Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Российское государство и право на пути перехода к конституционной монархии и парламентаризму (1905-1914 гг.)
Подготовила Ганькова Галина
Группа Копс-53
Заочная форма
Слайд 2
Особенности развития российского капитализма в начале XX в.
1) Экстенсивный путь развития; 2) Сохранение патриархальных пережитков в социально-экономической и политической жизни (помещичье землевладение, община, самодержавная монархия); 3) Высокие темпы промышленного роста; 4) Высокая степень концентрации рабочей силы на производстве; 5) Использование методов внеэкономического принуждения; 6) Поддержка промышленности государством; 7) Ввоз в Россию иностранного капитала для обеспечения промышленного роста; 8) Политическое бесправие буржуазии и рабочего класса, их зависимость от государственного финансирования.
Слайд 3
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА
1 этап – XVI- конец XVIII в. – период первоначального накопления капитала
Уничтожение частной трудовой собственности и возникновение частной капиталистической собственности, основанной на эксплуатации наёмного труда.
Возникновение мануфактур
2 этап – конец XVIII 2 пол. XIX вв. – период индустриализации
Перевод всех отраслей экономики на основу крупного машинного производства.
Превращение страны из аграрной в индустриальную.
Бурное развитие товарно-денежных отношений на основе свободной конкуренции.
Превращение буржуазии и пролетариата в основные классы общества.
Слайд 4
3 этап – конец XIX – 1 пол. XX вв. – период империализма
Быстрый рост производительных сил сопровождается процессом концентрации собственности в руках немногих и пролетаризация широких масс трудящихся.
Активное вмешательство государства в экономику.
Господство финансовой олигархии.
Реакция во внутренней и внешней политике
4 этап – 2 пол. XX в.
- Акционирование предприятий.
Большое значение уделяется умственному труду.
Рост наукоёмких отраслей Регулируемый рынок.
Слайд 5
Революция и 1905-1907 гг., ее характер и движущие силы.
Причины революции. Россия в начале ХХ века была преимущественно аграрной страной. Об этом свидетельствует тот факт, что 80% населения проживало в сельской местности, то есть 4/5 населения составляли крестьяне. 1/5 составляли горожане, среди которых были:
Промышленники
Рабочие
Интеллигенция
Купцы
Помещики
Духовенство
Чиновники
Слайд 6
Социальные интересы этих групп населения, как правило, не совпадали. Среднего класса почти не было. Для такой крупной аграрной страны, как Россия, главной проблемой была необходимость повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Одним из основных препятствий для развития аграрного сектора была нехватка земли для крестьян. Несостоятельность предыдущих реформ и желание переложить финансовое бремя на крестьянство привели к тому, что многие крестьяне либо вообще не имели земли, либо получали ее недостаточно. Продуктивность сельского хозяйства была довольно низкой, во многих случаях она удовлетворяла только потребности крестьян, не имея оборота товаров.
Таким образом, аграрный сектор был почти полностью выведен из производительного сегмента экономики страны. Низкая эффективность сельскохозяйственного производства привела к разорению ряда крестьян, которые стали источником формирования рабочей массы. Таким образом, подавляющее большинство рабочих были «крестьянами вчерашнего дня», многие из которых были связаны с деревней. Без образования, без навыков работы со сложными промышленными инструментами, машинами и механизмами они были способны только к тяжелому физическому труду. Оплачивалась эта работа очень низко. При этом было очень мало профессиональных, хорошо подготовленных и знающих рабочих, так называемой «рабочей интеллигенции», и их работа очень хорошо оплачивалась.
Слайд 7
В рамках системы промышленного производства также наблюдалось определенное количество противоречий: между работающей интеллигенцией и неквалифицированными рабочими, между быстрым развитием промышленного сектора и отсталостью, фактическим отсутствием формализации рабочего класса.
Таким образом, революция 1905-1907 годов была вызвана рядом причин:
Социально-экономическими (помещичье землевладение, отрезки, чересполосица, отработочная система, крестьянская община и др.)
Политическими (царское самодержавие, сохранение сословных привилегий, бесправие и отсутствие демократических свобод и др.).
Революцию ускорила проигранная русско-японская война.
Слайд 8
Характер и движущие силы революции.
Революция началась 9 января 1905 года, когда мирное шествие рабочих из Петербурга к Зимнему дворцу было расстреляно войсками. В результате этих событий в столице началось строительство баррикад, по всей стране поднялась волна возмущения. В разных регионах начались массовые акции протеста. Революция носила буржуазно-демократический характер, поскольку ее главной задачей было устранение пережитков крепостной системы. Однако, в отличие от аналогичных революций на Западе, она обладал рядом характеристик.
Основными двигателями революции были:
Пролетариат (главной силой революции был он,
готовый идти до конца для достижения своих целей)
Крестьянство
Либеральная буржуазия
Слайд 9
Этапы революции.
Революцию можно разделить на два основных этапа:
1. Рост революционной борьбы (январь - декабрь 1905 г.)
2. Ее упадок (конец декабря 1905 г. - июнь 1907 г.)
В этом контексте нужно отметить 72-дневную забастовку рабочих Ивано - Вознесенска, которые впервые выдвинули помимо экономических и политические требования. Здесь был сформирован первый в России Совет полномочных депутатов. 14 июня вспыхнуло восстание на линкоре «Потемкин» (Черноморский флот), участники которого подняли красный флаг и рассчитывали на поддержку других кораблей эскадры. Во Всероссийской политической стачке в октябре 1905 года участвовало более 2 миллионов человек. Основными требованиями забастовщиков были: 8-часовой рабочий день, установление демократических свобод, созыв Учредительного собрания.
Слайд 10
Два больших вооруженных восстания в Москве (6—19 декабря), вооруженные выступления в Красноярске, Сормове, Чите были подавлены войсками. Крупных выступлений рабочих в дальнейшем не было, однако крестьянские восстания не прекратились, (в апреле 1906 г. их было 47, в июне - 739). Работа Государственной думы способствовала спаду революционной активности.
Итоги революции
В условиях сложившегося политического кризиса царь был вынужден принять манифест С.Ю. Витте о созыве законодательного органа – Государственной думы. Это соответствовало требованиям, предъявляемым к одному из трех главных двигателей революции. Либеральная оппозиция увидела в этом документе завершение революции и начало конституционного строя в России. Манифестом царь фактически склонил на свою сторону представителей либерального лагеря. В стране начался процесс формирования многопартийной правовой системы. Возникла острая необходимость в проведении аграрной реформы. В результате революции царское правительство под давлением народного недовольства произвело серьезные экономические и политические изменения, которые способствовали поступательному и относительно спокойному развитию российского общества вплоть до начала Первой мировой войны.
Слайд 11
Манифест 17 октября 1905 г. и его значение.
Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.
Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С. Ю. Витте.
Слайд 12
Предпосылки создания Манифеста
отмена крепостного права лишила сельское хозяйство и промышленность дешевой рабочей силы
самодержавная система не смогла быстро перестроиться на новый тип экономики
увеличение внутреннего долга страны
плохой урожай зерновых
неудачи России в военной сфере
подрыв авторитета монархии
Слайд 13
Итоги Манифеста 1905 г.
Дарование народу незыблемых гражданских свобод.
Создание Государственной Думы.
Избирательное право распространилось на мужчин от 25 лет по 4 куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей).
Законы и бюджет стали приниматься Государственной Думой.
Слайд 14
Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.
Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.
Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.
Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:
нарастающий политический кризис;
беспорядки в стране;
общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.
Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906 г.
Слайд 15
В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.
Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.
Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".
Слайд 16
В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:
обязанности граждан
определены права подданных
ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;
ст. 39 признает свободу вероисповедания.
Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.
Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:
Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.
Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.
Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».
Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.
Слайд 17
Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.
Структура: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление) Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора») Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами») Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями
Слайд 18
Полномочия императора. Его взаимоотношения с государственной думой и Государственным советом.
Полномочия императора были весьма высоки. Он был единственной законодательной властью в стране (до 1906 г., когда появился еще один законодательный орган - Государственная Дума), только он мог издавать законы, а остальные высшие органы власти - только подзаконные акты. Император мог объявлять войну и заключать мир, карать и миловать, раздавать земли, чины, титулы, награды, назначать высших должностных лиц. Сам император ни при каких обстоятельствах не подлежал суду, его особа была неприкосновенна. Другими словами, император обладал абсолютной властью. Однако на практике государь часть своих полномочий делегировал другим органам власти (Сенат, Государственный Совет, Комитет министров и проч.), а также испытывал влияние со стороны фаворитов и неофициальных сообществ вроде Непременного Совета при Александре Первом.
Слайд 19
Совет министров, учреждение поста премьер-министра.
Учреждение этого ведомства последовало в 1861 г. в связи с невозможностью правильной организации координации деятельности отдельных министров, продолжавших практику представления докладов Императору в обход Комитета Министров. Функционально это учреждение существует в России и по сей день, претерпев существенные изменения в 1906 г. В советский период с 1917 по 1946 г. он существовал как Совет народных комиссаров (СНК), затем вновь был переименован в Совет Министров, затем в Кабинет Министров (1990 - 1991 гг.), а сейчас просто Правительство России.
Состав Совета Министров в первый период его существования целиком был обусловлен функциональным предназначением этого органа: Император - председатель, все министры и главноуправляющие ведомств - члены. Впрочем, Император мог назначить к присутствию в нем и других лиц. В случае обсуждения Советом мер законодательного характера в его состав входил Государственный секретарь, начальник Государственной канцелярии - структурного подразделения Госсовета.
Слайд 20
Современная должность премьер-министра появилась в 1905 году. Указом императора. Николай II 19 октября 1905 г. учредил Совет Министров Российской Империи, объединяя министров в один кабинет (ранее каждый министр непосредственно отчитывался перед императором о делах своего ведомства).
Первый министр (от фр. le premier — первый) глава исполнительной власти в государствах, где этот пост отделён от поста главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских режимах де-факто является главенствующей государственной должностью.
В одних странах избирается в ходе всеобщего голосования; в других либо утверждается парламентом по представлению главы государства (Казахстан, Белоруссия, Россия, Украина, Узбекистан), либо назначается главой государства (Великобритания, Франция).
