Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Рыжова Лариса Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ Школы № 16.
Квалификационная категория – СЗД.
Общий педагогический стаж –
10 лет.
Профессиональное кредо
«Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»
Слайд 2
Работа учителя по формированию смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО
Слайд 3
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Научно-исследовательские условия:
исследовательская деятельность по теме самообразования «Работа учителя по формированию смыслового чтения в условиях реализации ФГОС НОО» (работа с информацией из разных источников, изучение материалов конференций, консультации с методистом, изучение трудов Г. Граник, Л. Концевой, С. Бондаренко, Н.Н. Светловской, Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой, М.И. Омороковой, В.Ф. Одеговой, В.Н. Зайцева).
Методические условия:
выявление наиболее эффективных методов работы по формированию навыков смыслового чтения в начальной школе; участие в творческой группе по разработке комплексных диагностических работ на основе смыслового чтения, создание методических разработок уроков, внеурочных мероприятий; разработка рабочих учебных программ курсов.
Организационно-педагогические условия:
работа экспертом городских образовательных событий, конференций; работа в школьном методическом объединении; обобщение опыта работы на городском методическом объединении; транслирование опыта в профессиональных педагогических сообществах; проведение открытых уроков и мастер-классов по обмену опытом.
Слайд 4
Актуальность личного вклада в развитие образования
В современном обществе отмечено падение уровня читательской культуры детей и подростков, замещение чтения виртуальными формами коммуникации. Согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян практически не читает.
Современные младшие школьники испытывают различные трудности при чтении.
Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации, поэтому чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер.
ФГОС НОО указывает: «Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» (подпункт 9, пункт 11, раздел 2).
ФГОС НОО указывает: «Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей … должны отражать:
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
достижение необходимого … уровня читательской компетентности, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов…» (подпункты 3 и 4, пункт 11, раздел 2).
Слайд 5
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения (Г.И. Бондаренко).
Чтение - метапредметный навык, поэтому составляющие его части входят в структуру всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД - мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания (В.Ф. Одегова).
Стратегия чтения - путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста (Н.Н. Сметанникова).
Стратегии смыслового чтения - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно‑смысловые установки в соответствии с коммуникативно‑познавательной задачей.
Слайд 6
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: воспитание грамотного, компетентного читателя, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя; обучение стратегиям смыслового чтения.
Задачи:
учить максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию.
создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
формировать умение ставить и осмысливать цели чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
развивать понимание содержания текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимание основной мысли текста, прогнозирование содержания по ходу чтения;
формировать умение находить в тексте непонятные слова, отвечать на вопросы по содержанию, выделять ключевые слова, формулировать тему и главную мысль произведения по заглавию и рисункам;
обучать различным видам чтения: ознакомительному (извлечение основной информации или выделение основного содержания текста); изучающему (смысловым) (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста); поисковому (просмотровому) (нахождение конкретной информации, конкретного факта);
учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательной ситуации;
приобщать младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова.
Слайд 7
Ведущая педагогическая идея
Целенаправленное обучение смысловому чтению осуществляется с опорой на законы читательской деятельности и предполагает:
постановку познавательной цели чтения;
владение инструментарием поиска информации в рамках текста;
дальнейшее использование полученной информации.
Все это в конечном итоге формирует полноценное восприятие и понимание текста, активную читательскую позицию.
Слайд 8
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Этапы работы над текстом
Работа над видами чтения
восприятие
структурно-функциональный анализ
реконструкция смысловых структур
смысловая компрессия
ознакомительное чтение
поисковое чтение
изучающее чтение
рефлексивное чтение
Приемы работы с текстом
Работа над сферами читательской деятельности
работа с текстом до чтения
работа с текстом во время чтения
работа с текстом после чтения
Слайд 9
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Примеры использования смыслового чтения на различных уроках
русский язык
математика
окружающий мир
технология
ОРКСЭ
ИЗО
Творческие виды работы: работа с цитатами, проект «В гостях у сказки», развивающие задания.
Слайд 10
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Диапазон профессиональной педагогической деятельности представляет собой единую систему «урок – внеурочная работа».
Новизна личного вклада:
Проанализированы методы формирования навыков смыслового чтения, намечены основные этапы в работе, выделены эффективные приемы работы и виды заданий.
Подобраны специальные упражнения, творческие задания, приёмы работы с текстом, составляющие систему работы по формированию смыслового чтения в начальной школе.
Проверена эффективность предложенной работы, подобран инструментарий для диагностики, интерпретированы результаты проведенного исследования.
