Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
II. ОБЩЕСУДОВЫЕ СИСТЕМЫ
Слайд 2
ТЕМА II.1
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
ОБЩЕСУДОВЫХ СИСТЕМ
Слайд 3
II.1.1. НАЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСУДОВЫХ СИСТЕМ
Определение:
Судовая система – комплекс технических средств (трубопроводы, арматура, нагнетатели и т.д.), обеспечивающий перемещение рабочих сред и их обработку для получения заданных параметров.
Назначение ОСС — обеспечение мореходных качеств, живучести и обитаемости судна в процессе его эксплуатации.
Слайд 4
ОСНОВНЫЕ МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА:
Плавучесть – способность судна находиться при заданной нагрузке в заданном положении относительно поверхности воды.
Посадка — положение судна относительно поверхности воды, характеризуемое тремя величинами: средней осадкой Тср, углом крена q и углом дифферента f.
При q = 0 - судно сидит прямо;
при f = 0 - судно сидит на ровный киль.
Слайд 5
Необходимое условие плавания - равенство силы тяжести и выталкивающей силы (силы Архимеда):
Fa = mg
ρgV = mg
ρV = m - уравнение плавучести.
Точка приложения силы тяжести — центр тяжести (ЦТ, G);
точка приложения силы Архимеда — центр величины (ЦВ, С).
Для плавания прямо и на ровный киль необходимо, чтобы векторы сил Архимеда и тяжести находились на одной вертикали, то есть должны выполняться следующие условия для координат ЦТ и ЦВ:
xG = xC
yG = yC
Так как ЦВ лежит в диаметральной плоскости (ДП) судна:
yG = yC = 0
Слайд 6
Остойчивость – способность судна, выведенного из положения равновесия (получившего крен или дифферент) под воздействием внешних сил, возвращаться в исходное положение по окончании этого воздействия.
Остойчивость при крене - поперечная, при дифференте – продольная.
При крене ЦВ смещается из положения C0 в положение C1.
На пересечении линии действия силы Архимеда с ДП находится метацентр М. По своему смыслу метацентр – это предельное положение ЦТ, при котором судно ещё сохраняет остойчивость. Таким образом, судно обладает остойчивостью, только если ЦТ G расположен ниже метацентра М.
Расстояние межу точками М и G - метацентрическая высота h.
Слайд 7
Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и не опрокидываться в условиях затопления водой одного или нескольких отсеков.
! Требование непотопляемости - сохранение остойчивости до полного исчерпания запаса плавучести.
Обитаемость судна – это комплексная характеристика, показывающая степень приспособленности судна к жизнедеятельности человека в условиях плавания.
Элементы обитаемости: размеры помещений, расположение оборудования, показатели вибрации и шума, микроклимат, обеспечение бытовых нужд.
Слайд 8
II.1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСУДОВЫХ СИСТЕМ
I СПОСОБ КЛАССИФИКАЦИИ: ПО ВЫПОЛНЯЕМЫМ ФУНКЦИЯМ
Группы систем:
1) Трюмно-балластные системы (поддержание плавучести и остойчивости)
осушительная система;
водоотливная система;
балластная система;
- противокреновая система;
- креновая и дифферентная системы ледоколов.
2) Противопожарные системы.
Подгруппы:
- системы сигнализации.
системы локализации пожара.
Слайд 9
3) Системы микроклимата (обеспечение обитаемости)
- системы вентиляции;
- системы отопления;
- системы кондиционирования воздуха.
4) Санитарные системы (обеспечение обитаемости)
- системы бытового водоснабжения;
- сточные системы.
5) Системы общесудового энергоснабжения (обеспечение работы других систем и устройств)
- системы сжатого воздуха;
- системы гидравлики.
Слайд 10
II СПОСОБ КЛАССИФИКАЦИИ: ПО СТЕПЕНИ ГЛАВЕНСТВОВАНИЯ (ДЛЯ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ)
1) Системы, обеспечивающие живучесть и выполнение боевых задач
- осушительная и водоотливная система;
- креновые и дифферентные системы;
- противопожарные системы;
- системы сжатого воздуха;
- системы гидравлики.
2) Обиходные системы (обеспечивающие повседневную деятельность и бытовые нужды личного состава)
- системы микроклимата;
- санитарные системы.
Слайд 11
ТЕМА 2.2
ТРЮМНО-БАЛЛАСТНЫЕ СИСТЕМЫ
Слайд 12
II.2.1 ОСУШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
НАЗНАЧЕНИЕ:
периодическое удаление за борт небольших количеств воды, скапливающихся в нижних частях корпуса судна в процессе повседневной эксплуатации.
Источниками трюмной воды являются: протечки, конденсация водяных паров на поверхностях.
Для сбора воды в трюмах и других помещениях оборудуются сборные колодцы, в которых размещаются приёмники осушительной системы. Работа системы на современных судах полностью автоматизирована.
Слайд 13
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2012 года) – том 2, часть VIII «Системы и трубопроводы», Раздел 7 «Осушительная система».
РД5Р.5270-85 «Системы трюмные и балластные судовые. Правила проектирования».
Основные наиболее общие требования:
- На судне должно быть предусмотрено не менее двух осушительных насосов. Центробежные насосы должны быть самовсасывающими.
- Каждый осушительный насос должен иметь подачу не менее определяемой по формуле:
, м3/ч, (2.1.1)
где dм – диаметр магистрали осушительной системы, мм.
Слайд 14
- Внутренний диаметр осушительной магистрали (и отростков, непосредственно присоединяемых к насосу), должен быть не менее определяемого по формуле:
, мм, (2.1.2)
где L – длина судна, м, B – ширина судна, м, Н – высота борта, м.
- Внутренний диаметр отростков, присоединяемых к магистрали, должен быть не менее определяемого по формуле:
, мм, (2.1.3)
где lо – длина осушаемого отсека, измеренная по его днищу, м.
- Для нефтеналивных судов, на которых осушительная система предназначена фактически для осушения только машинного отделения, диаметр магистрали находится не по формуле (2.1.2), а из условия:
, мм, (2.1.4)
где dо – диаметр отростков в машинном отделении, определённый по формуле (2.1.3), где lо – длина машинного отделения по его днищу, м.
