Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Часть «С»: Комментарий к проблеме
Слайд 2
К2 – комментарий проблемы, сформулированной по исходному тексту
Комментирование – сложная аналитическая работа, которая основана прежде всего на понимании проблематики текста, на способности обучающегося адекватно воспринять замысел автора исходного текста и на его основе высказать личное мнение по поднимаемым проблемам.
Слайд 3
Комментарий к проблеме
Слайд 4
Анализ результатов экзаменационных работ в 2020, 2021 годах
Результаты распределения баллов, полученных участниками экзамена за выполнение задания 27 по критерию К2, показывают, что экзаменуемые 2021 г. успешно справляются с задачей комментирования проблемы исходного текста. В 2021 г. за выполнение критерия К2 можно было получить максимально 6 баллов (2020 г. – 9 5 баллов).
В 2020 г. в критерии оценивания были внесены изменения, касающиеся анализа выявленной связи между примерами-иллюстрациями. Данные изменения были обусловлены незначительной долей расхождения в процентах выполнения задания 27 по этому критерию между экзаменуемыми 2020 г., получившими 4 и 5 баллов (0,4%). В 2021 г. дифференцирующая роль выделения связи между примерами и ее анализа выражаются в росте участников экзамена, набравших от 4 до 6 баллов по критерию К2
Слайд 5
Типичные ошибки
Наиболее распространенные ошибки экзаменуемых по критерию К2 обусловлены в большинстве случаев незнанием функции, которую выполняет комментарий проблемы в структуре сочинения, непониманием того, какое место занимает эта часть в композиции высказывания, а также поверхностным прочтением исходного текста. Отсутствие необходимых знаний приводит к еще одной ошибке по критерию К2 – неосознанному отступлению от проблемы. Типологически эта ошибка из того же ряда, что и ошибки по критерию К1.
Слайд 6
Анализируем содержание исходного текста
3. Проверьте, насколько полно заявлена позиция автора по каждой из проблем, сформулируйте её.
6. Выразите своё отношение к позиции автора.
7. Обоснуйте его.
Внимательно прочитайте текст.
Сформулируйте 2-3 проблемы, поднятые автором в тексте.
4. Выясните, есть ли к проблемам по 2 примера-иллюстрации, продумайте пояснения.
5. Определите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.
Слайд 7
«Помощники» в понимании исходного текста
Информация о тексте (задание 22) и об авторе текста.
Ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста. Они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём.
Сравнение начала и финала текста:
что изменилось
в авторских рассуждениях о событии или явлении;
в герое, его поведении и/или мироощущении;
в ситуации, расстановке персонажей;
чем завершился конфликт (при его наличии);
место и время действия (хронотоп) и
художественные детали, важные для «расшифровки» текста.
Слайд 8
Ключевые слова в тексте публицистического стиля
Ключевые слова в публицистическом тексте - наименования предмета речи.
Выделение ключевых слов - операция смыслового сжатия текста.
Умение выделять ключевые слова – одно из условий понимания текста.
Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникация. К., 2002.
Слайд 9
Зачем?
С какой целью?
Для чего?
Как это помогает понять,
прояснить,
конкретизировать, расшифровать, раскрыть
проблему;
авторскую позицию;
авторский замысел;
характер, поступки, поведение героя и т.д.
Автор
Слайд 10
Алгоритм работы над комментарием
выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
написать пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
выявить связь между примерами-иллюстрациями:
объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.
Слайд 11
Комментарий к сформулированной проблеме текста
Сформулированная проблема
Что делает автор исходного текста, раскрывая поставленную проблему ...?
Необходимо отразить проблемную ситуацию в целом (1-2 предл.), а затем остановиться на отдельных аспектах проблемы, дать оценку ситуации, изложенной автором, описать его отношение к действиям, поступкам, поведению героя.
Ключевые фразы:
Автор раскрывает проблему на примере …
В центре внимания автора …
Изображая (кого? в какой ситуации?), автор обращает внимание на …
Автор (писатель, И.О. Фамилия) называет причины, по которым…;
Писатель приводит примеры, подтверждающие мысль о том, что...
Автор наглядно доказывает, что …
Авторское отношение к герою отражается в противопоставлении желаний и действий героя:… и
Авторская позиция
Слайд 12
Пояснение к примеру-иллюстрации
Цель пояснения: выявить смысл авторского
рассуждения о…/
повествования о…/
описания…/
какого-либо приёма в тексте,
чтобы в итоге установить отношение автора к проблеме
понять авторскую позицию.
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Слайд 13
Пояснение к примерам-иллюстрациям
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
мотивов поведения героя (-ев);
монологов (в том числе внутренних), диалогов;
их поступков;
их личностных особенностей;
взаимоотношений с окружающими;
внутреннего состояния;
отношения к себе и к миру и т.д.
Слайд 14
Возьмите на заметку!
