороги.
Весной 2009 года ввели в экплуатацию новое здание железнодорожного вокзала станции "Вихоревка".
Слайд 51
Железногорск-Илимский
Город Железногорск-Илимский - административный центр Нижнеилимского района Иркутской области - расположен на северо-востоке Ангаро-Ленского плато, в 16 км. от реки Илим. Насчитывает 26 тыс. 193 жителя.
Город находится в живописной местности на западном склоне горы, покрытой смешанным лесом, и амфитеатром спускается к реке Рассохе и Кузнецовскому ручью. Рассекая наискось склон горы, проходит проспект, к которому примыкают по горизонтали тупиковые улицы – террасы.
Слайд 52
Железногорск-Илимский
В 30-х годах нашего столетия в Нижнеилимском районе были проведены первые детальные геологоразведочные и геофизические работы на Коршуновском железорудном месторождении. Одновременно проектировался город и комбинат.
Отсчет истории города Железногорска идет с августа 1957 года. Началось наращивание темпов строительства, использовалась мощь подсобных предприятий Братскгэсстроя. На стройку ехала молодёжь по комсомольским путёвкам из всех республик и городов. В 1961 году стройка была объявлена ударной комсомольской.
Слайд 53
Железногорск-Илимский
Решающим значением для развития строительства города и комбината имел пуск в постоянную эксплуатацию железной дороги Тайшет-Лена 8 декабря 1958 г. Железнодорожная станция Коршуниха-Ангарская – крупнейший железнодорожный узел, расположенный на линиях Москва - Лена и Иркутск - Усть-Илимск.
Слайд 54
Залари
Начало XVIII века — на заларинские земли, продвигаясь с севера по рекам Оке (притоку Ангары), Тагне (притоку Оки) и с юга — от Иркутска, приходят казаки, крестьяне и люди, занимающиеся промыслом пушного зверя. 1704 — предположительная дата основания поселения Залари. 1734 — первое упоминание о Залари, в это время здесь сгорела первая приходская церковь. 1740 — получает статус села.
Во второй половине XVIII века ведется строительство Московского тракта. В этот период село Залари становится полуэтапом, а Заларинская волость — местом для водворения ссыльных, как политических, так и уголовных.
Слайд 55
Залари
В XIX веке становится центром одноименной волости (в селе живёт около двух тысяч жителей).
1891 — визит цесаревича Николая (в будущем царь Николай II).
1897 — строительство Транссибирской магистрали, появление железнодорожной станции.
1904 — открытие двухклассного министерского училища.
1920 — установление советской власти.
1925 — образован Заларинский район. В его составе — 23 сельсовета и 280 сельских пунктов.
1957 — райцентру Залари присвоили статус поселка городского типа.
18 июня 2004 — празднование 300-летия поселка.
Слайд 56
Нижнеудинск
История города насчитывает несколько веков. Нижнеудинск был основан в 1648 году под казачьим атаманом Алексеем Тюменцевым по просьбе князя удинских бурят. Вначале он носил название «Покровский городок», но через год был преобразован в Удинский острожек, а в 1664 году получил статус острога и стал одним из важнейших военно-стратегических и торговых центров региона. Городу приходилось постоянно сдерживать набеги соседей. Так буквально через два года, в 1666 году, Удинский острог был разграблен кыргызами, проживающими на Енисее.
В XVIII веке его значение возросло. В 1763 году он становится уездным городом.
Слайд 57
Нижнеудинск
К 20-ому веку город разросся почти до 6 тысяч человек, сейчас в Нижнеудинске проживают почти 34 тысяч человек. Сейчас Нижнеудинск - традиционный сибирский городок с преимущественно одноэтажной застройкой, большая часть жилого массива - на левом берегу реки Уды.
Части города соединены мостом. Площадь города - чуть более 7 гектаров.
Слайд 58
Куйтун
Примерно с 1680 года здесь стали селиться русские, а буряты откочевали на восток. Среди первых поселенцев были казаки, служивые люди, чуть позже – пашенные крестьяне. Куйтун как станец был создан в конце 1743 или 1744 года. Через него с того времени ехали и шли переселенцы, ссыльные, везлись государственная и личная почта и разные грузы.
Слайд 59
Куйтун
Проведение Московского тракта в 1700-годы повысило роль и значение Куйтуна. Московский тракт – это не только дорога, по которой везли почту, грузы, пассажиров-путешественников, по этому тракту везли ссыльных, гнали каторжников.
По Московскому тракту везли в якутскую ссылку Короленко в 1881 году и в своих Сибирских рассказах он очень правдиво рассказал о кандальном сибирском тракте. В 1890 году по Московскому тракту проезжал Чехов. В своем очерке «Из Сибири» Чехов очень хорошо отзывался о сибиряках и их жилищах
Слайд 60
Заключение
Благодаря проекту, мы узнали больше о своей малой Родине и по изученному материалу я смог сделать интерактивную карту Иркутской области с ее городами и их происхождениями.