Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Презентация на тему: “Электрический ток в различных средах”
Слайд 2
Цели модуля:
1.Выяснить закономерности протекания электрического тока в различных средах.
2.Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств.
3.Научить умению интегрировать знания физики и химии об электролизе и его применении в быту.
4. Развивать способности ясно и точно излагать свои мысли.
5. Формировать умения применять знания к решению задач различного уровня.
Количество часов 17.
.
Слайд 3
Электрический ток может протекать в пяти различных средах:
Металлах
Вакууме
Полупроводниках
Жидкостях
Газах
Слайд 4
Электрический ток в металлах:
Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение электронов под действием электрического поля. Опыты показывают, что при протекании тока по металлическому проводнику не происходит переноса вещества, следовательно, ионы металла не принимают участия в переносе электрического заряда.
Слайд 5
Опыты Толмена и Стюарта
Катушка с большим числом витков тонкой проволоки приводилась в быстрое вращение вокруг своей оси. Концы катушки с помощью гибких проводов были присоединены к чувствительному баллистическому гальванометру Г. Раскрученная катушка резко тормозилась, и в цепи возникал кратковременных ток, обусловленный инерцией электронов.
Слайд 6
Вывод:
1.Носителями заряда в металлах являются электроны;
2. Процесс образования носителей заряда – обобществление валентных электронов;
3.Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника – выполняется закон Ома;
4. Техническое применение электрического тока в металлах: обмотки двигателей, трансформаторов, генераторов, проводка внутри зданий, сети электропередачи, силовые кабели.
Слайд 7
Электрический ток в вакууме
Вакуум - сильно разреженный газ, в котором средняя длина свободного пробега частицы больше размера сосуда, то есть молекула пролетает от одной стенки сосуда до другой без соударения с другими молекулами. В результате в вакууме нет свободных носителей заряда, и электрический ток не возникает. Для создания носителей заряда в вакууме используют явление термоэлектронной эмиссии.
Слайд 8
ТЕРМОЭЛЕКТРОННАЯ ЭМИССИЯ – это явление «испарения» электронов с поверхности нагретого металла.
В вакуум вносят металлическую спираль, покрытую оксидом металла, нагревают её электрическим током (цепь накала) и с поверхности спирали испаряются электроны, движением которых можно управлять при помощи электрического поля.
Слайд 9
Выводы:
носители заряда – электроны;
процесс образования носителей заряда – термоэлектронная эмиссия;
закон Ома не выполняется;
техническое применение – вакуумные лампы (диод, триод), электронно – лучевая трубка.
Слайд 10
Электрический ток в полупроводниках
Полупроводники - твердые вещества, проводимость которых зависит от внешних условий (в основном от нагревания и от освещения).
При нагревании или освещении некоторые электроны приобретают возможность свободно перемещаться внутри кристалла, так что при приложении электрического поля возникает направленное перемещение электронов.
полупроводники представляют собой нечто среднее между проводниками и изоляторами.
Слайд 11
С понижением температуры сопротивление металлов падает. У полупроводников, напротив, с понижением температуры сопротивление возрастает и вблизи абсолютного нуля они практически становятся изоляторами.
Зависимость удельного сопротивления ρ чистого полупроводника от абсолютной температуры T.
Слайд 12
Собственная проводимость полупроводников
Атомы германия имеют четыре слабо связанных электрона на внешней оболочке. Их называют валентными электронами. В кристаллической решетке каждый атом окружен четырьмя ближайшими соседями. Связь между атомами в кристалле германия является ковалентной, т. е. осуществляется парами валентных электронов. Каждый валентный электрон принадлежит двум атомам .Валентные электроны в кристалле германия гораздо сильнее связаны с атомами, чем в металлах; поэтому концентрация электронов проводимости при комнатной температуре в полупроводниках на много порядков меньше, чем у металлов. Вблизи абсолютного нуля температуры в кристалле германия все электроны заняты в образовании связей. Такой кристалл электрического тока не проводит.