В каждом государстве своё название главы исполнительной власти, например, в Латвии — президент министров, в Германии и Австрии — канцлер, в Болгарии — министр-председатель, в Израиле — глава правительства, в Италии и Перу — Председатель Совета Министров, в России — Председатель Правительства Российской Федерации (хотя в средствах массовой информации и в просторечии её иногда называют на западный манер — премьер-министр или премьер).
Слайд 21
Принцип «контрасигнатуры» и его суть.
Контрасигнатура, контрасигнация, контрасигиляция (лат. contrasignatura — министерская скрепа, подпись) — порядок, при котором утверждённые главой государства или парламентом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра или уполномоченного министра для придания этому акту юридической силы.
Подобный порядок является не просто визированием издаваемого правового акта, а процедурой, которая предусмотрена конституциями ряда стран, приобретая таким образом правовое значение. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяет её либо подтверждает факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Формально порядок контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены или иных преступлений, если речь идет о президенте).
В некоторых странах подпись министра на акте, исходящем от главы государства, означает, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за данный акт. Без контрасигиляции соответствующий акт обычно считается недействительным. Например, в Англии эти правила предусмотрены в Акте об устроении 1701 г. и конкретизированы в постановлении палаты лордов в 1711 г. Принцип контрасигиляции закреплен в конституциях США, ФРГ 1949 г., Японии 1946 г., Франции 1958 г. и др.
Слайд 22
Институт контрасигнатуры чаще применяется в государствах с парламентской формой правления, нежели в президентской республике. В конституции Российской Федерации институт контрасигнатуры не предусмотрен. Отсутствие такого института в российском конституционном праве влечет ряд негативных последствий, например, неизвестную большинству зарубежных стран практику предъявления судебных исков к главе государства.
Встречающаяся значительно реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета.
Слайд 23
Российская империя на пути к парламентаризму.
Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. Краткая хроника его становления и развития связана со следующими основными событиями жизни страны.
17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовершенствовании государственного порядка, которым провозглашалось создание Государственной думы. Как уже было отмечено, 23 апреля 1906 г. были приняты Основные законы Российской империи, в которых закреплялась принадлежность императору верховной самодержавной власти (ст. 4). Царю принадлежала власть во всем ее объеме. В ст. 7 говорилось, что царь «осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». В ст. 86 указывалось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора».
Выборы в I Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 г. на основе избирательного закона от 11 декабря 1905 г.
Слайд 24
Право участвовать в выборах имели лица, обладающие имущественным цензом; рабочие и служащие от тех фабрик и заводов, где было не менее 50 рабочих. Устанавливался ценз оседлости: для крестьян — один год, для рабочих — шесть месяцев.
Избирательным правом не обладали лица, не достигшие 25 лет; женщины; учащиеся; лица, состоявшие на действительной военной службе.
I Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г., затем она была распущена и назначены выборы во II Государственную думу. В составе I думы было 478 депутатов, из них: 179 — от партии кадетов, 63 — автономистов (представителей групп Царства Польского, Украины, Прибалтики и т. д.), 16 — октябристов, 97 — трудовиков, 18 — социал-демократов, 105 — беспартийных.
II Государственная дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 г.
III Государственная дума проработала полный пятилетний избирательный срок — с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.
Слайд 25
К ведению Государственной думы относились следующие вопросы:
принятие новых законов;
изменение, дополнение и отмена действующих законов;
утверждение штатов;
рассмотрение государственного бюджета и финансовых смет министерств и главных управлений;
утверждение уставов акционерных обществ, компаний;
другие вопросы, вносимые на рассмотрение думы царем. Законопроекты, принятые думой, вступали в силу после одобрения их Государственным советом и царем. Дума не имела права принимать новые законы и отменять старые, касавшиеся основных государственных законов.
Слайд 26
В III Государственной думе работали депутаты от 11 партий и групп. Было проведено пять сессий думы. Государственная дума состояла из общего собрания и канцелярии.
Общее собрание образовывало постоянные и временные комиссии. Ежегодно избирался председатель Государственной думы и два его товарища. На пять лет избирался секретарь и его товарищи, которые ведали делами думской канцелярии.
Роль верхней палаты играл Государственный совет, который одобрял законы. Совет состоял из двух частей: одна половина членов назначалась царем, другая — выбиралась сроком на 9 лет. Каждые три года треть выборных членов переизбиралась. Выборные члены Государственного совета избирались от пять курий: православное духовенство; губернские, земские собрания; дворянские общества; Академия наук и университеты; комитеты и советы торговли и промышленности, биржевые комитеты, купеческие управы.
В случае разногласия между Государственной думой и Государственным советом дело передавалось в согласительную комиссию. Законопроект считался отклоненным, если не было достигнуто соглашение, а также если принятый Думой и Советом закон не утверждался царем.
Слайд 27
Закон о государственной думе от 6 августа 1905 г.
Государственная дума Российской империи — законосовещательный, позже — законодательный представительный орган Российской империи. Она являлась нижней палатой парламента, верхней был Государственный совет. Всего было 4 созыва Государственной думы.
