Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Понятие «приказ» в истории и современности. Приказное делопроизводство XV-XVII веков
Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО группы ПСА-33а
Научный руководитель: Фысина Ульяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи
Слайд 2
Понятие «приказ» в истории
Приказы — органы системного управления в Русском царстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю.
Становление приказной системы было вызвано усложнением задач, вставших перед нарождавшейся монархией в связи с формированием Русского государства во второй половины XV века. На начальном этапе зарождения приказов их состав формировался из дьяческого штата Казны, Большого дворца и, возможно, комиссий Боярской думы.
Приказная система, в целом сложившаяся в 1530-1570-х годах, не отличалась функциональной чёткостью: каждый приказ обладал как исполнительной, так и судебной властью, однородные функции исполняли различные приказы - в зависимости от категории населения и от территории, на которые распространялись их полномочия.
Слайд 3
Среди приказов принято выделять:
дворцовые, ведавшие хозяйством государя,
общегосударственные (отраслевые, территориальные, территориально-отраслевые),
патриаршие
митрополичьи.
Для решения отдельных, как правило, экстраординарных задач создавались временные приказы (например, Денежного сбора приказ). Централизация государственного управления на протяжении всего XVII века осуществлялась путём передачи руководства несколькими приказам одному лицу (князю И.Б. Черкасскому, Ф.И. Шереметеву, Б.И. Морозову, И.Д. Милославскому, И.М. Милославскому и другим). В 1655-1676 годы надзор за деятельностью всех приказов от имени царя осуществлял Тайных дел приказ. Формирование приказной системы происходило одновременно с созданием органов самоуправления на местах - земских изб и губных учреждений.
Слайд 4
Определённому единству приказной системы способствовала опора на единую законодательную базу. В своей деятельности приказы руководствовались правовыми обычаями, отдельными нормами Судебников 1497 и 1550 годов, царскими указами, а также приговорами Боярской думы, которые принимались в ответ на запросы приказов, с середины XVII века - и рядом статей Соборного уложения 1649 года. Часто разновременные акты объединялись в особые указные книги приказов (наиболее ранняя - книга Разбойного приказа 1555/1556 годов). Акты об учреждении приказов, устанавливавшие порядок работы ведомства, персональный состав его руководства, цели, задачи, методы и средства деятельности, появились в первой трети XVII века.
Слайд 5
Понятие «приказ» в современности
Приказ — это документ распорядительного характера, издаваемый руководителем компании в рамках его полномочий и обязательный для исполнения подчиненными. В акционерных обществах должностным лицом, уполномоченным издавать приказы (примеры см. ниже), считается генеральный директор, в медицинских учреждениях — главврач, на предприятиях — директор и т. д. Законную силу имеют только правильно оформленные документы, содержащие все необходимые реквизиты и заверенные в надлежащем порядке.
по личному составу;
Приказы по личному составу издают для документирования процессов уровня «работодатель — работник»: приема на работу, перевода и увольнения, поощрения сотрудников и применения к ним дисциплинарных взысканий, отпусков и других процедур, без которых не обходятся трудовые отношения.
по основной деятельности.
Приказы по основной деятельности могут издавать как по инициативе руководителя (поэтому такие документы называют инициативными), так и с целью исполнения распоряжений, поступивших из вышестоящих органов управления. Они позволяют осуществлять оперативное управление ключевыми производственными процессами: с их помощью оформляется утверждение графика отпусков или штатного расписания, изменение режима работы предприятия, внесение корректив в локальные нормативные акты, создание всевозможных комиссий и рабочих групп, аттестация и обучение сотрудников.
Слайд 6
Весь процесс работы с распорядительной документацией сводится к стандартной схеме:
подготовка проекта: предварительный, «черновой» приказ (образец документа) в делопроизводстве составляется, обсуждается, поступает на согласование и при необходимости редактируется;
утверждение окончательного варианта;
регистрация и тиражирование;
передача копий заинтересованных должностным лицам или структурным подразделениям;
помещение контрольного экземпляра в дело, а затем — передача на хранение.
Одним из наиболее ответственных этапов в этой цепочке последовательных процедур считаются подготовительные работы. Зачастую ответственность за составление чернового варианта текста возлагается на секретаря, делопроизводителя, сотрудника отдела кадров (если речь идет об оформлении решения по личному составу) и т. д. Готовый, проверенный на предмет недоработок и ошибок документ передается руководителю для утверждения, а затем — на регистрацию. В настоящее время для всех организационно-распорядительных документов, в том числе внутренних приказов организации (образец), обязательно оформление по ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Слайд 7
Каждый приказ по организации (образец) должен содержать обязательные реквизиты:
наименование организации или учреждения;
название вида документа;
дату и место издания;
заголовок к тексту;
регистрационный номер;
подпись руководителя;
визы согласования.