6. Диаметр магистрали и отростков в любом случае должен быть не менее 50 мм. Внутренний диаметр труб, присоединяемых к насосу, должен быть не менее диаметра патрубка осушительного насоса.
Слайд 15
- Расположение трубопроводов должно быть таким, чтобы обеспечивать осушение любого водонепроницаемого отсека любым из осушительных насосов.
- Расположение трубопроводов должно быть таким, чтобы обеспечивалась возможность осушения машинного отделения через отросток, присоединённый непосредственно к насосу, при одновременном осушении остальных отсеков другим насосом.
- Должна быть исключена возможность поступления забортной воды внутрь судна, а так же воды из одного отсека в другой. Для этого применяются клапаны и клапанные коробки невозвратного типа.
- Осушительные трубопроводы, проходящие на расстоянии менее 1/5 ширины судна от борта и в междудонном пространстве, должны на приёмных отростках иметь невозвратные клапаны.
- Для сбора воды в трюмах и других помещениях оборудуются сборные колодцы. Емкость колодцев должна быть не менее 0,2 м3.
Слайд 16
- В машинном отделении располагают по 2 приёмника в колодцах у носовой и кормовой переборки (у левого и правого борта). При кормовом расположении машинного отделения у кормовой переборки в зависимости от обводов судна могут располагаться один или два приёмника.
- На приёмных отростках осушения машинного отделения должны устанавливаться легкодоступные грязевые коробки. Трубы между грязевыми коробками и колодцами должны быть по возможности прямыми, на их концах не устанавливаются приёмные сетки.
- В машинном отделении должен быть предусмотрен один отросток, присоединяемый непосредственно к осушительному насосу.
- Дополнительные приёмные отростки устанавливаются в выгородках лага и эхолота, а так же в других местах, где может собираться вода.
- В грузовых помещениях с двойным дном должны устанавливаться по одному приёмному отростку с каждого борта в кормовой части трюма. При длине трюма более 35 м отростки должны устанавливаться и в кормовой, и в носовой части.
- В узких оконечностях судна допускается установка одного приёмного отростка.
Слайд 17
- Приёмные отростки должны снабжаться приёмными сетками с диаметром отверстий 8-10 мм. Суммарная площадь отверстий должна быть не менее удвоенной площади сечения отростка.
- Каждый туннель валопровода и посещаемый туннель трубопроводов должен осушаться приёмным отростком, расположенным в кормовой части туннеля. Приёмный отросток осушении туннеля валопровода снабжается грязевой коробкой.
- Грузовые насосные отделения нефтеналивных судов осушаются автономно отдельным насосом или эжектором, расположенным в самом помещении.
- Помещения форпика и ахтерпика могут иметь автономное осушение, как правило с помощью эжекторов.
- Отлив воды за борт производится через невозвратно-запорный клапан. Отливное отверстие располагается на высоте не менее 0,3 м от максимальной ватерлинии. Расположение отливного отверстия должно исключать возможность попадания отливных вод в помещения судна через иллюминаторы, а так же в спасательные шлюпки и плоты при их спуске на воду.
Слайд 18
ТИПОВАЯ СХЕМА КОМПОНОВКИ ОСУШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА.
Слайд 19
Расположение приёмных отростков ОС в поперечном сечении судна при прокладке магистрали в туннеле.
Слайд 20
Расположение приёмных отростков ОС в поперечном сечении судна при прокладке магистрали в междудонном пространстве без туннеля.
Слайд 21
Расположение приёмных отростков ОС в поперечном сечении судна при прокладке магистралей в межбортном пространстве.
Слайд 22
Схема автономного осушения носовой оконечности.
Слайд 23
II.2.2 ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА
НАЗНАЧЕНИЕ:
удаление из помещений больших количеств воды, поступившей в результате аварии.
В качестве самостоятельной системы устанавливается на судах, имеющих особые условия эксплуатации (боевые корабли, ледоколы, спасательные суда). На обычных морских транспортных судах для откачки аварийной воды используется осушительная система.
Слайд 24
ТРЕБОВАНИЯ:
Основные требования содержатся в РД5Р.5270-85 «Системы трюмные и балластные судовые. Правила проектирования»:
- водоотливная система должна обеспечивать удаление воды в заданное время из водонепроницаемых отсеков после заделки пробоин (время удаления оговаривается в техническом задании на проектирование судна);
- производительность водоотливных средств определяется заданным временем удаления воды из наибольшего отсека, заполненного до уровня ватерлинии;
- диаметры трубопроводов рассчитываются на обеспечение спецификационной подачи выбранных водоотливных средств;
- трубопроводы водоотливной системы выполняются полностью независимыми от осушительной системы, на концах приёмных отростков устанавливаются невозвратные клапаны с приёмными сетками;
- сборные колодцы не требуются, приёмные отростки следует располагать как можно ближе к днищу (для более полного осушения);
- удаление воды из затопленного отсека должно быть предусмотрено не менее чем двумя насосами, расположенными в разных отсеках (не дублировать насосы допускается в носовом и кормовом отсеках).
Слайд 25
II.2.3 БАЛЛАСТНАЯ СИСТЕМА
НАЗНАЧЕНИЕ:
приём на борт, перекачка по судну и удаление за борт водного балласта для обеспечения необходимой посадки судна при ходе порожнем; а так же для спрямления крена и дифферента при грузовых операциях и расходовании судовых запасов.
Количество и размещение балласта зависит от типа судна.
Слайд 26
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ БАЛЛАСТА. ТАНКЕРЫ.
Согласно требованию 13 приложения 1 к Конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов МАРПОЛ 73/78, грузовые танки должны быть по всей длине защищены балластными цистернами. Обычно балласт в районе грузовых танков размещают в междудонном и межбортном пространстве в парных L-образных цистернах.
Расположение балластных цистерн на танкере.
1 - балластные цистерны, 2 - грузовые танки.
Слайд 27
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ БАЛЛАСТА. СУДА, НЕСУЩИЕ ПАЛУБНЫЙ ГРУЗ (ЛЕСОВОЗЫ, КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ).
Эти суда имеют повышенный центр тяжести, что может приводить к недостаточной остойчивости. На этих судах для повышения остойчивости в грузу балласт может приниматься в цистерны двойного дна.
