Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ВИЗАНТИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Слайд 2
НАЧАЛО ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Слайд 3
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в 6 – 9 веках
ТЕРРИТОРИЯ
МАЛАЯ АЗИЯ и БАЛКАНЫ («СЕРДЦЕ ВИЗАНТИИ»),
СИРИЯ, ПАЛЕСТИНА, ЕГИПЕТ, острова ЭГЕЙСКОГО МОРЯ, КИРЕНАИКА, КИПР, часть МЕСОПОТАМИИ и АРМЕНИЯ
АПЕННИНСКИЙ полуостров, часть ПИРИНЕЙСКОГО полуострова, СЕВЕРНАЯ АФРИКА – ПОД ВЛИЯНИЕМ ВИЗАНТИИ в 5-6 вв.
Слайд 4
НАЧАЛО ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Максимальная территория Римской империи (117 г.н.э. при императоре ТРАЯНЕ) — обозначена зелёным цветом. Наложены (синим цветом) — максимальные владения Византии (при императоре ЮСТИНИАНЕ I, около 550 г.н.э.) Красным обозначена линия разделения на Восточную и Западную Римские империи (395 г.н.э.)
Слайд 5
НАЧАЛО ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Западные источники на протяжении большей части византийской истории именовали её «ИМПЕРИЕЙ ГРЕКОВ» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «ГРЕЧЕСКИМ ЦАРСТВОМ», а её столицу — ЦАРЬГРАДОМ.
Слайд 6
НАЧАЛО ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ВИЗАНТИЯ – ОГРОМНОЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ
НАСЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ
СВОИ ТРАДИЦИИ У КАЖДОГО НАРОДА
СВОИ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У НАРОДОВ
ВИЗАНТИЯ – «ИСТОРИЧЕСКИЙ МОСТ» МЕЖДУ ДРЕВНОСТЬЮ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ
Слайд 7
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИИ
РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
(4 - первая пол. 7 вв.)
СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
(7 – 12 вв.)
ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
(13-15 вв.)
Слайд 8
РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
время становления империи
сохранение Византией авторитета мировой державы
византийский император – высший арбитр (судья) в отношениях между народами, образец для подражания вновь образованных варварских королевств
сохранение сената, рабовладения, римского права
процветание античных городов
зарождение феодальных отношений (поземельная зависимость крестьян при сохранении личной свободы)
Слайд 9
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в 6 – 9 веках
Слайд 10
ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН 527-565 г.г
сильная императорская власть;
расширение границ;
укрепление армии;
реформы, Кодекс «Юстиниана»
Был блестяще образован, трудолюбив, решителен, но жесток. Простых людей могли сжечь на костре, распять на кресте, избить розгами до смерти. Знатных людей казнили через обезглавливание. Запрет и смертная казнь за оскорбление императора.
Надеялся возродить могущество Римской империи.
Император Юстиниан
Слайд 11
РЕФОРМЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮСТИНИАНА
Снизил налоги.
Помогал пострадавшим от землетрясения городам.
Создал систему имперского гражданства: равенство всех перед законом.
Раб = человек, но рабство не отменялось. Раб мог освободиться, если становился солдатом, уходил в монастырь, становился епископом; раба нельзя убивать.
Уравнение женщин в правах с мужчинами, запрещен развод.
Отмена смертной казни.
«Единое государство, единый закон, единая религия».
Жаловал земли и ценные подарки церкви.
Строил храмы и монастыри.
Подвергал гонениям язычников и иудеев, отступников от христианского учения.
Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.
Создал «Свод гражданского права».
Занимался благотворительностью.
Слайд 12
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЮСТИНИАНА
НАПРАВЛЕНИЕ.СРЕДСТВО.ИТОГ
БОРЬБА С НАБЕГАМИ СЛАВЯН.СТРАВЛИВАНИЕ ПЛЕМЕН МЕЖДУ СОБОЙ, ПОДКУП, ЖАЛОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ..НАБЕГИ ОТРАЖЕНЫ, НО УГРОЗА ОСТАЕТСЯ.