Слайд 11
Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты
Методика диагностики
читательской самостоятельности
(автор - Н.Н. Светловская)
Описание методики
Обработка методики
Результаты выполнения методики
Слайд 12
Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты
Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) (автор - А.Н. Корнев)
Описание методики
Обработка методики
Результаты выполнения методики
Слайд 13
Результативность профессиональной деятельности и достигнутые эффекты
Диагностические задания для изучения навыка чтения
(авторы - Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова)
Описание методики
Обработка методики
Результаты выполнения методики
Слайд 14
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
№.Тема.Уровень.Год
1.Доклад с мультимедийной презентацией «Проблемы школьной адаптации первоклассников».Школьный, методическое объединение учителей начальных классов.2017
2.Доклад с мультимедийной презентацией «Формирование УУД в начальной школе».Школьный, педагогический совет.2018
3.Публикация «Развитие логического мышления младших школьников».Федеральный, публикация на Всероссийском образовательном портале «Социальная сеть работников образования» (nsportal.ru).2018
2.Открытый урок «Числовые выражения».Школьный, методическое объединение учителей начальных классов.2019
5.Публикация «Презентация к уроку математики во 2 классе «Периметр прямоугольника».Федеральный, публикация на Всероссийском образовательном портале «Социальная сеть работников образования» (nsportal.ru).2019
6.Публикации методических разработок уроков и внеурочных мероприятий.Муниципальный, сайт МБОУ ДПО МЦ.2019
Слайд 15
Литература
1. Беденко М.В. Смысловое чтение: тетрадь-тренажёр. - М.: ВАКО, 2014.
2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс: до и после. - 2012. - № 1.
3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1987.
4. Бунеева Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и в 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) // Образовательные технологии. Сб. материалов. - М.: Баласс, 2008.
5. Жиренко О.Е. Смысловое чтение: методические рекомендации. 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2017.
6. Измайлова Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2014. – № 1.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
8. Методика обучения литературе в начальной школе / Под ред. М.П. Волошиной. - М.: Академия, 2010.
9. Мороз Е.И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности // Режим доступа: http://uobr.net.
10. Первова Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы // Начальная школа. - 2014. - №3.
11. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения и понимания текста. – М.: МГПИ, 2011.
12. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1.
13. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности. – М.: Просвещение, 1993.
14. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Наука становления личности средствами чтения – общения. – М.: Школа России, 2011.
15. Сметанникова Н.Н. Описание стратегий смыслового чтения // Режим доступа: sites.google.com.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Режим доступа: http://standart.edu.ru.
Слайд 16
Особенности восприятия текстов младшими школьниками при чтении
Фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста.
Слабость анализа и синтеза прочитанного.
Небольшой жизненный опыт, не позволяющий глубоко понять смысл произведения.
Яркость переживаний, непосредственность и эмоциональность.
Превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме.
Недостаточно полное и правильное понимание изобразительно-выразительных средств речи.
Преобладание репродуктивного уровня восприятия.
Слайд 17
Работа над сферами читательской деятельности
Существуют четыре сферы читательской деятельности.
Для развития каждой из сфер я использую такие виды работ:
развитие эмоциональной сферы.развитие сферы воображения.развитие сферы осмысления содержания.развитие сферы реакции на художественную форму
выразительное чтение,
сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.составление диафильма, киносценария, творческий пересказ, иллюстрирование, инсценировка, создание образов, словесное и графическое рисование.дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования, исключение из серии картинок лишней, специальный алгоритм составления плана текста, вопросы подтекстового характера.подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, наблюдения над языком, художественными особенностями текста
Слайд 18
Последовательность действий при чтении текста
1. Учащиеся самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения я задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращаю детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.
4. Задаю уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Слайд 19
Приемы работы с текстом
«Составление схемы произведения»,
«Фишбоун» («Рыбья кость»),
«Толстые и тонкие вопросы»,
«Моделирование обложки»,
«Ключевые слова»,
«Драматизация»,
«Составление плана»,
«Кластер»,
«Диалог с автором»,
«Синквейн»,
«Ромашка Блума»
Слайд 20
Работа с текстом после чтения
Цель: соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Стратегии послетекстовой деятельности
Последовательность действий при работе с текстом после чтения
Приемы работы с текстом
Слайд 21
Стратегии послетекстовой деятельности
Пример стратегий при работе со сказкой
Стратегия 1. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что:
1) в этой сказке есть волшебство;
2) эта сказка бытовая.
Стратегия 2. Как вы понимаете выражения:
1) «година настала лихая» - _________________________
2) «батрак Шабарша из плутов плут» - ________________
3) «ажно у меня искры из глаз посыпались» - ____________
Стратегия 3. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и подберите синоним.
Стратегия 4. Восстановите последовательность сказки, расставив номера.
