Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Нейропсихологическая коррекция
«Умные движения»
Подготовила педагог-психолог
МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск»
Козлова Екатерина Владимировна
Слайд 2
Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. Жан Жак Руссо
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ Современный мир стремительно меняется и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Знания сейчас устаревают очень быстро, меняются подходы к их получению. Научить ребенка учиться может только специалист, который сам любит и умеет это делать. Основная подготовка к соответствию будущих школьников таким требованиям, лежит на дошкольных образовательных учреждениях, а это значит, что меняться и совершенствоваться нужно нам с вами. За последние годы среди дошкольников возрос процент детей с недостаточной речевой активностью. Это накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. Эти проблемы натолкнули на необходимость поиска новых развивающих, коррекционных, оздоровительных направлений в работе с детьми. С одним из таких направлений мы познакомимся более подробно.
Слайд 4
Цель: активизация различных отделов коры головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности, повышению возможностей человека, путём использования ресурсов, заключённых в теле. Задачи: - Развитие межполушарной специализации. - Синхронизация работы полушарий. - Развитие общей и мелкой моторики. - Развитие памяти, внимания, воображения, мышления. - Развитие речи. - Формирование произвольности. - Снятие мышечной напряженности. - Создание положительного эмоционального настроя.
Слайд 5
"Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как "неспособных к обучению". В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии.
Слайд 6
Кинезиология – наука, изучающая развитие головного мозга через движения.
Слайд 7
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Слайд 8
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер
Слайд 9
Специализация полушарий мозга в процессе
интеллектуальной деятельности заключается в следующем:
Левое полушарие - речь - словесный слух - абстрактное (понятия) - способность к анализу - детализирование - выстраивание алгоритмов - оперирование фактами, деталями, символами - словесное кодирование цветов (специальные и предметно соотнесенные названия) Правое полушарие - интонационная выразительность - образное слуховое восприятие - конкретное (признаки объектов) - целостное – творческие возможности - интуиция - способность к адаптации - жесткие связи: предмет-цвет, цвет-слово - образное мышление
Слайд 10
Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Слайд 11
Виды упражнений: - Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата. - Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. - Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. - Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. - Массаж – воздействует на биологически активные точки. - Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
Слайд 12
Упражнения на развитие мелкой моторики: «Колечки», «Цепочка», «Лезгинка», «Кулак- ребро-ладонь» Цель- развитие межполушарного взаимодействия (мозолистое тело, произвольность и самоконтроль, стимулируют работу речевых центров)
Слайд 13
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
Улучшает координацию «рука-глаз» и выполнение творческих заданий. Интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела, способствует творческому самовыражению, пространственному видению.
Слайд 14
Телесные упражнения Односторонние Синхронизация работы полушарий головного мозга, улучшение психоэмоционального состояния, координация движений, повышение самооценки. «Капитан-молодец!» (смена жестов) «Я- хороший» (смена движений)
Слайд 15
Перекрёстные упражнения Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Эти упражнения интегрируют работу полушарий головного мозга, способствуют развитию координации движений и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.
«Ухо-нос» (с хлопком и без) «Локоть- колено»
Слайд 16
Глазодвигательные упражнения «Ленивый слон» Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания. Под влиянием гимнастики мозга в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга
Слайд 17
Массаж биологически активных точек По мнению психологов, "думающий колпак" будет полезен детям перед началом занятий, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.
Слайд 18
Упражнение на растяжку «Дерево» нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.
Слайд 19
Упражнения на релаксацию Расслабление, снятие напряжения «Ковёр-самолёт» «Путешествие на облаке»
Слайд 20
- Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. - Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. - Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. - Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Слайд 21
Спасибо за внимание!