Слайд 13
Образование электронно-дырочной пары
При повышении температуры или увеличении освещенности некоторая часть валентных электронов может получить энергию, достаточную для разрыва ковалентных связей. Тогда в кристалле возникнут свободные электроны (электроны проводимости). Одновременно в местах разрыва связей образуются вакансии, которые не заняты электронами. Эти вакансии получили название «дырок».
Слайд 14
Примесная проводимость полупроводников
Проводимость полупроводников при наличии примесей называется примесной проводимостью. Различают два типа примесной проводимости – электронную и дырочную проводимости.
Слайд 15
Выводы:
носители заряда – электроны и дырки;
процесс образования носителей заряда – нагревание, освещение или внедрение примесей;
закон Ома не выполняется;
техническое применение – электроника.
Слайд 16
Электрический ток в жидкостях
Электролитами принято называть проводящие среды, в которых протекание электрического тока сопровождается переносом вещества. Носителями свободных зарядов в электролитах являются положительно и отрицательно заряженные ионы. Электролитами являются водные растворы неорганических кислот, солей и щелочей.
Слайд 17
Сопротивление электролитов падает с ростом температуры, так как с ростом температуры растёт количество ионов.
График зависимости сопротивления электролита от температуры.
Слайд 18
Явление электролиза
- это выделение на электродах веществ, входящих в электролиты; Положительно заряженные ионы (анионы) под действием электрического поля стремятся к отрицательному катоду, а отрицательно заряженные ионы (катионы) - к положительному аноду. На аноде отрицательные ионы отдают лишние электроны (окислительная реакция ) На катоде положительные ионы получают недостающие электроны (восстановительная ).
Слайд 19
Вывод:
носители заряда – положительные и отрицательные ионы;
процесс образования носителей заряда – электролитическая диссоциация;
электролиты подчиняются закону Ома;
Применение электролиза : получение цветных металлов (очистка от примесей - рафинирование); гальваностегия - получение покрытий на металле (никелирование, хромирование, золочение, серебрение и т.д. ); гальванопластика - получение отслаиваемых покрытий (рельефных копий).
Слайд 20
Электрический ток в газах
В обычных условиях отсутствует проводимость электрического тока любыми газами. При высокой температуре часть нейтральных молекул газа распадается на положительные и отрицательные ионы. Такое явление называется ионизацией газа.
Слайд 21
Прохождение электрического тока через газ называется разрядом.
Разряд, существующий при действии внешнего ионизатора, - несамостоятельный.
Если действие внешнего ионизатора продолжается, то через определенное время в газе устанавливается внутренняя ионизация (ионизация электронным ударом) и разряд становится самостоятельным.
Слайд 22
Виды самостоятельного разряда:
ИСКРОВОЙ
ТЛЕЮЩИЙ
КОРОННЫЙ
ДУГОВОЙ
Слайд 23
Искровой разряд
При достаточно большой напряженности поля (около 3 МВ/м) между электродами появляется электрическая искра, имеющая вид ярко светящегося извилистого канала, соединяющего оба электрода. Газ вблизи искры нагревается до высокой температуры и внезапно расширяется, отчего возникают звуковые волны, и мы слышим характерный треск.
Слайд 24
Молния
Уже в середине 18-го века высказывалось предположение, что грозовые облака несут в себе большие электрические заряды и что молния есть гигантская искра, ничем, кроме размеров, не отличающаяся от искры между шарами электрической машины. На это указывал, например, русский физик и химик Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), наряду с другими научными вопросами занимавшийся атмосферным электричеством.
Слайд 25
Электрическая дуга (дуговой разряд)
В 1802 году русский физик В.В. Петров (1761-1834) установил, что если присоединить к полюсам большой электрической батареи два кусочка древесного угля и, приведя угли в соприкосновение, слегка их раздвинуть, то между концами углей образуется яркое пламя, а сами концы углей раскалятся добела, испуская ослепительный свет.
Слайд 26
Вывод:
носители заряда – положительные, отрицательные ионы и электроны;
процесс образования носителей заряда – ионизация внешним ионизатором или электронным ударом;
газы не подчиняются закону Ома;
Техническое применение: дуговая электросварка, коронные фильтры, искровая обработка металлов, лампы дневного света и газосветная реклама.
Слайд 28
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!