Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
7 класс творчество Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942) -145 лет со дня рождения русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель.
Слайд 2
Иван Яковлевич Билибин — считается русским художником, графиком, театральным художником, автором иллюстраций к русским былинам и сказкам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства, один из крупнейших мастеров «национально-романтического» направления в русском варианте стиля модерн (!). Но сам Билибин причислял себя к «художникам-националистам». Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства». Родился: 16 августа 1876 г., Тарховка, Санкт-Петербургский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя
Умер: 7 февраля 1942 г. (65 лет), СССР, Санкт-ПетербургВ 1899 году Билибин приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь он впервые создаёт иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинском» стиле к своей первой книге, Жар-птице и«Сказка о Иван-царевиче о Сером волке».
21 февраля 1920г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра. Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Слайд 3
Как на художника, на Билибина произвела «неизгладимое впечатление» выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898). Национально-романтическое направление в тогдашней живописи захватило его
Иллюстрации к шести русским сказкам (начиная с первой и самой приметной «Сказки об Иване-Царевиче, Жар-птице и сером волке»), вышедшие из печати в 1901-1903 гг., сразу сделали имя Билибина известным. Но полноценной общественной значимости и творческой высоты достиг он в дальнейших работах: два иллюстративных цикла «по Пушкину» «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
Слайд 4
После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.
создал эскизы русских костюмов к опере М.Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и пр. Исскуство декоратора Билибин ярко продемонстрировал в знаменитой постановке оперы Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (постановка в московском театре С. Зимина в 1909г.).
Слайд 5
Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.
Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.
Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году. Немногие знают, что Билибин работал даже в сфере рекламы. Там, где сейчас находится завод минеральной воды «Полюстрово» в Петербурге, раньше находилось «Акционерное общество пиво-мёдоваренного завода «Новая Бавария». Именно этому заводу создавал рекламные плакаты и картинки Иван Яковлевич Билибин.
Слайд 6
Красный всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» стиль модерн ( ар нуво)
Слайд 8
Во время блокады г. Ленинграда И.Я. Билибин отказался эвакуироваться и до последних дней жизни работал над новыми иллюстрациями. Какую сказку он проиллюстрировал последней? Былина "Дюк Степанович"
За точность линий и чёткость изображения современники называли И.Я. Билибина
"Иван - железная рука"
Что вдохновило художника на создание первых иллюстраций?
деревянная архитектура деревни Егны Тверской губернии
Высшее образование И.Я. Билибин получил в
Санкт-Петербургском университете
Слайд 9
И.Я. Билибин разработал свою уникальную технику создания изображений. Он...
набрасывал эскизы с натуры, затем переносил изображения на бумагу
По мнению художника, предельная норма для добросовестного графика-
пять квадратных сантиметров в день
Как называется стиль письма, который использовал И.Я. Билибин для оформления названий сказки и названий глав книги?
древнерусская вязь
Как называется первая сказка, которую проиллюстрировал художник
"Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке"
Слайд 10
Потомственный дворянин, ученик Репина, Иван Яковлевич Билибин придумал свой собственный стиль книжной графики и проиллюстрировал главные русские сказки. Билибин был фотографом, театральным художником, изучал культуру Русского Севера, жил в Египте и Париже, вернулся в СССР в 60 лет и умер от истощения во время блокады Ленинграда. Рассказываем удивительную историю жизни, любви и творчества самого знаменитого художника-сказочника.
Слайд 11
В апреле 1899 года Виктор Васнецов закончил картину «Богатыри», над которой работал почти 20 лет. На выставку, где «Богатырей» впервые представили публике, пришел молодой художник Иван Билибин, с детства следивший за творчеством передвижников.
Дворянин, выросший в «интеллигентной семье с либеральным оттенком», Иван Билибин с детства любил рисовать, но по требованию отца, главного врача военно-морского госпиталя, поступил на юридический факультет и успешно окончил курс через два года.
Сразу после экзаменов он уехал в Мюнхен, где много ходил по музеям, посещал занятия в частной художественной школе и, «совершенно опьянев от новой жизни, уныло вернулся осенью в Питер». Чтобы справиться с унынием, Билибин поступил в Петербургскую рисовальную школу княгини Тенишевской, которой руководил Илья Репин.
Слайд 12
Окончил школу с серебр медалью
Работая по 10–12 часов в день, Билибин за короткое время проиллюстрировал еще четыре сказки из афанасьевского сборника («Царевна-лягушка», «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна»).
Оригиналы типографских оттисков с иллюстрациями Билибина до 1980-х годов хранились в музее Экспедиции (после революции переименованной в Гознак), и книги по ним переиздавались еще как минимум дважды.
В 1902 году по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин отправился в экспедицию по Архангельской, Вологодской и Новгородской губерниям для изучения народного искусства Русского Севера. Он рисовал деревянные церкви, избы рыбаков-поморов, северную природу и много фотографировал.
Слайд 13
В конце 1906 года композитор Николай Римский-Корсаков и художник Иван Билибин практически одновременно и независимо друг от друга начали работу над «Сказкой о золотом петушке». Оперу запретила цензура (в образе царя Додона увидели пародию на Николая II),
Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Марья Моревна», 1901 год