Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Берта Моризо (1841 - 1895)
МОРИЗО, БЕРТА МАРИ ПОЛИН-французская художница, представитель импрессионизма.
Родители Берты не скупились на образование детей (у будущей импрессионистки было две сестры). Особое внимание уделялось изящным искусствам, куда входила и живопись. Заметим, что в ту эпоху женщинам запрещалось не только рисовать, но и созерцать обнаженную натуру. Поэтому со стороны родителей Моризо было подвигом — создать в доме мастерскую, где девочки могли развивать художественные таланты. Более того, сестер отправили учиться к Камилю Коро — выдающемуся пейзажисту, который, оценив способности Берты, стал давать ей частные уроки.
Берта Моризо. Начало 1870-х.
Слайд 2
В XIX веке даже самой талантливой, умной женщине было сложно достичь успеха в изобразительном искусстве. Берта Моризо не стала идти напролом, доказывая свой художественный дар. В ее арсенале, помимо таланта, были чисто женские «штучки» — мудрость, обаяние, доброта, отсутствие пафоса, несмотря на то, или благодаря тому, что родилась художница в зажиточной семье и не знала нужды.
В 23 года Берта профессионально владела академической техникой живописи, регулярно отправляла свои работы на выставки. Знакомство с Эдуардом Мане (Edouard Manet), а потом и другими художниками, пишущими в новой, непривычной, необычной манере, резко изменило ее жизнь и творчество.
В столовой
Слайд 3
Картины Берты Моризо, представленные на первой выставке импрессионистов, были вполне добропорядочны. Если бы не манера письма, её полотна «У колыбели», «Игра в прятки», «Чтение» (всего 9 картин) не вызвали бы нареканий. Собственно, к ней у критиков, ругавших выставку, претензий было меньше, чем к другим художникам. В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь обеспеченной буржуазной семьи — материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т.п. Верность этой теме она сохранила до конца своих дней
У колыбели
Слайд 4
Родные и учителя молодой художницы пытались ее вразумить, считая увлечение девушки импрессионизмом сиюминутной блажью. Но Берта решила, что нашла близкий ей стиль. Мадемуазель оказалась стойкой даже к насмешливым высказываниям о ее работах со стороны известных критиков.
Жозеф Гишар, у которого Берта училась основам живописи, так описал в письме её матери свои впечатления от ее работ на выставке: «…Дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении... Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги...».
Чтение (Мать и сестра)
Слайд 5
Стоит отметить, что живопись Берты все-таки отличалась от работ остальных основателей импрессионизма, в ней были нотки лиричности и даже сентиментализма, созвучные с живописью предыдущих эпох. В отличие от большинства импрессионистов, писавших мелкими мазками с четким разделением цветов, Моризо предпочитала писать широкими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цветов.
На балу
Слайд 6
Но публика восприняла живопись Берты Моризо на удивление тепло. Даже мужчины-коллеги завидовали ее успеху. И неудивительно: сюжеты картин Моризо — светлые, семейные, уютные — лишены малейшего негатива. Люди, которым не хватало ощущения спокойствия, счастья, раскупали произведения художницы в мгновение ока. Сама Берта часть заработанных денег отдавала «настоящим художникам» — голодным и влачившим нищенское существование.
Игра в прятки
Слайд 7
Замуж художница вышла в 33 года. Ее супругом стал Эжен Мане — родной брат знаменитого импрессиониста. Все 19 лет супружеской жизни он буквально дышал Бертой. У пары родилось двое детей. Когда Эжена не стало, будто часть души покинула художницу. А через два года ушла она сама, оставив после себя прекрасные, полные жизни и света произведения.
Эжен Мане с дочерью
В саду
Слайд 9
Девочка с попугаем
Слайд 12
Морской пейзаж (Порт в Лорьяне)
Слайд 13
Сестра
На балконе