Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русское искусство середины 18 века.
Слайд 2
Архитектура и живопись
В русской архитектуре середины XVIII в. господствует пришедший с запада стиль барокко. Этому стилю свойственны пышность, причудливая пластика и обилие декора. Яркое воплощение барокко в русской архитектуре — шедевры В.В. Растрелли (1700—1771). Итальянец, родившийся в Париже, Растрелли в 16 лет приехал в Россию вместе с отцом — выдающимся скульптором петровской эпохи Б.К. Растрелли. Первая работа В.В. Растрелли, Петергофский дворец, ещё скромен по архитектурному убранству, — лишь пышные купола, завершающие боковые павильоны, придают ему нарядный вид.
Слайд 3
Большой Петергофский дворец
Начало строительства: 1747 г.
Окончание строительства: 1752 г.
Архитектор: Бартоломео Франческо Растрелли
Слайд 4
Талант Растрелли раскрылся в постройке Екатерининского Царскосельского дворца. Величественный 300-метровый фасад дворца разделён на 5 различных по декору корпусов, соединённых крытыми галереями. Внутреннее убранство уходящей в бесконечность анфилады залов поражает роскошью.
Слайд 7
Венец творения Растрелли — Зимний дворец в Петербурге, самая грандиозная постройка в России (более 1000 комнат). Фасад дворца щедро декорирован колоннами разной формы, придающими зданию стройность и устремлённость вверх. Торжественность и великолепие дворца отражают замысел Растрелли, создавшего дворец «для славы российской».
Слайд 8
Иорданская лестница
Слайд 10
29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.
Слайд 11
Среди работ Растрелли — Смольный монастырь под Петербургом, особняки Воронцова и Строганова в Петербурге, проект Андреевского собора в Киеве.
Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь
Слайд 12
Строгановский дворец (Русский музей)
Слайд 13
Русский классицизм складывался в русской архитектуре с середины XVIII в. В этом стиле работали выдающиеся отечественные зодчие В.И. Баженов, М. Казаков, И.Е. Старов и иностранные архитекторы Ч. Камерон и Д. Кваренги. Постройки классицизма строго симметричны, монументальны, без изысков декора и архитектурных излишеств.
Слайд 14
Первый представитель русского классицизма в архитектуре — В.И. Баженов (1737—1799). О масштабе дарования архитектора говорит построенный Баженовым великолепный дом Пашкова в Москве
Дом Пашкова. Арх. В.И. Баженов. 1784—1788 гг.
Слайд 15
Из-за недружелюбного отношения к Баженову Екатерины II судьба многих его проектов печальна. Не воплотился проект строительства грандиозного Кремлёвского дворца в Москве; почти достроенный царский загородный дворец в Царицыно был разрушен по приказу Екатерины. Спроектированный Баженовым Михайловский замок для Павла I строил уже архитектор В.Ф. Бренна.
Михайловский замок. Арх. В.И. Баженов, В.Ф. Бренна. 1797—1800 г.
Слайд 16
Намного благополучнее сложилась творческая жизнь последователя Баженова —
М.Ф. Казакова (1738—1812). В Москве Казаковым построены Сенатское здание в Кремле, Петровский подъездной дворец, Голицынская больница, Московский университет, здание Благородного собрания. И.Е. Старовым возведены великолепные Таврический и Потёмкинский дворцы в Петербурге (1745—1808).
Петровский подъездной дворец. Арх. М.Ф. Казаков. 1775—1783 гг.
Слайд 17
Сенатское здание в Кремле
Слайд 18
Голицынская больница
Слайд 19
здание Благородного собрания
Слайд 20
И.Е. Старовым возведены великолепные Таврический и Потёмкинский дворцы в Петербурге (1745—1808).
Таврический дворец.
Слайд 21
В живописи развивается портретный жанр. Художников увлекает не только внешнее сходство и проработка пышных одежд, но и решение образа, раскрытие внутреннего мира личности. Это заметно в работах А.П. Антропова (1716— 1795) и в творчестве И.П. Аргунова (1729— 1802), крепостного художника графа Шереметьева. Глубокое проникновение во внутренний мир человека, тонкая психологическая трактовка образов отличают портреты Ф.С. Рокотова (1736—1808).
Вершина жанра парадного портрета — творчество ученика Антропова Д.Г. Левицкого (1735—1822). В его портретах появляется динамика, усложняется композиция, большое внимание уделяется личности. Заводчик П.А. Демидов на парадном портрете предстаёт в домашнем одеянии, в окружении аксессуаров садовода, и зритель узнаёт об увлечении этого богача и чудака. Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц показывает кокетливых девушек в роли светских дам.
Слайд 22
Ф.С.Рокотов. Портрет А.С.Тумановой. 1772 г.
Слайд 23
Д.Г. Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1775 г.
Слайд 24
Д.Г. Левицкий. Портрет воспитанницы Императорского общества благородных девиц Г.И. Алымовой. 1773 г.
Слайд 25
Последователь Левицкого В.Л. Боровиковский (1757—1825) от классического портрета переходит к сентиментальному. Романтичны его женские образы в портретах Е.А. Нарышкиной, М.И. Лопухиной, княжон А.Г. и В.Г. Гагариных. Императрица Екатерина II представлена Боровиковским в образе милой стареющей дамы, выгуливающей в парке собачку.
В.Л.Боровиковский. Портрет Е.А.Нарышкиной. 1799 г.
Слайд 26
Стиль классицизма в живописи предстает преимущественно в историческом жанре, где легендарные герои в пафосных позах раскрывают мифологические и исторические сюжеты. Кисти мастера исторической картины XVIII в. — А.П. Лосенко (1737—1773) принадлежат «Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда» и др. С картинами «Крестьянский обед» и «Сговор» крепостного художника Г.А. Потёмкина М. Шибанова связано появление жанровой русской живописи.
А.П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770 г.
Слайд 27
В 1782 г. на Сенатской площади установили знаменитый памятник Петру I — Медный всадник, который в 1766—1778 гг. создал французский скульптор Э. Фальконе.
Первым русским скульптором стал земляк Ломоносова Ф.И. Шубин (1740—1805), создавший скульптурные портреты выдающихся людей своей эпохи.