Расположение балластных цистерн на контейнеровозе.
1 - днищевые балластные цистерны, 2 - бортовые балластные цистерны.
Слайд 28
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ БАЛЛАСТА. НАВАЛОЧНЫЕ СУДА.
При перевозке грузов большой плотности эти суда имеют пониженный центр тяжести, а вызванная этим избыточная остойчивость приводит к более порывистой качке, что ухудшает обитаемость судна. На этих судах для уменьшения остойчивости в грузу балласт принимается в подпалубные цистерны.
Расположение балластных цистерн на навалочном судне.
1 - днищевые балластные цистерны, 2 - подпалубные балластные цистерны.
Слайд 29
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2012 года) – том 2, часть VIII «Системы и трубопроводы», Раздел 7 «Осушительная система».
РД5Р.5270-85 «Системы трюмные и балластные судовые. Правила проектирования».
Основные наиболее общие требования:
- Балластная система должна обслуживаться хотя бы одним насосом, подача которого выбирается исходя из условия обеспечения скорости воды не менее 2 м/с в трубопроводе, обслуживающем наибольшую балластную цистерну.
- В качестве балластного могут быть использованы другие общесудовые насосы с достаточной подачей (например, осушительный, пожарный, резервный насос охлаждающей воды).
- Каждый балластный насос должен иметь подачу не менее определяемой по формуле:
, м3/ч, (2.2.1)
где dм – внутренний диаметр магистрали балластной системы, мм.
Слайд 30
- Внутренний диаметр отростков, обслуживающих балластные цистерны, должен быть не менее определяемого по формуле:
, мм, (2.2.2)
где Vmax – объём наибольшей балластной цистерны.
- Диаметр магистрали должен быть не менее наибольшего диаметра отростка, определённого по формуле (2.2.2).
- Расположение приёмных отростков должно быть таким, чтобы обеспечить откачку балластной воды из любой БЦ когда судно сидит на ровный киль или имеет крен до 50.
- Должно быть предусмотрено заполнение балластных цистерн как самотёком до уровня ватерлинии, так и с помощью насосов.
- Перед всасывающими патрубками балластных насосов должны устанавливаться грязевые коробки.
- Если уровень балласта в цистернах оказывается выше уровня напорного патрубка насоса, то на нагнетательном трубопроводе за насосом должен устанавливаться невозвратный клапан.
- Требования к прокладке трубопроводов, размещению отливных отверстий и к отливным клапанам аналогичны требованиям для осушительной системы.
Слайд 31
ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНЫМ ТРУБАМ (Раздел 10. Системы воздушных, переливных и измерительных трубопроводов, п. 10.1. Воздушные трубы ):
- Каждая цистерна, заполняемая жидкостью, а так же кингстонные ящики, должны быть оборудованы воздушными трубами, обеспечивающими воздухообмен между цистернами и атмосферой.
- Воздушные трубы должны быть выведены из верхней части цистерн. Число и расположение выбирается в зависимости от формы и размера цистерн и должны исключать образование воздушных мешков.
Воздушные трубы цистерн, стенками которых является наружная обшивка корпуса, а так же кингстонных ящиков, должны быть выведены выше палубы переборок.
- Цистерны, простирающиеся от борта до борта, должны быть оборудованы воздушными трубами у обоих бортов.
- Выходные концы воздушных труб должны быть выполнены в виде колена, обращённого отверстием вниз, или должны быть оборудованы специальными затворами, предотвращающими попадание воды.
- Суммарная площадь воздушных труб цистерн должна быть не менее 1,25 суммарной площади сечения наполнительных трубопроводов.
- Внутренний диметр воздушных труб должен быть не менее 50 мм.
Слайд 32
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
Источник: «Международная конвенция о контроле балластных вод и осадков и управлению ими» (2004).
Попавшие в цистерны вместе с балластом водные организмы и возбудители опасных болезней при сбросе балласта в другом районе Мирового океана попадают в местную экосистему, где они являются чужеродными. Способные к адаптации организмы начинают борьбу за выживание, что может привести к нарушению баланса экосистемы и к трансграничному биологическому загрязнению.
Согласно требованиям Конвенции, все новые суда и суда, находящиеся в эксплуатации, должны оснащаться системами управления балластными водами (СУБВ), обеспечивающими полное уничтожение вредных морских микроорганизмов и контроль качества обработки балластных вод.
Слайд 33
ТИПОВАЯ СХЕМА КОМПОНОВКИ БАЛЛАСТНОЙ СИСТЕМЫ
МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА.
Слайд 34
II.2.4 ПРОТИВОКРЕНОВАЯ СИСТЕМА
НАЗНАЧЕНИЕ:
оперативное спрямление значительного крена при грузовых операциях.
Применятся на контейнеровозах, судах ро-ро, судах для перевозки крупногабаритных грузов.
КОМПОНОВКА:
Система включает в себя пару креновых цистерн - левого и правого борта. Креновые цистерны заполняются водой до половины с помощью балластной системы. Для спрямления возникающего крена вода перекачивается из одной цистерны в другую.
Балласт может перегоняться между цистернами двумя способами:
- с помощью насоса.
- сжатым воздухом.
Слайд 35
II.2.5 КРЕНОВАЯ И ДИФФЕРЕНТНАЯ СИСТЕМА ЛЕДОКОЛОВ
НАЗНАЧЕНИЕ:
раскачивание корпуса судна с заданным периодом наклонения в продольной и поперечной плоскости с целью способствования разрушению льда.
Слайд 36
ТРЕБОВАНИЯ:
1. Возможность создания крена (6÷8)°.
2. Время перекачки балласта между креновыми цистернами должно лежать в пределах (1,5÷5) мин.
3. Креновая система не должна оказывать влияния на дифферент. Для этого следует располагать креновые цистерны симметрично мидель-шпангоута.
4. Креновая система должна работать с минимальным количеством балласта. Для этого следует располагать креновые цистерны в наиболее широкой средней части корпуса судна (чтобы обеспечить возможно большее плечо кренящей силы) и как можно выше - как правило, между верхней и нижней палубами (чтобы снизить поперечную остойчивость).
5. Суммарный объём дифферентных цистерн должен лежать в пределах (6÷10)% от водоизмещения.