Проверяя сочинения, эксперты
учитывают фактические ошибки в понимании текста;
не засчитывают пример-иллюстрацию не по сформулированной проблеме;
в качестве двух примеров не засчитывают смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация);
в качестве комментария не засчитывают авторскую позицию;
не засчитывают анализ средств выразительности, который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста.
Замечания ФИПИ
Слайд 15
Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями.
Слайд 16
Смысловые связи между примерами-иллюстрациями
№.Вид связи.Как определить вид связи.Вспомогатель-ные вопросы.Способ оформления
1..Сравнительная,
сопоставитель-ная или противопостави-тельная.Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу..Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста?
Что противопоставлено в примерах?
С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)?
В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д..В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)…
Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)…
Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) ….
Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что…
Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?)
Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…
Слайд 17
Функции сравнительной (сопоставительной) связи
В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная) связь помогает понять
характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
настроение, эмоции героя;
чувства, мысли героя или автора;
авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.
Слайд 18
.Пояснитель-ная, уточняющая, дополнительная.Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации.Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?
Какими примерами автор подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?
Что можно привести в качестве подтверждения?
Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?
Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого?.Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)…
Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;
Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)….
Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)…
Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…
Слайд 19
Функции пояснительной (уточняющей), дополнительной смысловой связи
Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Обратите внимание!
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная (дополнительная) – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Слайд 20
.Причинно-следственная.Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело..Почему это произошло?
Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)?
В силу чего это случилось?
Что из этого следует?
Какие последствия повлекло это событие?
Как это повлияло на дальнейшие события?
Что из этого, по мнению автора, следует?
К чему это привело (приведет)?
Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?.Эти примеры называют причины, по которым…
Причиной такого поведения является…
Следствием такого отношения к окружающим стало…
(указать результат и пояснить свой вывод)
Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось?
Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
Слайд 21
Смысловая связь и её место в композиции сочинения
Место смысловой связи:
в начале комментария: Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя до и после встречи с однополчанами; (в этом случае анализ этих смысловых отношений может быть дан перед формулировкой авторской позиции)
при переходе от одного примера к другому: Сопоставляя отношение героя к этому событию в начале и в конце текста, автор показывает, что прошедшее десятилетие не изменило юношу: он по-прежнему не считает себя виновником случившегося;
в конце комментария как его завершение: И обращение к народным традициям, и исторические факты, дополняя друг друга, позволяют автору сделать интересные выводы:…
Слайд 22
«СОРНЯКИ» ПУСТОСЛОВИЯ
Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется во всем тексте;
Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и текст.
Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно дополняют друг друга;
Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть связь;
Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему;
Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают наличие проблемы, поставленной в тексте;
Эти два примера подкрепляют друг друга;
В связке эти оба примера…;
Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере.
Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему (многократно повторяющийся штамп).
Слайд 23
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести.Проблема потребительского отношения к окружающим.Проблема зависимости
от материальной выгоды
Обозначаем смысловые связи между примерами-иллюстрациями
1. Завысил цену за проезд..Пассажиры как источник дополнительных незаслуженных доходов..За деньги готов поступиться совестью.
2. Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург..2. Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха..2. За возможность бесплатно поехать в Петербург непорядочно поступает с девушкой.
Этот (второй) пример дополняет представление о Плетёнкине как о бессовестном человеке, готовом на любой неприглядный поступок. В нём зависимость от собственных желаний всегда оказывается сильнее честности и порядочности..Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь»..Автор текста обращает внимание читателя на то, как зависимость от материальной выгоды превращает в человека в «пропавшую вещь». Плетёнкин в погоне за материальной выгодой стал бездушным, бессовестным человеком.
Слайд 24
Проблема потребительского отношения к окружающим
Пример 1.Раскрывая проблему, автор рассказывает историю Плетёнкина, для которого уже в школе окружающие были источником личной выгоды. Герой бессовестно воспользовался способностями Наташи Абросимовой, «попросил написать за него сочинение на конкурс», «занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку».
Пояснение 1.Плетёнкин так и не понял тогда, что поступил подло, бесчестно, не по-человечески. И дело даже не в том, что он использовал чужой талант. Потребительское отношение Плетёнкина к девушке не прошло бесследно: в глазах Наташи, раньше светившихся от счастья, на всю жизнь поселились «тоскливое разочарование» и «усталая тоска».
Пример 2.Но каким же неприятным стал и сам герой, посчитавший «удивительным происшествием» и «несказанным везением» случай, с помощью которого он заполучил пятьсот рублей! Плетёнкин даже «взвизгивал» от радости, сообщая жене эту новость. Жажда наживы ослепила Сергея Николаевича: герой не сразу узнал в «настоящей даме» Наташу, которую, как ему показалось, он ловко обхитрил, взяв с неё за проезд значительно больше.
Пояснение 2.В окружающих Плетёнкин стал видеть лишь лёгкий способ удовлетворения личных потребностей, ресурс сомнительной радости.
Смысловая связь и её анализ.Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь».