Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Слайд 2
Васильева Марина Ивановна
Учитель истории высшей категории
Образование высшее, БГПУ, 2008г.
Педагогический стаж: 17 ЛЕТ
Слайд 3
Методическая разработка раздела образовательной программы курса «История Древнего мира» в 5 классе
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Программа: Вигасин А.А.,
Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
История Древнего мира. –
М.: Просвещение, 2011
Учебник: Вигасин А.А.,
Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.: Просвещение, 2011
Слайд 4
Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи раздела
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Ожидаемые результаты освоения темы
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся проекта
Календарно – тематическое планирование по разделу «Древняя Греция»
Разработка урока
Список литературы
Приложение
Самоанализ урока
Слайд 5
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет III раздел «Древняя Греция» образовательной программы курса «История Древнего мира». Курс изучается учащимися 5-го класса общеобразовательной школы.
В разделе есть уроки, показывающие различные формы социального и политического строя, взаимодействие человека с окружающей природной средой и экономическое развитие общества Древней Греции.
В ходе отдельных уроков учащиеся знакомятся с выдающимися личностями, оставившими яркий след в мировой истории и являющими собой образцы патриотизма, свободолюбия, мудрости.
Для современного образованного человека необходимым знанием является четко сформированное представление о демократическом политическом режиме. В данном разделе учащимся даются первые представления о демократии, как наиболее справедливой политической системе.
Слайд 6
Цели и задачи раздела Цель изучения раздела «Древняя Греция» заключается в освоении значимости античного периода в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также места древнегреческой истории в истории мировой цивилизации.
Познавательная:
- изучение местоположения и природных условий страны и государств, существовавших на ее территории;
- изучение особенностей хозяйственной деятельности греков и особенностей положения различных категорий населения;
- изучение особенностей политической жизни, становления демократии и правовой системы управления;
- изучение событий знаменитых войн и сражений:
- изучение и оценка роли выдающихся исторических личностей Древней Греции;
- изучение достижений древнегреческой культуры
Развивающая:
- развитие умения пересказывать текст, выделять из текста важную информацию;
- развитие умения сравнивать особенности хозяйственной, социальной и политической жизни стран Древнего Востока и Древней Греции;
- умение отвечать на вопросы по историческому документу;
- развитие умения оперировать историческими датами;
- умение читать историческую карту, использовать карту при составлении устного ответа
Воспитательная:
- понимание гуманистических идей, заложенных в древнегреческой культуре;
- осознание важности патриотических качеств личности, проявляющихся при защите Родины;
- осмысление значения демократии в жизни общества;
- восприятие и осмысление традиций античного искусства, образования и науки;
- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной культурной самоидентификации
Слайд 7
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Специфика восприятия и усвоения учебного материала младшими подростками объясняется:
различным уровнем развития (дети высокого, среднего, низкого уровня развития);
особенностями памяти и внимания, которые приобретают характер регулируемых и организованных процессов;
увеличением объема внимания, способности учащихся переключаться с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой;
формированием творческого мышления ;
особенностями мотивационной сферы – социальные, познавательные и личные мотивы слиты воедино, направлены на достижение успеха в учебе, авторитета в детском коллективе, похвалы со стороны взрослых
Слайд 8
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Научные знания:
Исторические понятия: полис, демос, ареопаг, архонт, народное собрание, граждане, илоты и др
Исторически события: Троянская война, возникновение Афин и Спарты, реформы Солона, греко – персидские войны, приход к власти А. Македонского и т.д.
Представления об исторических личностях: Гомер, Солон, Фемистокл, Аристотель, Сократ, Геродот, Перикл, Александр Македонский и т.д.
Представления о памятниках литературы и искусства: мифы, поэмы «Илиада» и «Одиссея», греческий алфавит, храмы Акрополя и т.д.
Слайд 9
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Умения учебно - познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности:
Умение пересказывать текст с использованием исторических понятий и дат
Умение сравнивать особенности разных явлений
Умение отвечать на вопросы по историческому документу
Умение готовить сообщение по дополнительной литературе
Умение читать историческую карту
Слайд 10
Коммуникативные и информационные умения:
1. Умение представлять собственное сообщение – развитие навыка презентации своей работы.