До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.
Манифестом от 6 августа 1905 года император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным, обсужденные на Петергофском совещании под председательством Николая II и утверждённые царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.
Слайд 28
Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.
Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. В апреле 1906 года была создана Библиотека Государственной Думы, которая проработала до 1918 года, когда декретом Совнаркома канцелярия Государственной Думы и все структуры, составлявшие её аппарат, в том числе и библиотека, были упразднены. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.
Слайд 29
Закон о выборах в Государственную Думу – 11 декабря 1905 г.
4 курии:
землевладельцы – все собственники земли;
городская – собственники недвижимости и квартиросъемщики;
крестьяне – общинники;
рабочие 1 голос землевлад. = 3 голосам горожан = 15 голосам крестьян = 45 голосам рабочих. В губернских избирательных собраниях число выборщиков было следующим: 32% - землевладельцы; 43% - крестьяне; 22% - горожане; 3% - рабочие.
В выборах не участвовали «бродячие инородцы», рабочие мелких предприятий, женщины, военнослужащие и мужчины в возрасте до 25 лет.
Власть спешила с созывом Думы, считая, что это принесет успокоение. Государство стремилось опереться на землевладельцев и крестьян, которых продолжала считать главной опорой трона. I и II Государственные Думы – это думы крестьян и интеллигенции.
Слайд 30
Свод законов Российской империи – 23 апреля 1905 г.
Правительство опасалось, что если свод законов не утвердить, то дума провозгласит себя Учредительным собранием и захочет изменить законы. Была введена статья 87, по которой государь получал право управлять страной с помощью прямых указов, но не могли вносить изменений в основные Государственные законы. Это право наступало в период между работой Думы (именно по ст. 87 будут проведены столыпинские аграрные преобразования). Но после начала работы Думы, указы прошедшие по ст. 87 должны были пройти Думу.
Ст. 35 – «О неприкосновенности частной собственности» - базовый принцип гражданского общества. Эта статья станет основой для разгона I и II Думы.
Слайд 31
1 и 2 государственная дума: характер деятельности и основные требования
Решение о создании в России Государственной думы как национального парламента было принято Николаем II и его приближенными под давлением революционных событий 1905 года. Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии. Но деятельность и Государственных дум показала: достичь желаемого результата власти не удалось.
Слайд 32
Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.
Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.
Слайд 33
Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).
Слайд 34
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Созданы 4 курии с разными нормами представительства: землевладельческая (1 от 2000), городская (1 от 4000), крестьянская (1 от 30000), рабочая (1 от 90000)
Многоступенчатые выборы (для крестьян – 4 ступени, для рабочих – 3 ступени)
Имущественный ценз
Возрастной ценз – 25 лет
Лишены избирательных прав женщины, солдаты, батраки, матросы, учащиеся, рабочие
Дума избиралась на 5 лет, депутаты не были подотчетны избирателям (их отстранить мог только Сенат). Сама Дума могла быть распущена Императором.
20 февраля 1906 г. Государственный совет был преобразован в верхнюю палату Государственной Думы
Слайд 35
Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.
Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.
Слайд 36
I Государственная дума и ее работа
Однако уже результаты первых выборов показали, что рассветы не оправдались, и избиратель продвигает в парламент людей, оппозиционных системе. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, проведя лишь одну сессию. Царь распустил ее из-за явной оппозиционности и нежелания одобрять предлагаемые «сверху» законопроекты.
СОСТАВ ДУМЫ: По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.
Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.
Слайд 37
Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.
Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала.
В числе прочего, было предложено:
упразднить Государственный Совет;
отменить смертную казнь;
амнистировать заключенных по политическим делам;
произвести дополнительное наделение крестьян землей за счет монастырских, казенных, удельных и других земель, а также организовать принудительный выкуп земли у помещиков;
создать «земельный фонд», из которого малоземельные и безземельные крестьяне могли бы получать наделы на условиях аренды;
установить депутатскую неприкосновенность;
сделать Кабинет министров подотчетным Думе.
Слайд 39
Роспуск I Государственной думы
Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.
Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.
Слайд 40
Деятельность II Государственной думы
Вторая Дума работала с 20 февраля по 3 июня 1907 года. Она также была выражено оппозиционной правительству. Ее разгон сопровождался изменением избирательного закона и считается моментом окончания первой русской революции.
Состав II Государственной думы: По составу вторая Дума оказалась «левее» первой. Хотя количество крайне правых в ней увеличилась, но куда значительнее вырос левый блок – социал-демократов, трудовиков, Крестьянского союза, эсеров. Во вторую Думу были избраны и большевики. Кадеты же утратили свое доминирующее положение.
Социальный состав тоже изменился. Теперь самую большую часть от 518 депутатов составляли крестьяне (169 человек). При этом 32% депутатов имели лишь начальное образование, а 1% составляли вовсе неграмотные.
Слайд 42
Законодательная деятельность II Думы
В условиях усиления противостояния революционных и контрреволюционных сил основным вопросом для депутатов второй Думы стала деятельность военно-полевых судов и полиции. Однако аграрный вопрос тоже сохранял актуальность. Депутаты все время работали под страхом разгона (сказался опыт предшественников), и потому старались действовать не столь открыто, как первая Дума.
Разрабатываемые во фракциях проекты законов по аграрному вопросу не сыграли никакой исторической роли из-за малого срока работы Думы. Однако депутаты рассматривали проект бюджета, вопрос о призыве в армию новобранцев, о предоставлении помощи голодающим. Правительством было подано на рассмотрение 287 законопроектов, из которых депутаты приняли только 20, а силу закона обрели 3.
Слайд 43
«Камнем преткновения» стал вопрос о военно-полевых судах и чрезвычайных мерах против участников революционных выступлений. Депутаты проголосовали против репрессий, что вызвало недовольство правительства. С подачи премьера и министра внутренних дел П.А. Столыпина был разработан новый закон о выборах. Отказ Думы 1 июня 1907 года отстранить от работы депутатов-социалистов и дать разрешение на арест некоторых из них (по обвинению в «стремлении к ниспровержению государственного строя») был использован как повод для ее разгона.
Соответствующий указ был опубликован 3 июня. Далее выборы проводились по новому закону – власти удалось избавиться от большинства достижений революции.
Слайд 44
Итоги работы Государственной думы I и II созывов
Практический законодательный итог деятельности депутатов оказался ничтожен – 1 норма у первого созыва и 3 у второго. Важнее оказался итог политический. Деятельность I и II Государственных дум показала, что никакие приемы правительства страны не в силах обеспечить присутствие в представительском органе только лояльных к нему людей. Даже депутаты, в целом настроенные антиреволюционно, демонстрировали оппозиционность.
Хотя после 1907 года открытые проявления революционности в обществе существенно уменьшились, последующие созывы Думы тоже оказались достаточно оппозиционными, чтобы создать нестабильность власти. Избранные представители российского населения не желали быть просто исполнителями монаршей воли, а самодержавие не демонстрировало готовности идти на существенные уступки настроениям масс.
Слайд 45
Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Думская монархия в России.
II Государственная дума была распущена императорским манифестом от 3 июня 1907 г. Тот же манифест менял правила выборов. По сути манифест ознаменовал собой государственный переворот, известный ныне как Третьеиюньский. Дело в том, что новые правила выборов нарушали «Основные государственные законы», регулирующие отношения Парламента (Государственный Совет и Государственная дума) и императора. Так, по «Основным государственным законам» закон мог быть принят только после одобрения Государственной думы.
Дума первых созывов была законодательным органом формально, т.к. из утвержденных императором 612 законодательных актов только 3 обсуждались Думой и Государственным советом.
Далее, по новой системе выборов, процент выборщиков от крестьян уменьшился на 56%, а от дворян – вырос на 33%. Кроме того, по новым правилам министр внутренних дел получил право изменять границы избирательных округов, а также разделять избирательные собрания в ходе выборов на отдельные самостоятельные отделения.
Слайд 46
В результате, сократилось число представителей от национальных окраин. А общее количество депутатов Государственной Думы стало равняться 442 вместо 524. Помимо новой избирательной системы правительство усилило репрессии, а правые и черносотенные партии проводили широкую пропаганду, что в результате дало исход выборов, желаемый для правительства.
Первые же заседания выявили большинство правых и октябристов в 300 человек. Это определило вектор деятельности Думы.
III Дума Таким образом, в III Государственную думу, начавшую свою работу 1 ноября 1907 г.:
В большинстве прошли октябристы (154 человек),
Националисты и умеренно-правые (97 человек),
Кадеты вошли в составе 54 человек,
Крайне правые – 50 человек,
Прогрессистов было 28 человек,
Социал-демократов 19 человек,
18 представителей от Польши и Литвы,
13 трудовиков,
8 мусульманских депутатов.
III ДУМА
Государственная Дума работала до 9 июня 1912 г. Было проведено 611 заседаний, на которых рассмотрели 2572 законодательных проекта. Из этих законопроектов Дума выдвинула 205. Большую часть обсуждений занимал аграрный вопрос. Также много внимания уделялось национальному и рабочему вопросам.
Слайд 48
IV Дума
По истечении в июне 1912 г. полномочий членов Государственной думы III созыва прошли выборы в IV Думу. Новый созыв заработал с 15 ноября 1912 г. под председательством Родзянко М.В. Как и в III созыве, большинство составили лояльные правительству депутаты, но уже не октябристы (98 мест), а правые и националисты (157 мест). Кадеты получили 59 мест, прогрессисты – 48 мест, социал-демократы и трудовики получили 14 и 10 мест соответственно.