6. Время перекачки балласта (или заполнения и опорожнения цистерн) должно лежать в интервале (10÷15) мин. С другой стороны, это время должно в 1,5 – 2 раза превышать время перекачки балласта в креновых цистернах.
7. Дифферентные цистерны располагаются в оконечностях судна симметрично ДП. Требований по высоте расположения цистерн нет, т.к. положение центра тяжести балласта мало влияет на величину продольной метацентрической высоты.
8. Работа креновой и дифферентной системы ледоколов для раскачивания судна с заданным периодом наклонения должна осуществляться автоматически.
Слайд 37
КОМПОНОВКА КРЕНОВОЙ СИСТЕМЫ:
На современных ледоколах креновые системы проектируются по автономному принципу. Каждая пара креновых цистерн обслуживается своим насосом и трубопроводом.
Слайд 38
КОМПОНОВКА ДИФФЕРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ:
На современных ледоколах применяется открытая (разомкнутая) схема - носовая и кормовая дифферентные цистерны не сообщаются между собой и обслуживаются каждая своими насосами и магистралью.
Слайд 39
ТЕМА II.3
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ СИСТЕМЫ
Слайд 40
II.3.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ
Основные требования к противопожарной защите морских судов содержатся в следующих документах:
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS 74);
«Правила классификации и постройки судов» РМРС.
Противопожарная защита судна подразделяется на две группы:
Конструктивная противопожарная защита (КПЗ) - это комплекс конструктивных и организационных мероприятий, направленных на:
- предотвращение возникновения пожара на борту судна;
- ограничение распространения пожара по судну;
обеспечение безопасной эвакуации людей.
Активная противопожарная защита (АПЗ) - это комплекс средств, предназначенных для обнаружения очага пожара и его тушения. Соответственно, выделяют системы сигнализации и системы локализации пожара.
Слайд 41
СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ.
Включают в себя:
- Системы сигнализации обнаружения пожара;
- Системы сигнализации о пуске огнетушащего вещества.
Основной элемент систем обнаружения пожара – датчик-извещатель (ДИ).
Классификация автоматических датчиков-извещателей.
Тепловые – реагируют на повышение температуры воздуха в помещении:
Дымовые – реагируют на задымленность помещения.
В основном применяются оптические (фотоэлектрические) датчики.
Световые (радиационные) – реагируют на излучение открытого пламени.
Предупреждающие – информируют о создании пожароопасной концентрации горючих газов или паров.
Слайд 42
СИСТЕМЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПОЖАРА
Предназначены для ограничения распространения и тушения пожара.
В основе горения лежит химическая реакция окисления, в которой участвует горючее вещество и кислород атмосферного воздуха, выступающий окислителем. Для графического представления процесса горения вводится понятие пожарного треугольника:
Чтобы прекратить горение, достаточно убрать одну из граней треугольника.
Слайд 43
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ СИСТЕМ ПО СПОСОБУ ДЕЙСТВИЯ ОГЕНТУШАЩЕГО ВЕЩЕСТВА НА ОЧАГ ПОЖАРА
1. Системы, действующие по принципу охлаждения зоны горения.
Принцип основан на введении в зону горения вещества с высокой теплоёмкостью и низкой температурой, в результате чего температура в очаге пожара падает, и реакция горения прекращается. Наибольшее применение в качестве такого вещества получила вода.
2. Системы, действующие по принципу изоляции реагирующих веществ.
Принцип основан на введении в зону горения веществ, покрывающих горючее вещество нейтральным слоем и изолирующих его от доступа кислорода.
К данным системам относятся: системы пенного пожаротушения, также изолирующий эффект имеют огнетушащие порошки.
3. Системы, действующие по принципу разбавления реагирующих веществ.
Принцип основан на введении в зону горения газообразных веществ, не поддерживающих процесс горения, в результате чего концентрация кислорода снижается, что способствует прекращению реакции горения.
К данным системам относятся: системы углекислотного пожаротушения; системы инертных газов.
4. Системы, действующие по принципу химического торможения реакции горения. Принцип основан на введении в зону горения активных веществ, которые химически связывают молекулы кислорода, в результате чего горение прекращается.
К данным системам относятся: системы объёмного химического тушения; системы порошкового тушения.
Слайд 44
II.3.2 СИСТЕМА ВОДЯНОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Назначение: тушение пожара компактными и распылёнными водяными струями, подаваемыми от переносных или стационарных пожарных стволов.
Также система может кратковременно использоваться для подачи воды в другие системы, к эжекторам осушительной и балластной систем, на промывку цистерн сбора сточных вод, обмыв якорных цепей, мытьё палуб и другие нужды.
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2012 года) – том 1, часть VI «Противопожарная защита», раздел 3 «Противопожарное оборудование и системы», п. 3.2 «Водопожарные системы».
- РД5Р.5005-80 «Система водяного пожаротушения. Правила и нормы проектирования».
Слайд 45
Основные общие требования:
- Системой водяного пожаротушения оборудуются все суда, независимо от наличия на них других типов противопожарных систем.
- Количество основных стационарных пожарных насосов и минимальное давление у пожарных кранов выбирается в зависимости от валовой вместимости судна по таблице:
Слайд 46
- Суммарная подача основных стационарных пожарных насосов должна быть не менее определённой по формуле:
,
где: ,
k – коэффициент, равный для грузовых судов 0,008; для пассажирских – 0,012 или 0,016 в зависимости от индекса деления на отсеки.
При этом каждый насос должен иметь подачу не менее 80% общей подачи, делённой на количество насосов.
- На судах валовой вместимостью более 1000 должен быть установлен аварийный пожарный насос подачей не менее 40% от определённой по формуле (1.7.2.1). Насос, его источник энергии и приёмный кингстон должны находиться за пределами помещений основных пожарных насосов.
- Рабочее давление в трубопроводах системы должно быть не более 1 МПа.
- Диаметры трубопроводов системы следует выбирать таким образом, чтобы скорость потока воды не превышала 4 м/с.
- Пожарные краны следует размещать так, чтобы в любую часть каждого помещения, палубы или трюма можно было подать не менее двух струй воды (одна – по рукаву стандартной длины, другая – по двум соединённым рукавам). Пожарные краны устанавливаются на расстоянии 20 м друг от друга в закрытых помещениях и на расстоянии 30 м – на открытых палубах.
Слайд 47
- Длина пожарных рукавов в помещениях составляет 10 м, на открытых палубах – 20 м. На концах рукава имеют соединительные гайки быстросмыкающегося типа. Хранятся в специальных ящиках в непосредственной близости от пожарных кранов.
- Для формирования и направления струи на очаг пожара используются комбинированные ручные пожарные стволы с условными проходами Dy50 и Dy65. Диаметр насадок стволов составляет 10; 12,5; 16 и 19 мм.
Слайд 48
КОМПОНОВКА:
Применяются схемы систем водяного пожаротушения с линейными, кольцевыми и комбинированными магистралями.
- Линейные магистрали применяются для небольших грузовых судов.
- Для крупных грузовых судов (валовой вместимостью более 4000) применяется схема с комбинированной магистралью – кольцевая в районе надстройки и линейная в грузовой зоне.
- Для пассажирских судов применяется схемы с кольцевой магистралью, причём на крупных судах с большим количеством палуб выполняются несколько колец.
Слайд 49
СХЕМА КОМПОНОВКИ ВОДОПОЖАРНОЙ СИСТЕМЫ ТАНКЕРА
Слайд 50
СХЕМА КОМПОНОВКИ ВОДОПОЖАРНОЙ СИСТЕМЫ ТАНКЕРА
Слайд 51
СХЕМА КОМПОНОВКИ ВОДОПОЖАРНОЙ СИСТЕМЫ КОНТЕЙНЕРОВОЗА
Слайд 52
СХЕМА КОМПОНОВКИ ВОДОПОЖАРНОЙ СИСТЕМЫ КОНТЕЙНЕРОВОЗА
Слайд 53
II.3.4 СИСТЕМЫ ПЕНОТУШЕНИЯ
Назначение: тушение пожара способом изоляции реагирующих веществ с помощью слоя пены, представляющей собой двухфазную ячеисто-плёночную структуру, образованной множеством пузырьков воздуха, разделённых плёнками жидкости.
На современных судах применяется воздушно-механическая пена - получается в результате механического перемешивания воздуха, воды и специального вещества – пенообразователя.
ТРЕБОВАНИЯ.
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2018 года) – том 1, часть VI «Противопожарная защита», раздел 3 «Противопожарное оборудование и системы», п. 3.7 «Система пенотушения».
- РД5Р.5481-80 «Система пенного пожаротушения. Правила и нормы проектирования».
Слайд 54
Кратность пены – отношение объёма полученной пены к объёму её жидкой фазы:
- пена низкой кратности – к = 612;
- пена средней кратности – к = 50150;
- пена высокой кратности – к = 9501050.
Пена низкой и средней кратности применяется для тушения пожара поверхностным способом (покрытие поверхности слоем пены).
Пена высокой кратности применяется для тушения пожара объёмным способом (заполнение помещения пеной).
Должны применяться пенообразователи одобренного Регистром типа. На судах применяются пенообразователи ПО-1, ПО-1Д, ПО-6К, «Морпен».
Слайд 55
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ
Основное оборудование стационарных систем пенотушения размещаются вне охраняемых помещений в станциях пожаротушения. Как правило, станции располагают на открытых палубах или под ними и оборудуют непосредственным входом с открытой палубы.
Получение пены включает в себя два этапа:
1) образование смеси воды и пенообразователя (эмульсии) в нужной концентрации;
2) пенообразование при соединении эмульсии с воздухом.
В зависимости от локализации этапов возможны 2 типа систем:
1) системы с внутренним пенообразованием - образование пены происходит непосредственно на станции, после чего по трубопроводам пена поступает в охраняемые помещения.
2) системы с внешним пенообразованием - на станции получается только эмульсия, которая по трубопроводам подаётся к установленным непосредственно в защищаемых помещениях устройствам для пенообразования.
Слайд 56
Этап 1. Получение смеси воды и пенообразователя.
Для получения смеси воды и пенообразователя в нужной концентрации применяются специальные дозирующие устройства.
Схема станции пенотушения с цистерной-дозатором.
1 – трубопровод подачи воды от водопожарной магистрали; 2 – цистерна-дозатор, 3 – трубопровод вытесняющей воды; 4 – наполнительный трубопровод; 5 – трубопровод пенообразователя, 6 – дозирующая диафрагма; 7 – трубопровод подачи эмульсии; 8 – сливной трубопровод; 9 – нормальная диафрагма.
Слайд 57
Этап 2. Получение пены.
Для получения пены разной кратности служат:
- ПНК – переносные и стационарные воздушно-пенные стволы;
ПСК и ПВК – пеногенераторы.
Воздушно-пенные стволы.
Устройство стационарного воздушно-пенного ствола показано на рисунке.
Проходя через сопло 1, эмульсия приобретает большую скорость, засчёт чего в камере смешения 3 падает давление и по воздухопроводу 2 подсасывается воздух из атмосферы. При перемешивании эмульсии с воздухом образуется пена, которая через диффузор 4 поступает в пенопровод 5.
Слайд 58
Этап 2. Получение пены (продолжение).
Пеногенераторы.
Устройство пеногенератора для получения пены средней кратности показано на рисунке.
Трубопровод или шланг с эмульсией присоединяется к пеногенератору с помощью соединительной головки 1. Эмульсия подаётся с большой скоростью через распылитель 2 и смешивается с подсасываемым воздухом в корпусе специальной формы 3. Пена образуется на двойной пенообразующей сетке 4 и с через насадку 5 направляется на очаг пожара.
Для получения пены высокой кратности используют пеногенераторы с принудительной подачей воздуха вентилятором на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя.
Слайд 59
Стационарная система поверхностного тушения пеной средней и низкой кратности.
Примером такой системы может служить палубная система танкера.
По трубопроводу 1 от станции пенотушения эмульсия поступает в магистраль 4. К магистрали присоединены комбинированные лафетные стволы 3 с производительностью не менее 50% от расчётной производительности системы. Расстояние между лафетными стволами по длине судна должно быть не более 75 % дальности полёта струи пены. На магистрали через 30 – 40 м устанавливаются разобщительные клапаны 7. Рядом с кормовыми стволами и на палубе перед каждым разобщительным клапаном расположены концевые пожарные клапаны 6 для присоединения пеногенераторов. Комбинированные стволы могут использоваться для получения водяной струи от пожарной магистрали 5, получающей воду от пожарных насосов по трубопроводу 2.