2. Умение оценивать ответы одноклассников – развитие навыка выделения недостающей информации.
3. Умение работать в группе, организовывать работу друг с другом.
Умения давать оценку поступкам исторических деятелей:
1. Умение высказывать свою точку зрения на определенное историческое событие или действия исторического деятеля - формирование основ гражданского самосознания и патриотизма
Слайд 11
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
В соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития внимания, памяти, мышления учащихся, в связи с их учебной мотивацией по предмету при планировании изучения данного раздела можно использовать разные образовательные педагогические технологии, методы и формы
Деятельностный подход
Технология деятельностного метода
Групповые технологии
Игровые технологии
Компьютерные технологии
Технология проблемного обучения
Объяснительно-иллюстративный метод
Репродуктивный метод
Частично-поисковый метод
Исследовательский метод
Метод проектов
Слайд 12
Технология деятельностного метода
. Самоопределение к деятельности.
. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
. Построение проекта выхода из затруднения.
. Первичное закрепление во внешней речи.
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
. Включение в систему знаний и повторение.
. Рефлексия учебной деятельности.
И – исследование
К – критика
П - проект
Слайд 13
Календарно - тематическое планирование по разделу «Древняя Греция»
Курс рассчитан на два часа в неделю (68 часов). Раздел «Древняя Греция» включает 21 урок, который разделены на 4 основные темы:
Тема 1. Древнейшая Греция (5 часов)
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 часов)
Тема 4. Македонские завоевания в IV веке до н.э. (3 часа)
Завершает раздел повторительно – обобщающий урок «Древняя Греция»
Слайд 14
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)
32.17.01.17.01.Местоположение и природные условия Аттики. Бедственное положение земледельцев.Урок - экскурсия.§ 29, в. 1-4 (устно), контурные карты
33.19.01.19.01.Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона..Комбинированный урок.§ 30, в. 1-3 (устно)
34.24.01.24.01.Древняя Спарта – полис воинов.Комбинированный урок.§ 31, в. 1-2 (устно), творческое задание
35.26.01.26.01.Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.Комбинированный урок.§ 32, в. 1-5 (устно)
36.31.01.31.01.Олимпийские игры в древности..Комбинированный урок.§ 33, в.1-3 (устно), в.4 (письменно)
37.2.02.2.02.Победа греков над персами в Марафонской битве.Комбинированный урок.§ 34, в. 1-3 (устно)
38.7.02.7.02.Нашествие персидских войск на Элладу..Комбинированный урок.§ 35, в. 1-3 (устно)
Слайд 15
Урок «Спарта – полис воинов»
Слайд 16
Урок «Спарта – полис воинов»
Тип урока: комбинированный
Триединая цель урока: Дать учащимся конкретное представление о Спарте как древнегреческом полисе, изучить местоположение Спарты, состав населения, систему управления, особенности спартанского образа жизни; формировать представление о признаках государства. Добиться усвоения учащимися способов обобщения нового материала и методов его воспроизведения
Слайд 17
Развивающие задачи: - развивать речь учащихся, обогащать и усложнять её словарный запас на историческую тематику, усложнять её смысловую функцию, усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность); - развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать исторические факты, обобщать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия; - способствовать развитию умения действовать по алгоритму и, в то же время, находить новые способы решения проблемы, вопроса, задания
Слайд 18
Воспитательные задачи: - воспитывать гуманное отношение к другим людям через такие качества как товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуализацию ценности человеческой жизни; - способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности, чувству собственного достоинства; - воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого; - воспитывать толерантность, уважение к культурному наследию, традициям других народов, в том числе и к традициям Древней Спарты
Слайд 19
Педагогические технологии и методы, используемые на уроке
Методы в соответствии с технологиями:
технология деятельностного метода: подводящий диалог, выполнение задания по эталону, выполнение задания с пошаговой самопроверкой (экспресс-контроль), задание на рефлексивную самоорганизацию
игровые технологии: дидактическая игра «Верите ли вы…», «Мнемотехника»
исследовательский метод: работа с документами (выдвижение гипотез, исследование, анализ)
ИКТ – технологии: использование анимационных элементов при изучении карты, создание ярких образов посредством показа слайдов и др.