Прогрессисты как партия оформились в ноябре 1912 г. Их программа предполагала конституционно-монархический строй, личную ответственность министров перед представительством народа, а также расширение прав Государственной думы и др. Прогрессисты стали третьей либеральной партией наряду с кадетами и октябристами, их появление было попыткой объединения либерального движения. Нарастание оппозиции было остановлено начавшейся Первой мировой войной в 1914 г. В условиях войны партии оказали правительству доверие. Совет министров получил чрезвычайные полномочия 24 июля 1914 г. Это означало, что Совет отныне мог решать большинство вопросов именем императора. 26 июля состоялось экстренное заседание, где представители правых и либеральной буржуазии приняли решение сплотиться вокруг императора, отложить разногласия и пр. Тем не менее, неудачи войны, нарастание борьбы рабочих (стачек), а также беспомощное поведение правительства вызвали бурную активность в партиях и их оппозиционность правительству. В августе 1915 г. в ходе совещания Государственной думы и Государственного Совета появился Прогрессивный блок, объединивший кадетов, прогрессистов, октябристов и группу националистов, а также 3 группы Государственного совета. Прогрессивный блок возглавил в качестве председателя октябрист Шидловский С.И., хотя реальным руководителем стал Милюков П.Н. 26 августа 1915 г. в газете «Речь» была опубликована декларация блока.
Слайд 49
Деятельность 3 государственной думы.
Деятельность III Государственной думы связана с именем председателя Совета министров П.А. Столыпина. Именно он создал такой механизм выборов, благодаря которому основные политические силы получили примерно равное количество голосов, и III Государственная дума проработала весь положенный ей срок, принимая решения не в угоду отдельных группировок, а во благо всего общества.
По новому избирательному закону право участвовать в выборах получило не более 15 % населения, при этом количество выборщиков от крестьян сокращалось вдвое, а от помещиков и крупной буржуазии - увеличивалось. Отныне 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 68 - городской мелкой буржуазии, 260 крестьян и 543 - рабочих. Было резко сокращено представительство национальных окраин (от Кавказа - 10 вместо 29, от Польши - 14 вместо 37). Сокращалось общее число депутатов Думы с 524 до 442. Правые (черносотенцы) получили 144 депутатских места, центр (октябристы) - 148 голосов, левые (кадеты, социал-демократы, трудовики, националисты) - 150 мест. В III Государственной думе в центре оказалась фракция октябристов: её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов, а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям. Так в III Государственной думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству П.А. Столыпина проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми. Председателями III Государственной думы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. - 9 июня 1912 г. - до конца полномочий).
Слайд 50
Время работы III Думы представляло собой период поисков компромисса между правительством и депутатами, между традиционными методами управления и новыми условиями политической жизни. За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Они затрагивали различные стороны экономической и общественной жизни государства, но главным вопросом по-прежнему оставался аграрный. Значительное внимание депутаты Думы уделяли рабочему и национальному вопросам, подробно обсуждалась политика правительства при ежегодном рассмотрении государственного бюджета. Страна узнавала о работе Думы из газет и журналов, в которых печатались стенографические отчеты. Депутаты вносили запросы правительству по поводу каких-либо чрезвычайных происшествиях. В таком случае тот или иной министр обязан был явиться в Думу и ответить на запрос. Публикация запроса и ответа на него в печати давала возможность читателям понять, насколько законны и выгодны были действия администрации. Широкую известность прибрели имена тех депутатов, которые чаще других поднимались на думскую трибуну. Дума утверждала государственный бюджет, но важнейшие рычаги власти по-прежнему оставались в руках царя.
III Государственная дума завершила свою работу в 1912 г. В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу по старому избирательному закону. В Думу были избраны 438 депутатов: правые получили 184 голоса, центр (октябристы) -99 голосов, левые (кадеты, националисты, прогрессисты и др.) - 155 голосов. Партийный состав Думы почти не изменился, но она стала «левее» по занимаемой позиции при решении большинства вопросов. Председателем IV Государственной думы стал М.В. Родзянко. Он занимал этот пост в течение всего срока её работы.
Слайд 51
Правовые аспекты и соц. последствия аграрной реформы П.А. Столыпина.
Реформа П.А. Столыпина – это экономические изменения в аграрном секторе России, суть которых заключалась в обретении крестьянами возможности выхода из общины и передачи каждому из них в пользование земельного надела.
Столыпинская реформа была принята на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В этот период социально-экономическая обстановка в стране была напряженной, требовались срочные меры урегулирования отношений между разными слоями общества. Одной из таких мер стала реформа Столыпина. В то время он был председателем Совета министров России.
Суть его преобразований заключалась в двух направлениях:
Земельный участок переходил в собственность крестьянина.
Крестьяне получили возможность выходить из общины по собственному желанию.
Слайд 52
Считалось, что реформа станет стимулом к формированию фермерских хозяйств. Крестьяне могли по собственному желанию продать свой участок и отказаться от сельскохозяйственной деятельности. Еще одной целью реформы стало улучшение положения крестьян. Они получили возможность обменять разоренные земли на отрубы, были наделены правом создавать хутора.
Для реализации реформы осуществлялось переселение крестьян и их банковское кредитование. Ожидалось, что в результате преобразований деревня станет опорой самодержавия, крестьяне станут крепкими собственниками, а так же решится проблема социальной нестабильности, люди откажутся от революционных настроений.
Те крестьяне, которые отказались бы от работы на земле, смогли бы стать частью рабочей силы в городе. Считалось, что реформа станет базой для подъема аграрного комплекса, приведет к ликвидации отставания от более развитых государств.
Столыпин предполагал, что помещики расстанутся с земельными наделами только в обмен на экономическую выгоду. Он ожидал, что государство поддержит преобразование, предоставив свои земли для решения текущих задач.
