Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Консультация на тему: «Если ребенок часто капризничает и плачет»
Презентацию подготовила педагог- психолог
Шевелева Елена
Слайд 2
Характеристика понятия «детские капризы» в психолого-педагогической литературе
По словарю В. Зинченко капризы понимаются как: лишенные разумных оснований действия ребенка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях.
По толковому словарю Ефремовой капризы понимаются как стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что - то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком .
Слайд 3
Развитию капризов у дошкольников и младших школьников способствует неокрепшая еще нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможением, высокой эмоциональной чувствительности и возбудимости. На этом фоне капризы нередко возникают как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.
Капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребенок неосознанно предпочитает именно такой способ достижения своих целей. Т.е. каприз является следствием неправильной организации взаимоотношений ребенка со взрослыми.
Слайд 4
Обострение капризов происходит в рамках так называемых возрастных кризисов, в частности кризиса трех лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребенка, повышенным стремлением к самостоятельности.
У дошкольника капризы становятся преднамеренной формой поведения. Капризами он добивается от взрослых различных, уступок.
Зарождающиеся капризы могут в дальнейшем стать привычной формой поведения.
Слайд 5
Зачастую ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно занять себя. Поэтому очень важно вовремя научить малыша играть: показать, как действовать той или иной игрушкой.
Самый первый, а потому самый трудный "пик капризов" приходится на возраст 3 - 5 лет. В возрасте 3 - 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты.
Слайд 6
В настоящий момент, наиболее распространенной является точка зрения, что капризы и истерики - это закономерный этап в развитии детей младшего дошкольного возраста, что таким образом они познают мир человеческих взаимоотношений, определяют границы дозволенного и недозволенного, и, в конце концов, "само пройдет".
На самом деле происходит смешение различных понятий:
а) с одной стороны, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, являющиеся выражением закономерностей детского развития;
б) с другой - капризы и истерики, являющиеся отражением неправильной стратегии поведения взрослых
Слайд 7
Ошибки семейного воспитания как причина детских капризов
Е.В Мурдашова описывает следующие ошибки семейного воспитания:
1) Денежная
2) Безразличие
3) Слишком много строгости
4) Бесконтрольность или безнадзорность
5) Детей не надо баловать
6) Обещание больше не любить
7) Слишком мало времени для воспитания ребенка.
Слайд 8
8) Навязанная роль
9) Слишком мало ласки
10) Наполеоновские планы
11) Настроение родителей
Таким образом, главную роль в воспитании ребёнка играет его семья, которая накладывает свой отпечаток на его личность и характер, во многом обуславливает его поведение, в том числе и плохое. Социальное развитие ребёнка неразрывно связано с взаимоотношениями в семье, поведением родителей, требованиями, которые они выдвигают перед ребёнком, их стилем воспитания и так далее.
Слайд 9
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С КАПРИЗНЫМИ ДЕТЬМИ
Методы работы воспитателя с капризными детьми
Воспитатель в работе с капризными детьми использует общепедагогические и специальные методы.
К общепедагогическим методам относятся:
1) Метод беседы
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере, поэтому часто причиной является, простое игнорирование родителями ребенка, и он любыми способами пытается привлечь внимание.
Слайд 10
2) Поручение
Порой капризные дети требуют к себе повышенного внимания, и в этом случае самым эффективным методом будет «Поручение». Ребенку дается задание, и он выполняет все по заданной схеме:
а) внимательно выслушать, что ему говорят
б) понять содержание обращенной к нему речи
в) запомнить сказанное
г) выполнить поручение
д) дать словесный отчет о выполненном поручении
е) в итоге оказать помощь.
Слайд 11
3) Метод наблюдения помогает получить общую картину поведения ребенка и группы детей или зафиксировать их отдельные поведенческие проявления. Наблюдение может быть:
а) скрытым
б) включенным
в) сплошным
г) выборочным
д) одноразовым (срезовым)
е) длительным (пролонгированным).
Слайд 12
Метод видеосъемки в последние годы приобретает все большее распространение. Он дополняет методы наблюдения и изучения документации. С помощью видеосъемки можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Некоторые эпизоды из жизни детей в группе, игровые ситуации, праздники и др. можно демонстрировать самим детям для решения разнообразных педагогических задач, поддержания положительного самоощущения, формирования представления о себе, доброжелательных взаимоотношений в группе, обучения.
Слайд 13
Так же существуют специальные методы взаимодействия с капризными детьми, к ним относятся:
1) Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества.
Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания.
Слайд 14
2) Песочная терапия для детей - это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка - это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Песочная терапия - как разновидность арт-терапии - ориентирована на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы. Её акцент - на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, какой он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации.
Слайд 15
3) Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. Сеансы сказкотерапии помогут понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку.
Слайд 16
4) Игротерапия - авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Р.Н Дмитриченко. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy - игровой терапии, или игротерапии в широком значении
Игротерапия («Психодрама на столе») - авторская технология работы с игрушками, глубинная личностная психотерапия. Место ведущего занимает психолог или воспитатель, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале взрослого также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками, сказки, и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире детей и взрослых детей.
Слайд 17
Спасибо за внимание!