Основной текст приказа состоит из двух частей — вводной, или констатирующей, и распорядительной. Как видно из названий, в первой части констатируется цель управленческого решения, а во второй — излагается непосредственное распоряжение руководителя. Поэтому распорядительная часть обычно начинается со слова «приказываю». Приказы по личному составу часто начинаются с распорядительной части (хотя в отдельных случаях могут содержать и констатирующую) и составляются как в свободной форме, так и с применением унифицированных бланков Госкомстата или их аналогов, разработанных работодателем — все зависит от типа, функционального назначения и других особенностей документа.
Слайд 8
Ошибки при оформлении приказов
Несмотря на существование довольно четких стандартов оформления распорядительных документов, делопроизводители нередко допускают досадные ошибки — процедурные или правовые. Процедурные ошибки обусловлены умышленным или случайным отступлением от общепринятой схемы работы и обычно сводятся к несоблюдению требований, выдвигаемых законодателем и локальными нормами самой организации к содержанию и форме приказа.
Ошибка 1. Отказ от использования бланка установленного работодателем образца или обязательной унифицированной формы.
Ошибка 2. Неточности в указываемых сведениях (паспортных данных, наименованиях структурных подразделений и должностей, реквизитах компании), пропуск обязательных пунктов, предусмотренных формой приказа («Дата составления», «Табельный номер», «Место составления», «Номер документа» и т. д.).
Ошибка 3. Применение нелогичных, размытых формулировок. Текст должен быть предельно четким и лаконичным. Использование оборотов, свойственных повествовательному стилю или способных трактоваться двояко, недопустимо.
Ошибка 4. Визирование должностным лицом, не наделенным соответствующими полномочиями, или ссылка на ненадлежащим образом оформленный документ-основание — менее распространенные, но все же допускаемые в кадровой практике ошибки. Например, в общих случаях приказ о трудоустройстве работника издается со ссылкой на трудовой договор. Если договор по каким-то причинам признан недействительным, изданный на его основании распорядительный документ считается утратившим силу, а содержащееся в нем управленческое решение — не подлежащим исполнению.
Ошибка 5. Отсутствие визы начальника юридической или кадровой службы, если структура и содержание документа предполагают ее наличие.
Ошибка 6. Отсутствие подписи работника об ознакомлении с приказом по личному составу, имеющим к нему непосредственное отношение и затрагивающим его законные права.
Ошибка 7. Отсутствие ссылок на основание для кадрового решения. Например, при оформлении постоянных или временных переводов на другую работу в качестве документа-основания не указывается ни заявление, ни согласие работника на перевод, а иногда даже не конкретизируются причины такого кадрового решения. Для приказов о прекращении трудового договора характерно несоответствие указанного в них основания увольнения формулировкам, содержащимся в Трудовом кодексе РФ, и отсутствие ссылок на конкретные статьи, пункты и подпункты. Предоставляя сотруднику отпуск, работодатели часто забывают указать его вид (основание) или продолжительность.
Слайд 9
Приказное делопроизводство XV-XVII веков
Слайд 10
Приказное делопроизводство как система начинает складываться после образования в конце XV в. Русского централизованного государства и активно развивается на протяжении XVI-XVII вв.
Образование Русского государства потребовало создания специальных органов для реализации властных полномочий. Во главе государства стоял царь. Высшим органом управления в XVI-XVII вв. стала Боярская дума, представлявшая собой собрание представителей старинных боярских фамилий и позднее, в XVII в., выслужившихся приказных чинов — дьяков. Местные органы в лице воевод, городовых приказчиков, губных и земских старост, целовальников осуществляли свою деятельность в избах (губной, приказной, земской). Во главе приказной избы стоял воевода, ему подчинялись дьяки и подьячие, которые вели делопроизводство в избе.
Слайд 11
Особенности приказного делопроизводства
Наиболее четкая система делопроизводства в XVI-XVII вв. сложилась в центральных учреждениях — приказах, поэтому делопроизводство этого периода называют приказным.
Для приказного делопроизводства характерно появление штата «служилых» людей, обязанностью которых была работа с документами. Во главе приказов стояли судьи из думных чинов, а при них дьяки (их могло быть несколько). В подчинении у дьяков находились подьячие, подразделявшиеся на «старых» (старших), «средней руки» (средних) и «молодших» (младших). Структурными подразделениями приказов были столы или повытья.
Ответственность за всю работу с документами, т.е. за делопроизводство, возлагалась на дьяка. Старшие подьячие заведовали структурными частями приказов, готовили проекты документов (черновики), средние подьячие делали выписки и наводили справки по рассматриваемому вопросу, хранили дела в сундуках и ларях, опечатывали их, младшие — переписывали документ набело.
Слайд 12
Система видов документов
В приказном делопроизводстве складывается система видов и разновидностей документов, в которых фиксируются и передаются решения по управлению государством.