Слайд 53
Причинами Столыпинской реформы называют:
Кризис царской власти.
Социальное неравенство.
Исчерпание положительного эффекта от отмены крепостного права.
Отставание от промышленно развитых стран.
Ограниченная роль России в международных отношениях.
Слайд 54
Реформа Столыпина охватывала сразу множество направлений. Она должна была стабилизировать аграрный комплекс, способствовать его развитию. Реформа перестала реализовываться после смерти Столыпина.
Целями преобразования считают преодоление социального неравенства в деревне, рост производительности аграрного комплекса, решение вопроса малоземелья. Итогом внедрения реформы стало отсутствие социальной стабильности, проблема нехватки земли была не решена. Кроме того, началась вторая волна социального недовольства. Между местными крестьянами и переселенцами начались конфликты. Только спустя несколько лет после смерти Столыпина начал формироваться новый слой собственников земли. Но в целом развитие аграрного комплекса в стране ускорилось.
Самодержавная власть видела в крестьянстве поддержку, так как считало его самой консервативной частью страны. С другой стороны, из-за приверженности старым взглядам, многие крестьяне восприняли преобразования негативно. Выходом из общины воспользовались сильно зажиточные крестьяне и самые бедные. Первые смогли организовать свои фермерские хозяйства, а вторые стремились наладить свою жизнь через продажу земельных наделов. Итогом реформы Столыпина стал выход из крестьянских хозяйств 25% крестьян. Усилились конфликты между частными собственниками земли и общинными.
Слайд 55
Последствия реформы Столыпина
Основная задача реформы заключалась в решение социально-экономических проблем в обществе, которые накапливались в течение нескольких десятилетий. Эффект от отмены крепостного права был недолгим. Кроме того, эта реформа не решила проблемы занятости крестьян. Многие из них оставались при помещиках, так как не могли построить новую жизнь. Реформа Столыпина стала попыткой наделения аграрного комплекса самостоятельностью. Передача земли в частную собственность должна была создать условия для развития рыночных отношений в сельскохозяйственном секторе, но страна и сознание людей оказались к этому не готовыми.
Негативное отношение к преобразованиям было вызвано нестабильностью внутри страны, отсутствием доверия к самодержавию. В России назревала гражданская война, оставалось не так много времени до прихода к власти большевиков. Сами большевики осудили действия Столыпина, как и многое другое, принятое в период царствования Николая II. Они считали, что реформа полностью провалилась, хотя изначально предполагался ее долгосрочный эффект. Преобразования Столыпина были комплексными. Права крестьянства подкреплялись не только финансово, но и юридически. Считалось, что наделив собственностью представителей сельскохозяйственного сектора, государство сможет разбудить интерес к самостоятельности и к предпринимательству. Это должно было заложить рыночные отношения, которые сами способный уравновешивать спрос и предложение, ведут к установлению справедливых цен.
Слайд 56
Основная идея преобразования – самодостаточный и зажиточный крестьянин. Зависимость крестьянина от власти и средств небольшой группы людей увеличивает социальную напряженность, а так же ведет к экономическому застою. Преобразования в аграрном секторе должны были высвободить часть рабочей силы, и направить ее в город. То есть, человек наделялся правом самостоятельно определять свою судьбу, что для России того времени было непривычно. Сознание общества, текущее социально-экономическое положение страны не дали возможности реализовать долгосрочную реформу преобразования аграрного комплекса. Несмотря на явный провал, реформа Столыпина заложила основы для будущего становления крестьянского хозяйства в России. Впоследствии новое правительство воспользовалось некоторыми наработками, а новая экономическая политика предполагала построение рыночных отношений и внедрение преобразований, способствующих установлению саморегулирующейся хозяйственной системы.
Слайд 57
«Прогрессивный блок» в lV Государственной думе и его требования создания правительства национального согласия, отечественного перед думой.
Прогрессивный блок в Государственной Думе России был создан 22 августа 1915 года по инициативе П. Н. Милюкова, лидера партии кадетов. Объединились представители Госсовета и многие депутатские фракции. Целью Прогрессивного блока было оказать серьезное влияние на правительство. По сути, это было оппозиционное большинство, выступавшее за радикальные реформы.
Слайд 58
Что послужило причиной создания Прогрессивного блока?
Причиной создания Прогрессивного блока стало брожение в обществе оппозиционных настроений. Шла Первая мировая война, Россия терпела поражение за поражением, началось отступление русской армии. Единство царя и Государственной Думы было нарушено, тревога и неопределенность нарастали.
Во время открытия 4-й думской сессии 19 июля 1915 года националисты, кадеты и другие фракции раскритиковали правительство. Они потребовали создания нового органа управления, кабинета, который бы вызывал доверие. Собственно, большинство думских фракций поддержали эту идею. Начиная со 9 по 22 августа шли активные переговоры между членами партий и фракций, в результате чего и был создан Прогрессивный блок.