БОРЬБА
С ВЕСТГОТАМИ.ВОЙНА.ОТВОЕВАНИЕ ЮЖНОЙ ИСПАНИИ
БОРЬБА
С ВАНДАЛАМИ.ВОЙНА.ОТВОЕВАНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
БОРЬБА
С ОСТГОТАМИ.ВОЙНА.ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПАНИИ
СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ.ВОЙНА.ВОЗВРАЩЕНИЕ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА
БОРЬБА С ПЕРСАМИ НА ВОСТОКЕ.ВОЙНА, ПОДКУП.ПЕРСЫ ОТБРОШЕНЫ, ЗАКЛЮЧЕН МИРНЫЙ ДОГОВОР
Слайд 13
СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
превращение Византии в особый вариант средневекового государства, сочетавшего традиции поздней Римской империи при сильном влиянии восточных деспотий, и некоторых признаков феодальных монархий
ИКОНОБОРЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (против почитания икон), в которое оказались втянутыми все слои населения
7-9 вв. – глубокие изменения в управлении империей: смена латинского титула «император» на греческий «ВАСИЛЕВС», расширение и укрепление административного аппарата
СЕПАРАТИЗМ крупных феодалов-землевладельцев, рост социальной нестабильности радикальные изменения в структуре провинциального управления – создание ФЕМНОГО СТРОЯ (фемы = военно-административные округи)
формирование в фемах особого воинского сословия СТРАТИОТОВ – те, кто получал земли в наследственное владение за службу
ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ управления империей
Слайд 14
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1025 году
Слайд 15
ВИЗАНТИЙСКИЕ ФЕМЫ в 10 веке
Слайд 16
СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
УХУДШЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ПОЯВЛЕНИЕ НА ГРАНИЦАХ ТУРОК-СЕЛЬДЖУКОВ
ПРИБЛИЖНЕНИЕ КОЧЕВНИКОВ
К ДУНАЮ
ПОПЫТКИ СИЦИЛИЙСКИХ НОРМАННОВ ЗАХВАТИТЬ АДРИАТИКУ
конец 12 в. – ОТДЕЛЕНИЕ КИПРА, ОБРАЗОВАНИЕ «ВТОРОГО БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА», ЗАВОЕВАНИЕ СЕРБАМИ НЕЗАВИСИМОСТИ
КРИЗИС ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ (ИНТРИГИ ПРИ ДВОРЕ, КАЗНОКРАДСТВО),
РАСПАД ИМПЕРИИ
Слайд 17
ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
Слайд 18
Делакруа.
Взятие Константинополя крестоносцами
Слайд 19
ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Герб Латинской
империи
(1204 — 1261)
Слайд 20
ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ВИЗАНТИИ
Слайд 21
Император Михаил VIII Палеолог
ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ И ОКРУЖАЮЩИЕ ТЕРРИТОРИИ
Слайд 22
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в 13-15 веках
территория возрождённой Византийской империи сократилась до части Малой Азии, Фракии, Македонии, нескольких островов
Слайд 23
ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД
Слайд 24
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
феодальные отношения развивались из позднеримских, в условиях разложения рабовладельческого строя;
Верховный собственник земли – император;
Наличие фонда государственных земель, который принадлежал либо императорскому ДОМЕНУ, либо государственной казне;
императорское и государственные земли сдавались в аренду крестьянам, жаловались за государственную или военную службу
Слайд 25
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
ОТЛИЧИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВИЗАНТИИ
на условиях обязательной службы во владение могла быть передана не собственно земля, а ПРАВО ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ЭТОЙ ТЕРРИТОРИИ
государство могло конфисковать пожалованные владения
феодалы не обладали ПРАВОМ ИММУНИТЕТА (высшего суда в своих владениях)
большая часть феодальных пожалований не была наследственной
ФЕОД (ЛЁН) – наследственное земельное владение представителя господствующего сословия (ФЕОДАЛА), связанное с обязательным несением воинской службы и выполнением других обязательств в пользу того, кто наделяет феодом (СЕНЬОРА)
СЕНЬОРИАЛЬНО-ВАССАЛЬНАЯ
(ВАССАЛЬНО-ЛЕННАЯ) или ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Слайд 26