Слайд 20
Этапы урока и формы работы
1.Организационный этап: приветствие, обмен информацией
2.Мотивационный этап: подводящий (побуждающий) диалог, выдвижение гипотез
3. Этап подготовки к активному усвоению знаний: дидактическая игра, фронтальная беседа
4. Этап активного усвоения новых знаний: дидактическая игра, групповая работа с источниками, подтверждение гипотез, выполнение задания с пошаговой взаимопроверкой, работа со схемами, работа с терминами и др.
5. Этап закрепления новых знаний: фронтальная беседа
6. Этап подведения итога урока: подводящий диалог
7. Этап рефлексии: заполнение «Листов самоконтроля»
8. Этап информации о домашнем задании.
Слайд 21
Контроль и самоконтроль
Самопроверка в ходе дидактической игры
Взаимопроверка при работе в парах
Групповая оценка деятельности каждого члена группы
Рефлексия деятельности
Пошаговая самоповерка по эталону на этапе выполнения домашнего задания
Слайд 22
«Лист самоконтроля» с пошаговой оценкой выполненных заданий
№
п/п.Оцениваемая позиция.Пошаговая оценка
самооценка.группа.учитель
1.Верных ответов в моей тетради больше, чем неверных...
2.Правильных совпадений в игре «Верите ли вы…» больше, чем неправильных...
3.В групповой работе с источником у меня было правильное решение...
4.Я могу объяснить содержание схем «Правовое положение населения Спарты» и «Спартанское общество»...
5.До урока я нашёл более 3-х необычных фактов о спартанском воспитании...
Итого...
.Общая (средняя) оценка.
Слайд 23
Технология деятельностного метода
. Самоопределение к деятельности.
. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
. Построение проекта выхода из затруднения.
. Первичное закрепление во внешней речи.
. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
. Включение в систему знаний и повторение.
. Рефлексия учебной деятельности.
И – исследование
К – критика
П - проект
Слайд 24
Подведём итоги:
.Афины.Спарта
Хозяйство.земледелие, ремесло, морская торговля.земледелие.
Общественное деление.граждане - труженики, рабы.граждане-воины, илоты
Управление.Демократия.Аристократия
Культура.Ораторы.Лаконизм
Слайд 25
Домашнее задание на сравнение Спарты и Афин с проверкой по эталону
Вопрос.Ответ.Эталон (Афины)
1) в какой части Греции расположена Спарта?..средняя Греция, область Аттика
2) какие занятия и ремесла были развиты/не развиты в Спарте?..развито выращивание винограда, оливок; виноделие; торговля; кузнечное, гончарное, сапожное ремесла.
Слабое земледелие.
3) как можно охарактеризовать политический строй Спарты?..Это город-государство с независимой властью, ограниченной территорией и самостоятельным хозяйством.
4) как можно схематично отразить систему управления в Спарте?..знать
демос
5) какими чертами наделены спартанцы?..трудолюбие, мужественность, сознательность, склонность к согласию
Ареопаг 9архонтов
Слайд 26
Литература
Для учителя
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.
Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. и др. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М., 2006.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.
Селевко Г.К. Технологический подход в образовании //Школьные технологии. – М., 2004, №4.
Для учащихся
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Высшая школа, 1996
Книга для чтения по истории древнего мира. – М., 2005
Ликум А. Энциклопедия «Все обо всем». - М.: СЛОВО, 1993
Поль Гиро. Быт и нравы древних греков. - Смоленск, 2000
Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. - М.: Знание, 2000
Хрестоматия по истории Древней Греции. - М.: Просвещение, 1964
Чудакова Н.В. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Страны и народы. - М.: АСТ, 1997
Энциклопедия. Я познаю мир. История. – М., 2004
Энциклопедия. Древний мир. - М., 2006