Перечисленные виды документов составляли систему делопроизводства, предназначавшуюся для общения государственных учреждений между собой, а также частных лиц с государственными учреждениями. Наряду с ней существовали системы документации, в которых фиксировались отдельные функции управления: военная, дипломатическая, статистики, бухгалтерского учета, хозяйственного учета и др. Например, дипломатические отношения с иноземными государствами оформлялись договорами, грамотами главам государств, грамотами на проезд по территории государства и др.; статистические данные заносили в книги — писцовые, дозорные, переписные, приправочные и др.; хозяйственный учет требовал ведения книг по учету, сметных списков, судебная деятельность нашла отражение в правовых и судебных грамотах, судебных приговорах, судных списках, сказках, сыскных, распросных, пыточных речах.указная и др.
От верховной власти в лице царя и Боярской думы подчиненным направлялись грамоты, указы и приговоры Боярской думы. Для переписки между приказами применялся такой документ, как «память». Также памяти направляли подчиненным, например воеводам. Из местных учреждений в приказы посылали «отписки». Формой письменного обращения частных лиц в государственные учреждения были челобитные. В зависимости от назначения документ имел разновидности. Например, были грамоты: вестовая, бессудная, отказная, окружная; памяти: высолочная, наказная, указная.
Слайд 13
Текст документов писался на узких полосках бумаги (шириной 15-17 см) на одной стороне; оборотная сторона использовалась для проставления помет, резолюций, написания адреса. Если текст занимал несколько листов, их склеивали по узкому краю в ленту, иногда очень большой длины (например, Соборное уложение 1649 г. имело длину около 309 м), которая скатывалась в свиток, получивший название «столбец». Поэтому и система делопроизводства этого периода называется «столбцовой». Если документ состоял из нескольких склеенных листов, дьяк проставлял свою подпись (называемую «припись») по слогам на оборотной стороне документа по всем местам склейки листов так, чтобы буквы захватывали оба конца склеенных листов. Место склеивания листов называли «сстав».
Такой способ подписания обеспечивал охрану документов и затруднял их фальсификацию. Он был узаконен Судебником 1550 г.
Слайд 14
Удостоверение документа было весьма своеобразным. Ни царь, ни бояре свои подписи на них не ставили. Официальные документы могли удостоверяться печатью. В этот период применялись две государственные печати — большая и малая. В XVII в. существовал печатный приказ, ведавший приложением печати.
Формуляр документов периода приказного делопроизводства представлял сплошной текст, реквизиты из него практически не выделялись, однако в зависимости от вида документа они располагались в строго определенной последовательности. Расположение реквизитов и словесные формулировки служат критерием определения вида документа. Иногда в самом тексте документа называли его вид:
«Как сия грамота к вам придет...», «Царь государь указал» а бояре приговорили...»
Сложившиеся правила составления и оформления документов, придававшие им устойчивую форму, привели к появлению «образцовых книг», включавших образцы некоторых видов документов.
Слайд 15
В приказах сложились определенные традицией правила формирования документов в дела: документы склеивались в столбцы, в которых отражалось последовательное «производство» по конкретному вопросу. Такие столбцы начинались инициативным документом (челобитной, памятью и т.д.), за которым следовали, как правило, в хронологическом порядке другие документы, возникшие в ходе рассмотрения данного дела (распросные речи, сказки, выписки и др.). В то же время сохранились столбцы, представлявшие собой комплекы документов, подклеенных без какой-либо системы, по мере их накопления. Таким образом, при формировании документов в дела, так же как в процессе документирования, применялась «столбцовая техника делопроизводства».
Наряду со столбцовой техникой делопроизводства в приказах зародилась и применялась книжная форма делопроизводства. Например, в приказах велись боярские книги (списки бояр), писцовые книги. Ветхие столбцы переписывались в тетради.
В делопроизводстве приказов зарождается организация архивов. Появляется описание и учет документов. Начинают составляться описи документов.
Слайд 16
Главная особенность делопроизводства приказов заключалась в том, что его организация в своей основе не регулировалась законодательством, а основывалась на традициях, обычаях, передаваемых из поколения в поколение приказными служилыми людьми. Однако в середине XVI в. усиливается законодательная деятельность государства В 1550 г. был издан Судебник, представлявший акт кодификации правовых отношений; в 1649 г. Земским собором утверждается выдающийся памятник русского права — Соборное уложение. Устанавливая законодательным порядком организацию деятельности судебных органов, они регламентировали состав документов, правила оформления некоторых из них, порядок рассмотрения, а также, что представляется очень важным и необходимым для делопроизводства, устанавливает ответственность должностных лиц за недобросовестную работу с документами и меру ответственности за допущенные нарушения.
Слайд 17
Спасибо за внимание!