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
иерархическая система в Византии не сложилась, т.к. все феодалы зависели от центральной власти;
военная организация также была государственной = феодалы не имели своих собственных сильных отрядов;
феодалы не были связаны между собой правовыми или поземельными отношениями;
ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ: императорская, государственная, условно-феодальная, СОБСТВЕННОСТЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ОБЩИН = земли, находящиеся в общественном пользовании и ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ;
помимо свободных крестьян-общинников, существовали различные категории зависимого крестьянства;
СТРАТИОТЫ = воины-крестьяне, автоматически становившиеся обладателями земельного участка определённого размера за несение воинской повинности
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
каждый феодал связан с другими феодалами слож-ными юридически – лич-ностными отношениями;
Слайд 27
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
города возникали на землях феодалов-сеньоров, которые стремились подчинить их себе и извлечь как можно больше доходов;
борьба городов с сеньорами: КОММУНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ;
в результате: получение городами привилегий и вольностей в виде создания городского самоуправления, либо переход под контроль королевских чиновников с сохранением определённых муниципальных свобод
ВИЗАНТИЯ
«страна городов», которые напрямую были связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов
Слайд 28
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИИ
форма правления – МОНАРХИЯ;
император именовался – ВАСИЛЕВС;
власть императора не была наследственной;
избранника поднимали по римскому обычаю на щите;
позже родилась традиция венчания на царство патриархом;
нередко императорский трон захватывался в ходе переворота.
Слайд 29
СИСТЕМА ВЛАСТИ В ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЯ = ПРЯМАЯ НАСЛЕДНИЦА и ПРОДОЛЖАТЕЛЬНИЦА РИМСКИЙ ИМПЕРСКОЙ ТРАДИЦИИ, ИМПЕРАТОР = АВТОКРАТОР (самодержец) являлся одновременно светским властителем и высшим религиозным авторитетом;
обладал верховной и абсолютной властью над землёй, страной и её подданными;
был высшим подателем благ для подданных;
являлся высшим судьёй, имеющим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов;
Слайд 30
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ВИЗАНТИИ
Слайд 31
ОРГАНИЗАЦИЯ АРМИИ
Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты и начальник конницы, позже эти должности были объединены.
Византийская армия еще в X в. была по преимуществу ополчением, но уже начинается образование профессионального («рыцарского») войска. Подобную метаморфозу пережила вся раннесредневековая Европа.
Византийское государство, располагавшее большими денежными средствами, стало широко практиковать привлечение наемников. В византийской армии и во флоте служили русские, норманны, англичане, аланы, грузины, печенеги, представители многих других народностей; их называли рыцари- «полуварвары».
Слайд 32
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
В Византии существовала определенная тенденция руко-водить страной из Константино-поля: здесь составлялись податные кадастры-списки, отсюда в про-винции рассылались сборщики податей, здесь был сосредоточен контроль за хозяйственной жизнью империи, здесь суд принимал апелляции на решения провин-циальных судей, сюда стекалась основная масса налоговых сборов. Вопреки географической распы-ленности ВИЗАНТИЯ БЫЛА ЦЕНТРА-ЛИЗОВАННЫМ ГОСУДАРСТВОМ.
И все-таки давала себя знать и противоположная тенденция — к децентрализации страны, к тому, что можно было бы назвать феодальной раздробленностью. Два основных фактора обусловили эту тенденции: упрочение фоедальных форм эксплуатации и усиление провинциальных городов.