Слайд 22
Приемы работы с текстом
«Толстые и тонкие вопросы»,
«Составление/разгадывание кроссворда»,
«Синквейн»,
«Аннотация»,
«Пересказ»,
«Чтение по ролям»,
«Ромашка Блума»
Слайд 23
Проект «В гостях у сказки»
Цель: работа по развитию читательского воображения, умения отображать смысл через работу с иллюстративным материалом.
Этапы:
Чтение и иллюстрирование сказок. Пересказ сказки от имени любимой игрушки.
Создание книжки-малышки. Сочинение своей сказки и её иллюстрирование (мини-проект вместе с родителями).
Защита мини-проектов перед классом.
Инсценировка и чтение сказок по ролям.
Слайд 24
Задания развивающего характера
1. Составление вопросов к части текста (с использованием слова, схемы).
2. Составление текста в группах на определённую ему по разным вопросам. (Например, 1 группа составляет описание дома в котором живет герой, 2 группа описывает его друзей, 3 группа интересы героя).
3. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.
4. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек (герой).
5. После деления всего текста на части - сочинение других вариантов концовок.
6. После выявления основной мысли текста, определения того, чему учит нас это произведение, - сочинение пословицы или подбор пословицы, подходящей к данному тексту.
7. Сочинение рассказа по какому-либо выражению, крылатой фразе, эпиграфу.
8. Преобразование обычного рассказа в сказку (придумать какой либо элемент, добавить сказочного героя).
9. Путаница: придумать рассказ, наделив героев противоположными качествами.
10. На основе прочитанного произведения придумать рассказ, в котором главные герои попадают в современное время.
11. Путешествуя, описать несколько дней своей жизни.
12. Приём театральной маски – выбирая себя персонажем, проиграть, проговорить текст автора и выразить собственное мнение по поводу прочитанного.
13. Подбор языкового материла по теме (пословицы, поговорки, загадки, народные приметы).
Слайд 25
Задания для смыслового чтения
Тема «Текст» (1 класс)
1. Определите тему текста (о чём текст).
2. Самостоятельно поставьте вопрос к тексту.
3. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации.
4. Выпишите слова названия растений. На какой вопрос они отвечают?
Заяц.
Шуба у зайки тёплая-тёплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Тёплого лета ждёт. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь — не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер — кашку, хочешь — траву тимофеевку, любой цветочек с мёдом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.
Чарушин Е.И. «Рассказы о животных»
Слайд 26
Задания для смыслового чтения
Тема «Слова с несколькими значениями» (2 класс)
1. Почему так назван рассказ?
2. Разделите текст на части и придумайте название каждой.
3. Где происходило событие?
4. Найти слова с несколькими значениями, выписать, написать в каких значениях могут употребляться эти слова?
5. Следы каких животных увидел автор в лесу?
Следы на снегу.
В лесу было темно. Но вот он посветлел и ожил. Выпал первый снег. Весело затрещала сорока. На снегу появились следы зверей и птиц. Вот шагает лисёнок по снежку. Вот следы клеста. Каждый зверёк оставляет след на белом ковре. Прилетели к лесной полянке тетерева. Недалеко кормились сороки. Вдруг появилась лиса. Сразу затрещали сороки на макушке дерева. Тетерева встрепенулись и улетели.
Слайд 27
Задания для смыслового чтения
Тема «Нахождение приставок» (3 класс)
1. Чем наряжали елку?
2. Какой запах распространялся от елки.
3. Придумай название рассказа.
4. Найди и выпиши слова с приставкой. Выдели приставку.
В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. От неё веяло холодом, но понемножку слежавшиеся ветки её оттаяли. Она поднялась, распушилась. По всему дому запахло хвоей. Дети принесли коробки с украшениями, подставили к ёлке стул и стали её наряжать. Её опутали золотой паутинкой, повесили серебряные цепи, поставили свечи. Она вся блестела, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей.
По А. Толстому
Слайд 28
Задания для смыслового чтения
Тема «Простые и сложные предложения» (4 класс)
1. Определите тему текста.
2. Составьте план текста.
3. Найди грамматическую основу каждого предложения.
4. Найдите сложные предложения.
Последние грибы.
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё развернулся, рванул со всей силой и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.
Другую тучу ветер нагнал и погнал и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи и мокрые леса и поля засверкали. Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков. Это и были последние грибы.
М.М. Пришвин
Слайд 29
Использование смыслового чтения на уроках ОРКСЭ
Модуль «Православие», тема «Монастырь»
(4 класс)
Задания:
Рассмотрите фотографию человека.
Кто он? (Монах)
Во что он одет?
Предположите, почему одежда монаха такого цвета, такой формы.
Прочитайте текст рубрики «Это интересно» и проверьте, верны ли были ваши предположения?