Слайд 59
Кто вошел в состав Прогрессивного блока:
Вошли в Прогрессивный блок сами инициаторы, кадеты – 54 человека, октябристы – 60 человек, 38 прогрессистов, центристов – 34 человека, прогрессивные националисты – 28 человек, а также 22 октябриста. В целом это было большинство, из 422 депутатов Думы 236 стали членами Прогрессивного блока. Немало было и сочувствующих, к примеру мусульманская фракция, Польское коло, автономисты и независимые. Социал-демократы хоть и остались в стороне, однако считали полезным своё сотрудничество с этим объединением, поскольку программа Прогрессивного блока была созвучна их идеям, а по сути, составляла программу-минимум самих социал-демократов.
Слайд 60
В Прогрессивный блок в Думе вошли также и сразу 3 группы из Госсовета. Это были центристы, 63 человека, вне партийцы в составе 15 человек и академическая левая партия – 12 человек. Это почти половина членов верхней палаты. За пределами блока остались, по сути, только махровые монархисты и крайне правые националисты. Они поддерживали все действия реакционного правительства.
Примечательно, что в этот «Желтый блок», как его назвали правые противники, вступили самые влиятельные личности, например председатель самой 4-й Госдумы Михаил Родзянко, националист Василий Шульгин, октябрист Александр Гучков, не говоря уже о лидере кадетов Павле Милюкове.
Слайд 61
Кто руководил Прогрессивным блоком?
Руководить блоком стало избранное депутатами Бюро, в которое вошли 25 человек, в том числе кадеты П. Н. Милюков и А. И. Шингарев, а также И. Н. Ефремов, А. И. Коновалов – прогрессисты, октябристы А. Н. Меллер -Закомельский, С. И. Шидовский и другие. Председателем был избран А. Н. Меллер -Закомельский, однако идейным вдохновителем был и оставался, конечно, П. Н. Милюков. Впоследствии Прогрессивным блоком в думе руководил А. И. Коновалов.
Слайд 62
Противники Прогрессивного блока
Против предлагаемых требований и реформ в Государственной Думе выступили правые и частично центристы и националисты. Они считали, что невозможно в воюющей стране проводить столь радикальные реформы, тратить большие финансовые средства на либерализацию в то время, когда фронт требует поддержки. Противники «Желтого блока» предупреждали о том, что нельзя внедрять сомнение в народе по отношению к власти в то время, когда страна находится на военном положении. Правые заявляли, что создание министерства доверия и его подотчетность Прогрессивному блоку в Думе будет подрывать авторитет царя. Для победы на поле битвы России нужны сильная государственная власть, усилия всего общества и множество снарядов, а не реформы.
Правые призывали членов Прогрессивного блока оставить свои политические игры до окончания войны.
Слайд 63
Значение Прогрессивного блока в истории России
В целом следует отметить, что сам факт — образование Прогрессивного блока в Государственной Думе — интересен моментом объединения различных сил общественных вокруг одной идеи – отстранения власти от управления страной. Предложение радикальных на тот момент реформ и создание нового правительства – это попытка превратить Российскую империю в конституционную монархию. У сторонников реформ по европейскому образцу было намерение шаг за шагом добиваться ограничения самодержавной власти, сохраняя при этом мир в России, не доводя ситуацию до революционной. Однако это им не удалось.
В последующем почти все депутаты Прогрессивного блока стали членами Временного правительства после отречения царя от престола. Тем не менее они проиграли стратегически большевикам и В. И. Ленину.
Слайд 64
Последствия думской деятельности в России.
В России к началу XX в. в отличие от ведущих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, не было никакого опыта парламентской борьбы. История российского парламентаризма в империи началась в 1906 году и закончилась всего через 12 лет, в 1917 г. За это время в России работали I, II, III и IV Государственные думы. При этом I и II Думы Николай II распустил досрочно, а IV Дума не доработала свой пятилетний срок из-за начавшейся в феврале 1917 г. буржуазно-демократической революции и свержения в России монархии.
Слайд 65
В IV Государственной Думе во фракции РСДРП было 13 депутатов, в том числе 7 меньшевиков и 6 большевиков. И вновь председателем социал-демократической фракции был избран меньшевик Н. С. Чхеидзе, а его заместителем большевик Р. В. Малиновский, впоследствии разоблаченный в качестве полицейского агента-провокатора.
До конца октября 1913 г. социал-демократические депутаты работали вместе, хотя у них частыми были конфликты. Затем по инициативе депутатов-болыневиков во фракции произошел раскол. Депутаты- большевики образовали в IV Государственной Думе свою отдельную фракцию, которую по предложению В. И. Ленина назвали «Российской социал-демократической рабочей фракцией» (РСДРФ). Разрыв между двумя частями фракции был неизбежен, поскольку большевистский ЦК настаивал на традиции подчинения думской фракции центральным органам партии, что было неприемлемо для меньшевиков. Позиция В. И. Ленина сводилась к тому, что в Думе «надо клеймить царский строй», работать не на законотворчество этого строя, а для приближения революционного часа расправы с царизмом. После образования
РСДРФ ЦК большевистской партии нацелил своих думских депутатов на преимущественное внимание к внедумской революционной работе, проведение которой облегчалось ввиду их депутатской неприкосновенности.
Слайд 66
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!