Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 3
«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». А.С.Пушкин
Проведите в схеме соединительные линии двух цветов
Мифы и сказания
Церковные книги
Культурное наследие восточных славян
Резьба по дереву и камню
Кузнечное дело
Византийские культурные традиции
Строительство храмов
Иконопись
Слайд 4
1. Начало формирования общерусской культуры.
В середине XII – XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская культура.
До XI – XII вв. Русь находилась в общем управлении князей – родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. Этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию с центром в Киеве.
Спас Нерукотворный.
Икона второй половины XII в.
Слайд 5
2. Восприятие мира
Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхестественного значения и смысла. Сосредоточием христианской святости считали Иерусалим. Однако из – за недостойного, греховного поведения его жителей духовный центр мира переместился в Киев. А на народ Руси легла особая миссия – спасение всего христианского люда.
Деталь фриза Дмитриевского собора во Владимире
Слайд 6
Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём.
Животный мир представлялся людям полным тайн и загадок.
К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси
относились с полным доверием.
Слайд 7
3. Смысл древнерусских изображений и текстов
Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла.
На этой иконе Георгий является символом воинства Христова, которое опираясь на правую веру (символ – белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с
дьявольскими силами (змий).
Чудо св. Георгия о змие.
Икона XV в.
Слайд 8
На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господствовала икона – особое образное восприятие и отображение мира. Здесь был установлен строгий порядок во всём: в сюжете, композиции, даже цвете.
Устюжское Благовещение
Новгородские иконы XII в.
Ангел Златые Власы
Слайд 9
Но стоит к ним приглядеться – ведь они рассчитаны на то, что человек будет смотреть на них во время молитвы по несколько часов, - и мы увидим, сколь различны они по своему внутреннему миру, настроению, чувствам.
Новгородские иконы XII
в.
Владимирская
Богоматерь
Богоматерь с Младенцем.
Слайд 10
В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи. Но все они имели общее начало – «Повесть временных лет». Благодаря летописям нам стали известны многие события, происходившие на Руси.
Одно из самых замечательных произведений Северо – Восточной Руси – «Слово Даниила Заточника» – целиком выстроено на слегка переделанных цитатах, взятых из Священного Писания.
Летописец
Слайд 11
4. Православный храм как образ мира древнерусского человека.
Внешне древнерусский храм производит скромное впечатление. Снаружи его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни
верующего человека.
Дмитриевский собор во Владимире
XII в.
Слайд 12
Храм делится на
притвор – западная часть храма,
корабль (неф) – центральная часть символизирующее небо,
алтарь – самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной перегородкой – иконостасом.
Схема устройства православ-ного храма
иконостас
Слайд 13
Посередине алтаря расположен престол – главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник. Престол освещается в честь своего святого или события Священной истории. Храм именуется по престолу.
Церковь Покрова на Нерли XII в.
Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII в.
Слайд 17
Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»
Иордан
Илларион
Феодосий Печерский
Нестор
Слайд 18
2. Что относится к жанру героического эпоса?
Летописи
Сказки
Пословицы и поговорки
Былины
Слайд 19
3. Как называлась славянская азбука?
1. Кириллица
2. Скоропись
3. Латиница
4. Буквица
Слайд 20
4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?
1. Итальянским
2. Византийским
3. Хазарским
4. Арабским
Слайд 21
5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?
А) Фреска
Б) Мозаика
В) Романская базилика
Г) Скань
Д) Витраж
Е) Крестово-купольный храм
Слайд 23
Имя первого русского летописца, автора «Повести временных лет»
Иордан
Илларион
Феодосий Печерский
Нестор
Слайд 24
2. Что относится к жанру героического эпоса?
Летописи
Сказки
Пословицы и поговорки
Былины
Слайд 25
3. Как называлась славянская азбука?
1. Кириллица
2. Скоропись
3. Латиница
4. Буквица
Слайд 26
4. Под чьим влиянием формировалась древнерусская архитектура?
1. Итальянским
2. Византийским
3. Хазарским
4. Арабским
Слайд 27
5. Какие из приведённых терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?
А) Фреска
Б) Мозаика
В) Романская базилика
Г) Скань
Д) Витраж
Е) Крестово-купольный храм