Почему последние слова текста выделены
курсивом?
Слайд 30
Использование смыслового чтения на уроках технологии
Тема «Быт человека» (2 класс)
Прочитай и озаглавь текст.
Отыщи и запиши предложение, в котором заключена главная мысль этого текста.
Составь план текста и кратко перескажи его по своему плану.
Наши далекие предки считали природу общим домом для всего живого на земле и ощущали себя частицей этого огромного мира. Они благоговели перед величием природы, любовались небом, звездами, животными и растениями, восхищались буйством красок, разнообразием форм, ароматов, звуков. Человеку нужно было выжить в дикой природе – и он стал умнее и изобретательнее самых сильных зверей. Ему нужно было оградить себя от морозов, жары, ливней – и он научился строить жилища, делать одежду и обувь. Ему нужно было пропитание – и он научился охотиться, возделывать землю и выращивать различные растения, создавать оружие и орудия труда. Человеку нужны были помощники – и он приручил животных, придумал машины и механизмы, различные предметы быта. Для освоения природы человеку нужны были знания – и он стал исследовать ее законы, открывать красоту окружающего мира. Так зародились науки и искусства.
Слайд 31
Описание методики
Цель: выявления уровня развития читательской самостоятельности учащихся.
Проведение: осуществляется оценка соответствующего показателя по балльной шкале: 2 балла - задание выполнено полностью; 1 балл - в задании допущена ошибка; 0 баллов - задание выполнено неверно.
Оцениваемые показатели:
навык чтения;
систематическое чтение художественной литературы во внеурочное время;
регулярное чтение справочной литературы;
умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе;
систематическое чтение материалов детской периодики;
умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации;
знание книг из доступного круга чтения.
Слайд 32
Обработка методики
Высокий уровень (34 - 40 баллов) - ученик читает без ошибок, более 130 слов в минуту; систематически обращается к художественной литературе во внеурочное время; регулярно пользуется справочниками; может без затруднения назвать прочитанное художественное произведение, его автора, передает содержание произведения без замен, пропусков, искажения фактов; систематически читает материалы в детской периодике; умеет определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации; называет 3-4 произведения и их авторов по любой теме детского чтения.
Средний уровень (21 - 33 балла) - ученик допускает 1-2 ошибки при чтении, читает 80-120 слов в минуту; редко обращается к справочной литературе, читает периодику нерегулярно, пользуется аннотацией лишь с помощью учителя, систематически читает книги по теме урока во внеурочное время, на уроке может рассказать о литературном произведении; называет 1-2 произведения и их авторов по любой теме детского чтения.
Низкий уровень (менее 20 баллов) - ученик допускает более трех ошибок при чтении, читает меньше 80 слов в минуту; не читает периодику, не умеет пользоваться аннотацией, во внеурочное время читает по теме предстоящего урока значительно меньше нормы, описывает содержание произведения только при помощи учителя, не может назвать произведения по определенной теме, вспоминает отдельные произведения или автора, допускает ошибки в названии книг.
Слайд 33
Обработка методики
Оценка техники чтения
4 уровень
1) Плавное чтение целыми словами.
2) Читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 45-50 слов.
3) Темп чтения 55-70 слов в минуту или выше.
За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения.
3 уровень
В норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения.
2 уровень
В норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения.
1 уровень
Все другие варианты.
Оценка уровня понимания 4 уровень
Полное понимание смысла прочитанного, ребенок ответил правильно не менее 7 вопросов из 10.
3 уровень
Неполное понимание, ребенок ответил не менее 5 вопросов.
2 уровень
Фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации.
1 уровень
Отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.
Слайд 34
Описание методики
Цель: оценки навыка чтения, в частности - определение осознанности прочитанного.
Проведение: методика включает 3 вида заданий, я использую для оценки осознанности прочитанного задание № 3.
Варианты задания:
а) пересказать прочитанное;
б) выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному из ряда предложенных;
в) ответить на вопросы по содержанию прочитанного.
Слайд 35
Обработка методики
Вариант задания.Характер выполнения.Уровень
1.пересказал верно (точно и полно).Высокий
пересказал частично (не полностью, а только выделил главную мысль) или с помощью.Средний
не пересказал даже с помощью.Низкий
2.выбрал сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, самостоятельно.Высокий
выбрал сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, с помощью.Средний
выбрал похожую картинку, но не соответствующую прочитанному.Низкий
3.ответил на все 6 вопросов правильно и самостоятельно.Высокий
ответил правильно и самостоятельно на 3-4 вопроса, на остальные 2-3 вопроса ответил с помощью.Средний
ответил всего на 1-2 вопроса и с помощью.Низкий