Слайд 60
II.3.5 СИСТЕМА УГЛЕКИСЛОТНОГО ТУШЕНИЯ
Назначение: подача жидкой углекислоты при тушении пожаров объёмным способом в машинно-котельных отделениях, помещениях дизель-генераторов, насосных отделениях и других помещениях.
При переходе углекислоты в газообразное состояние её объём увеличивается примерно в 450 раз. При заполнении помещения углекислым газом снижается концентрация кислорода, что приводит к прекращению горения, кроме того, происходит охлаждение зоны горения.
По давлению хранения жидкой углекислоты различают системы:
- низкого давления;
- высокого давления.
В системах высокого давления углекислота хранится в баллонах ёмкостью 40 л каждый под давлением 12,5 МПа и с коэффициентом заполнения 0,675 кг/л, располагаемых рядами и группируемых в батареи.
Слайд 61
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2018 года) – том 1, часть VI «Противопожарная защита», раздел 3 «Противопожарное оборудование и системы», п. 3.8 «Система углекислотного тушения».
- РД5Р.30.031-84 «Система углекислотного пожаротушения высокого давления. Правила и нормы проектирования».
Слайд 62
Наиболее общие требования:
- Требуемое количество углекислого газа определяется по формуле:
, кг;
где: V – расчётный объём защищаемого помещения, м3;
- коэффициент, определяющий степень заполнения помещения углекислым газом (для машинных отделений = 0,350,4, для помещений для перевозки транспортных средств = 0,45; для сухогрузных трюмов и прочих помещений = 0,3).
- Для машинных отделений должна обеспечиваться подача не менее 85% расчётного количества углекислого газа в течение не более 2 минут. Для других помещений – в течение не более 10 минут.
- Углекислый газ должен поступать в помещения через сопла, расположенные в верхней части помещений таким образом, чтобы обеспечивать равномерное распределение.
- Суммарная площадь проходных сечений коллекторов и распределительных трубопроводов должна быть постоянной по всему пути движения углекислоты (от клапанов баллонов до распылительных сопел) - для предотвращения изменения агрегатного состояния углекислоты.
Слайд 63
КОМПОНОВКА:
1 – батарея баллонов; 2 – пневмопривод открытия выпускных головок баллонов; 3 – сигнальный коллектор; 4 – баллоны сжатого воздуха; 5 – сигнальное очко, 6 – свисток; 7 – трубопровод ССВ; 8 – коллектор управления; 9 – соединительный трубопровод; 10 – сборный коллектор батареи; 11 – пусковой клапан; 12 – трубопровод продувки; 13 – распределительный коллектор; 14 – клапан «Открытие баллонов»; 15 – клапан «Открытие пусковых клапанов»; 16 – клапан подачи пускового воздуха.
Слайд 64
II.3.6 СИСТЕМА ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ
НАЗНАЧЕНИЕ:
подача инертных газов для тушения пожаров в трюмах сухогрузных судов и создания атмосферы, не поддерживающей горение, в грузовых отсеках танкеров.
В качестве инертных используются прошедшие обработку выхлопные газы ГЭУ и вспомогательных котлов, а так же газы, полученные при сжигании топлива в автономных генераторах газа.
Слайд 65
ТРЕБОВАНИЯ:
- Содержание кислорода в инертном газе должно быть минимально возможным и не превышать 5%.
- Производительность для машинных отделений должна обеспечивать защиту, равноценную системе углекислотного пожаротушения.
- Производительность для грузовых помещений должна обеспечивать заполнение 25% объёма помещения за 1 час.
- Устройство распределительного трубопровода и расположение выпускных сопел должно быть таким, чтобы обеспечить равномерное распределение инертного газа.
- Вводы трубопроводов инертного газа в сухогрузных трюмах должны располагаться в их нижней части, а в грузовых танках наливных судов – в их верхней части. При объёме помещения более 500 м3 должны быть предусмотрены 2 ввода в противоположных концах помещения.
- Давление в грузовых танках не должно превышать 24 кПа.
- Температура поступающего в помещение газа должна быть не более 65 0С для наливных судов и не более 50 0С – для сухогрузных судов.
Слайд 66
КОМПОНОВКА:
1 – датчик содержания кислорода; 2 – дымоход котла; 3 – клапан; 4 – скруббер; 5 – датчик температуры газов; 6 – патрубок приёма воздуха; 7 – вентилятор; 8 – палубный водяной затвор; 9, 10 – трубопроводы в грузовые танки; 12 – датчик расхода воды; 13, 15 – насосы подачи забортной воды.
Слайд 67
II.3.7 СИСТЕМА ОБЪЁМНОГО ХИМИЧЕСКОГО ТУШЕНИЯ
Назначение: тушение пожаров жидких и твёрдых горючих веществ и необесточенного электрооборудования путём подачи в защищаемые помещения легкоиспаряющихся огнетушащих жидкостей, действующих по принципу химического торможения реакции горения.
Огнетушащие жидкости:
- хладон 114В2 (С2F4Br2)
- хладон 13В1 (CBrF3)
- состав «3,5» (70% бромистого этила C2H5Br и 30% углекислоты СО2)
Слайд 68
ТРЕБОВАНИЯ:
- Требуемое количество огнетушащей жидкости определяют по формуле:
, кг;
где: V – расчётный объём наибольшего защищаемого помещения, м3;
q – удельный расход жидкости, кг/м3.
Для хладона 114В2 q = 0,2 кг/м3 (0,23 для помещений, в которых перевозится техника с топливом в баках), для хладона 13В1 q = 0,26 кг/м3 (0,31 для помещений, в которых перевозится техника с топливом в баках).
- Основное оборудование должно располагаться в специальном помещении - станции ОХТ, оборудованном тепловой изоляцией и вентиляцией, обеспечивающей 8 обменов в час. Температура на станции должна быть не менее 20 0С.
- На станции должно быть предусмотрено не менее 2 резервуаров с огнетушащей жидкостью, вместимость каждого из которых должна быть достаточной для хранения всего расчётного количества жидкости. Коэффициент заполнения резервуаров – не более 0,9. Давление в резервуарах составляет 0,81,0 МПа.