Слайд 33
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Слайд 34
РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ
Византия = своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью
церковь не имела административной и экономи-ческой самостоятельности
церковь – крупный землевладелец, НО не превратилась в независимые от государства феодальные княжества
Западная Европа = непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть
церковь – крупный феодал
существование церковных вотчин и аббатств, независимых от государства
Слайд 35
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
ВОСТОЧНАЯ ВЕТВЬ
ЗАПАДНАЯ ВЕТВЬ
ОТВЕДЕНИЕ ВАЖНОЙ РОЛИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОЛИТВЕ
ДОПУЩЕНИЕ МИСТИЧЕСКОГО СЛИЯНИЯ С БОГОМ ПОСРЕДСТВОМ МОЛИТВЫ
ГОСПОДСТВО УЧЕНИЯ О СПАСАЮЩЕЙ РОЛИ ЦЕРКВИ, В РУКАХ КОТОРОЙ НАХОДИЛИСЬ И ОЦЕНКА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ВЕРУЮЩЕГО, И ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ
РАСХОЖДЕНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ОБРЯДНОСТИ
ЯЗЫКОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ РАЗОБЩЁННОСТЬ
Слайд 36
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
1054 год
западная
восточная
КАТОЛИЧЕСКАЯ
(римско-католическая)
ПРАВОСЛАВНАЯ
(ортодоксальная)
Слайд 37
ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ ЦЕРКВИ С XI ВЕКА ПОШЛИ РАЗНЫМИ ПУТЯМИ
ВОСТОЧНАЯ (ПРАВОСЛАВНАЯ) ЦЕРКОВЬ СЧИТАЛА СВОЕЙ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ - СОХРАНИТЬ НЕПОВРЕЖДЕННОЙ ХРИСТОВУ ВЕРУ
ЗАПАДНАЯ (КАТОЛИЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ СЧИТАЛА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМСКОГО ПАПЫ ВСЕГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Слайд 38
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВИЗАНТИЯ = ХРАНИТЕЛЬНИЦА АНТИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ (архитектура, мозаика)
ИКОНОПИСЬ = УНИКАЛЬНЫЙ ЖАНР ИСКУССТВА, ЗАРОДИВШИЙСЯ В ВИЗАНТИИ
«УЧЕНЬЕ – СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА» (Иоанн Дамаскин, философ и богослов)
ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР НАУКИ И МЕДИЦИНЫ
Слайд 39
ДВЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВИЗАНТИЙСКАЯ
КУЛЬТУРА
АНТИЧНАЯ
ХРИСТИАНСКАЯ
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОРОДИЛА ОСОБУЮ КУЛЬТУРУ, НАЗВАННУЮ В НАУКЕ ВИЗАНТИЗМОМ
Слайд 40
ДУХОВНЫЕ ДОМИНАНТЫ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ
БИБЛИЯ
ТЕОЛОГИЯ
ИКОНА
ХРАМ
ХРИСТИАНСТВО – ВЕРА В ИИСУСА ХРИСТА, СПАСИТЕЛЯ
И ЕДИНОГО БОГА
Слайд 41
народное творчество: эпос и лирика, апокрифы, и «громовики» (толкователи природных явлений), искусство бродячих мимов, певцов и акробатов
светская культура: придворные церемонии, пиры и охота, игры на ипподроме и триумфы василевса
общенародные торжества: государственные и церковные календарные праздники.
Слайд 42
Став при Императоре Константине государственной религией, христианство, отбросив аскетизм, претворилось в пышный обряд. Важнейшая роль в этом принадлежит искусству.
Слайд 43
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
В X – XI вв. СТАЛИ ВОЗВОДИТЬ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЕ ХРАМЫ. В ПЛАНЕ ТАКОЙ ХРАМ ИМЕЛ ВИД ГРЕЧЕСКОГО КРЕСТА, ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОТОРОГО ПЕРЕКРЫВАЛАСЬ КУПОЛОМ, ПОКОИВШЕМСЯ НА БАРАБАНЕ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОПИРАВШЕМСЯ НА 4 КОЛОННЫ, ОБРАЗУЯ В ИТЕРЬЕРЕ ПАРУСА – СФЕРИЧЕСКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ. ТАКИЕ ХРАМЫ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ВИЗАНТИИ, НО И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ - В БОЛГАРИИ, НА РУСИ, В ЗАКАВКАЗЬЕ.