- Вытеснение огнетушащей жидкости из резервуара для хранения осуществляется: сжатым воздухом (для хладона 114В2), азотом (для хладона 13В1), углекислым газом (для состава «3,5»).
- Выпуск требуемого количества огнетушащего вещества в защищаемое помещение должен осуществляться не более чем за 20 с. При использовании местных автоматических установок – не более чем за 10 с.
Слайд 69
- На станции должно быть предусмотрено не менее 2 баллонов сжатого воздуха. Ёмкость каждого баллона и давление в нём должны обеспечивать однократный пуск расчётного количества огнетушащей жидкости в наибольшее по объёму защищаемое помещение.
- Скорость движения жидкости в трубопроводах не должна превышать 10-15 м/с.
- Количество распылителей определяется расчётом и должно быть не менее двух на помещение.
- Расположение распылителей в помещении должно обеспечивать равномерное распределение жидкости по всему объёму помещения. При высоте помещения более 5 м распылители следует располагать в несколько ярусов.
- Защищаемые помещения, в которых могут находиться люди, должны быть оборудованы звуковой и световой сигнализацией о пуске огнетушащей жидкости.
Слайд 70
КОМПОНОВКА:
1 — станция ОХТ, 2 — баллоны с огнетушащей жидкостью (114В2), 3 — предохранительные клапаны, 5 — клапан подвода сжатого воздуха в баллон, 6 — клапан выпуска огнетушащей жидкости в коллектор, 7 — предохранительный трубопровод, 8 — редукционный клапан (для снижения давления сжатого воздуха от 2,5 МПа до 0,8 МПа), 9 — запорный клапан, 10 — трубопровод от ССВ, 11 — клапан заполнения баллонов сжатым воздухом, 12 — клапан подачи сжатого воздуха из баллонов, 13 — предохранительные клапаны, 14 — баллоны сжатого воздуха, 15 — защищаемые помещения, 16 — коллектор, 17, 18 — клапаны подачи огнетушащей жидкости в помещения, 19 — распылители; 20 – наполнительный трубопровод.
Слайд 71
II.3.8 СИСТЕМА ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ:
тушение пожаров путём подачи в помещение сухих огнетушащих порошков.
Эффект поверхностного тушения:
- порошки общего назначения (на основе фосфата аммония);
- специальные порошки (на основе хлорида или карбоната натрия).
Данные порошки образуют на поверхности горючих веществ непроницаемый слой, изолирующий их от доступа кислорода.
Эффект объёмного тушения:
порошки на основе бикарбоната натрия (Na2CO3) и бикарбоната калия (K2CO3).
Данные порошки действуют по принципу химического торможения реакции горения (+ разбавление реагирующих веществ негорючими газами, образующимися при разложении порошка).
Слайд 72
ТРЕБОВАНИЯ:
- Транспортировка порошка по трубопроводам должна осуществляться газом-носителем, в качестве которого используется азот или другой инертный газ.
- В систему должны входить: станции с размещёнными на них резервуарами с порошком, баллонами с газом-носителем и распределительным коллектором; посты тушения; трубопроводы и арматура для пуска системы и подачи порошка к постам.
- Должен быть обеспечен дистанционный пуск системы с любого поста тушения. Система должна приводиться в действие не более чем за 30 с после открытия пускового баллона у наиболее удалённого поста тушения.
- Количество порошка в каждом резервуаре, размещённом на станции, определяется из условия обеспечения непрерывного действия с номинальным расходом в течение не менее 45 с всех ручных и лафетных стволов, работающих от данной станции.
- Количество газа-носителя должно обеспечивать однократный выпуск всего порошка из резервуара.
- Расход порошка на каждый ручной ствол должен быть не менее 3,5 кг/с, а длина струи порошка – не менее 8 м.
- Расход порошка через каждый лафетный ствол должен быть не менее 10 кг/с; максимальная зона действия стволов с подачей 10, 25 и 45 кг/с составляет соответственно 10, 30 и 40 м.
- Число ручных и лафетных стволов должно обеспечивать подачу порошка на любую часть палубы грузовых отсеков и грузового трубопровода от двух ручных стволов или от лафетного и ручного стволов. По крайней мере один лафетный или ручной ствол должен быть расположен в кормовой части палубы грузовых отсеков.
Слайд 73
- Станции должны размещаться за палубой грузовых отсеков. При длине палубы более 150 м одну из станций допускается размещать на ней.
- Система должна иметь не менее двух независимых станций. На судах-газовозах вместимостью грузовых отсеков менее 1000 м3 допускается иметь одну станцию.
- Каждый пост порошкового тушения должен состоять из баллонов для дистанционного пуска системы и либо из ручного ствола с рукавом длиной не более 33 м, либо лафетного ствола. Всё оборудование поста (кроме лафетного ствола) должно размещаться в водонепроницаемом шкафу.
- Степень заполнения резервуара порошком – не более 0,95.
- Трубопроводы и арматура системы не должны иметь резких сужений и расширений проходного сечения. Радиус изгиба порошкового трубопровода должен быть не менее 10 диаметров трубопровода.
- Площадь проходного сечения коллектора должна быть не менее суммарной площади сечения трубопроводов, подключаемых к нему для одновременной подачи порошка, или превышать её не более чем вдвое.
Слайд 74
КОМПОНОВКА:
1 — резервуар с порошком, 2 — шаровой кран, 3 — главный выпускной кран; 4 — управляющий клапан, 5 — предохранительные клапаны, 6 — кран ручного управления пуском системы, 7 — редукционный клапан, 8 — пост тушения, 9 — рукав с ручным стволом-пистолетом, 10 — пусковой баллон с азотом, 11, 16 - пусковые баллоны лафетного ствола, 12 — лафетный ствол, 13 — пусковой коллектор, 14 — шаровые краны подачи порошка к постам тушения, 15 — распределительный коллектор, 17 — пневмопривод открытия баллонов с азотом, 18 — баллоны с азотом.
Слайд 75
ТЕМА II.4
СИСТЕМЫ МИКРОКЛИМАТА
Слайд 76
II.4.1 СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ
Назначение: обеспечение требуемого качества и чистоты воздуха засчёт подачи в судовые помещения наружного воздуха и удаления отработанного (загрязнённого) воздуха из помещений.