ДЛЯ ПОЛНОГО СОВЕРШЕНСТВА БАЗИЛИКЕ НЕ ХВАТАЛО КУПОЛА – СИМВОЛА НЕБА. ПОЭТОМУ ЗОДЧИЕ ПОПЫТАЛИСЬ ОБЪЕДИНИТЬ БАЗИЛИКУ С КУПОЛОМ. ГЕНИАЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ ЭТОЙ СЛОЖНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ЗАДАЧИ СТАЛ ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ.
ЮСТИНИАН СОЗДАЛ ХРАМ, КОТОРЫЙ ВОПЛОТИЛ ИДЕЮ МОГУЩЕСТВА ЕГО ГОСУДАРСТВА И ТОРЖЕСТВА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.
Слайд 44
ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ
Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя
Под руководством зодчих АНФИМИЯ из ТРАЛ и ИСИДОРА из МИЛЕТА на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
Со всей страны в Константинополь были привезены мастера
Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита
Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов; например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
В результате грандиозной работы, длившейся пять лет (532-537)., архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих.
Слайд 45
ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ
Слайд 46
АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ
ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРАМЫ ОТЛИЧАЛИСЬ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРОЙ И ВЕЛИКОЛЕПИЕМ ОТДЕЛКИ ВНУТРИ
Слайд 47
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВИЗАНТИИ
МОЗАИКА – ИЗОБРАЖЕНИЕ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ КАМУШКОВ ИЛИ КУСОЧКОВ ЦВЕТНОГО НЕПРОЗРАЧНОГО СТЕКЛА = СМАЛЬТЫ. ОТ ДРЕВНЕГО РИМА ВИЗАНТИЯ УНАСЛЕДОВАЛА СЛОЖНУЮ ТРУДОЕМКУЮ ТЕХНИКУ МОЗАИКИ. ВАЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВИЗАНТИЙСКИХ АРХИТЕКТОРОВ БЫЛО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ХРАМЕ СВЕТА И ТЕНИ. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ СМАЛЬТЫ УКРЕПЛЯЛИСЬ В ГРУНТЕ С РАЗНЫМ НАКЛОНОМ, ПОВЕРХНОСТЬ СМАЛЬТЫ ДЕЛАЛИ НЕМНОГО ШЕРОХОВАТОЙ. КУСОЧКИ СМАЛЬТЫ ПРИ ПОПАДАНИИ НА НЕЕ СВЕТА МЕРЦАЛИ, ИСКРИЛИСЬ, ПЕРЕЛИВАЛИСЬ, ОТРАЖАЛИ ЕГО СВОИМИ ГРАНЯМИ.
Слайд 48
ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ
Цвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном смысле
Ярче всего должна сиять Божественная сущность
В византийской живописи никогда не изображается источник света — он в ней самой
Слайд 49
ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ
Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны. Золотой фон означает Божественность; пурпур — символ духовного озарения Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства
An Archangel
Detail
St Sophia, Istanbul
Слайд 50
ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ
Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах
Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников
Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира
The Theotokos and Child
Apse mosaic
St Sophia, Istanbul
Слайд 51
МОЗАИКИ СВЯТОЙ СОФИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 11 в.
Приношение даров
Константином и Юстинианом.
Мозаика в южном
вестибюле Святой Софии
Слайд 52
МОЗАИКИ СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ
Слайд 53
МОЗАИКИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ
Слайд 54
ВИЗАНТИЙСКИЕ МОЗАИКИ
Слайд 56
ИКОНЫ
ИКОНА – ИЗОБРАЖЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА, БОГОМАТЕРИ, СЮЖЕТОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НА ГЛАДКИХ ДЕРЕВЯННЫХ ДОСКАХ.
Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (Псевдо-Дионисий)
Икона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет. В ней самой заключена Божественная благодать.
Большая часть ликов, созданных художниками, обращают к нам взгляд, дарящий покой и надежду на справедливый суд
Григорий Чудотворец Икона второй половины XII в.
Слайд 57
ИКОНОСТАС
Иконы играли важную роль в убранстве византийских храмов. К X в. в Византии сформировался ИКОНОСТАС — особая преграда, отделяющая помещение храма от алтаря, место сосредоточения большого количества икон.
В иконостасе иконы располагаются рядами над «царскими вратами», ведущими в алтарь.
Слайд 58
ФРЕСКА
ЭТО ЖИВОПИСЬ ВОДЯНЫМИ КРАСКАМИ ПО СЫРОЙ ШТУКАТУРКЕ. К ДОСТОИНСТВАМ ФРЕСКИ ОТНОСИТСЯ БЫСТРОТА ИСПОЛНЕНИЯ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЦВЕТА. В ЕРИОД С XII ПО XIV вв. МНОГИЕ ХРАМЫ МАЛОЙ АЗИИ, ГРЕЦИИ, КИПРА, МАКЕДОНИИ, СЕРБИИ И ДРУГИХ СТРАН БЫЛИ УКРАШЕНЫ ФРЕСКАМИ.
Слайд 59
ФРЕСКА. РАСПЯТИЕ.
Слайд 60
ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХ-ХII вв. достигло производство эмали, позаимствованное с Востока.
Эмаль — это прочное стекловидное вещество, получаемое путем обжига, прозрачное или окрашенное в разные цвета.
Художественная эмаль применялась при украшении икон, императорских корон, блюд, кубков, ювелирных изделий и пр. Византийские мастера славились искусством перегородчатой эмали на золоте.
Слайд 61
При изготовлении эмали стекловидную разноцветную массу заливали в участки, образованные тонкими перегородками, напаянными на золотую основу, затем массу обжигали, а после затвердевания она приобретала прозрачность и особый блеск.
Слайд 62
МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с человеческими и воссоздают в песнопениях божественный образ. Основным видом церковного песнопения был ТРОПАРЬ (греч. «тропос» — стиль, характер, лад, тональность) . Это были музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение получили и ГИМНЫ, возникшие поначалу вне церковной музыки.
Слайд 63
ВИЗАНТИЯ – СТРАНА ХРИСТИАНСКОЙ УЧЁНОСТИ
ИОАНН ДАМАСКИН «ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ»
ПЕРВЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ УЧЕБНИК»ШЕСТОДНЕВ» ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО
Слайд 64
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВИЗАНТИИ
Слайд 65
ОБЩЕЕ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И ВИЗАНТИИ:
ИСПОЛЬЗОВАЛИ АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
СОЗДАВАЛИ ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ
ГОСУДАРСТВО ПООЩРЯЛО РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СУЩЕСТВОВАЛА ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Слайд 66
НАУКА В ВИЗАНТИИ
Византийцы сохранили многие античные знания. Они применяли на практике труды греческих математиков - Пифагора, Евклида, Архимеда. Византийцы производили стекло, краски, изобрели «греческий огнь».
Слайд 67
МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ ПЕРЕШЛИ К СОСЕДНИМ ГОСУДАРСТВАМ
ВИЗАНТИЙЦЫ ОТКРЫЛИ ДУХОВНУЮ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА
В конце 19 - начале 20 вв. ВИЗАНТИЙСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ БЫЛИ ПЕРЕОСМЫСЛЕНЫ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНА И НЕОВИЗАНТИЙСКОМ СТИЛЕ АРХИТЕКТУРЫ.
ВИЗАНТИЮ МОЖНО НАЗВАТЬ "ВТОРЫМ РИМОМ", Т.К. ЕЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЕВРОПЫ И ВСЕГО МИРА НИЧЕМ НЕ УСТУПАЕТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