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- «Правила классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства (последняя редакция 2018 года) – том 2, часть VIII «Системы и трубопроводы», раздел 12 «Системы вентиляции».
«Санитарные правила для морских судов СССР» (1982).
Воздухообмен в помещениях рассчитывает в соответствии с таблицей Санитарных правил, в которой содержатся кратность воздухообмена и минимальные нормы подачи воздуха для различных групп помещений. Кратность воздухообмена – это отношение объёма воздуха, поступающего в помещение в течение часа, к внутреннему объёму помещения.
Слайд 77
КЛАССИФИКАЦИЯ:
По способу побуждения к действию:
- системы естественной вентиляции
- системы искусственной (принудительной) вентиляции
- комбинированные системы
По способу осуществления воздухообмена:
- системы приточной вентиляции
- системы вытяжной вентиляции
- системы смешанной (приточно-вытяжной) вентиляции
По скорости движения воздуха в магитральных воздухопроводах:
низкоскоростная вентиляция – со скоростью (15¸17) м/с;
среднескоростная вентиляция – со скоростью (17¸22) м/с;
высокоскоростная вентиляция – со скоростью (22¸30) м/с.
Слайд 78
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ
ЖИЛЫХ И САНИТАРНО-БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1 – гальюн; 2 – умывальная; 3 – воздухозаборная решётка; 4 – душевая; 5 – раздевалка; 6 – кладовая; 7 – вытяжной воздухопровод; 8 – вентиляторная; 9, 20 – воздушная крышка; 10 – отводной воздухопровод; 11 – вытяжной вентилятор; 12 – вдувной вентилятор; 13 – фильтр; 14 – глушитель; 15 – приточная магистраль; 16 – приёмный воздухопровод; 18 – заслонка; 19 – отросток; 21 – каюта; 22 – поворотный воздухораспределитель.
Слайд 79
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ МАШИННОГО ОТДЛЕНИЯ
1 – сепараторы; 2 – заслонка; 3, 36 – воздухоприёмная решётка; 4, 27 – воздухораспределители; 5 – вытяжной вентилятор; 6 – подогреватель воздуха; 7, 11 – котлы; 8, 25, 26 – приточные воздухопроводы; 9 – вытяжная магистраль; 10, 29 – приточные отростки; 12 – выпускная решётка; 13 – кожух дымовой трубы; 14 – вентиляционное отверстие 15, 21 – выгородки; 16, 22 – воздухоприёмники; 18, 24 – вдувные вентиляторы; 19 – перегородка; 20 – световой люк; 23 – воздушная крышка; 28 – ГРЩ; 32 – ГД, 30 – ДГ; 31 – настил МО; 33 – платформа; 34 – приёмный вытяжной воздухопровод; 35 – второе дно.
Слайд 80
II.4.2 СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
Назначение: создание параметров микроклимата в судовых помещениях, наиболее благоприятных для человека и не зависящих от внешних метеорологических условий.
СКВ поддерживают на заданном уровне газовый состав, чистоту, температуру, относительную влажность и подвижность воздушной среды.
Слайд 81
СОВОКУПНОЕ ТЕПЛООЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЗОНЫ КОМФОРТА
Зоны комфорта для зимнего (а) и летнего (б) режимов:
1 — зона комфорта (хорошее самочувствие 75-90% людей);
2 — допустимая зона (хорошее самочувствие не менее чем у 50% людей).
Т.о., задача систем комфортного кондиционирования — поддержание параметров микроклимата судовых помещений в пределах зоны комфорта.
Слайд 82
ТРЕБОВАНИЯ:
- На судах I и II категорий СКВ должны оборудоваться: жилые, общественные и медицинские помещения, служебные помещения и ЦПУ, административные и хозяйственные помещения при наличии постоянных рабочих мест. На судах III и IV категорий СКВ предусматривается в случае их эксплуатации в I и II районах плавания.
Примечание: суда I категории – совершающие рейсы длительностью более 5 суток и с неограниченным районом плавания, II категории – совершающие рейсы длительностью от 1 до 5 суток с удалением от берега до 100 морских миль, III категории – совершающие рейсы длительностью до 24 часов и суда технического флота, IV категории – совершающие рейсы длительностью до 8 часов.
СКВ должны обеспечивать в помещениях микроклиматический режим в соответствии со значениями из таблиц «Санитарных правил».
Допускается применение рециркуляции воздуха только из тех помещений, в которых нет источников выделения вредных газов и запахов. Для рециркуляции в системах летнего и зимнего кондиционирования может быть использовано не более 30% от потребного количества воздуха. Во всех случаях СКВ с рециркуляцией должны обеспечивать концентрацию в помещениях СО2 не выше предельно-допустимой величины.
В жилых и общественных помещениях конструкции воздухораспределителей должны обеспечивать индивидуальное регулирование температуры воздуха не менее чем на 2 0С.
Слайд 83
КЛАССИФИКАЦИЯ:
По месту обработки воздуха:
- центральные — централизована выработка холода и обработка воздуха в центральном кондиционере;
- местные — централизована выработка холода, обработка воздуха происходит в местных кондиционерах в помещениях;
- местно-центральные — централизована выработка холода, обработка воздуха происходит частично в центральном кондиционере, дополнительно в каютных воздухораспределителях;
- автономные — выработка холода и обработка воздуха происходит в местных кондиционерах в помещениях.
По числу каналов подачи воздуха в помещения:
- одноканальные;
- двухканальные.
По наличию рециркуляции:
- без рециркуляции;
- с рециркуляцией.
По типу воздухораспределителей:
- с выпускными воздухораспределителями;
- с доводочными воздухораспределителями.
Слайд 84
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ СКВ
1. Одноканальная центральная СКВ с рециркуляцией и выпускными воздухораспределителями.
1 - воздухозаборник; 2 – фильтр; 3 – воздухопровод наружного воздуха;
4 – воздухоподогреватель 1-й ступени; 5 – камера смешения; 6 – вентилятор;
7 – воздухоохладитель; 8 – увлажнитель; 9 – воздухоподогреватель 2-й ступени;
10 – заслонка; 11 – глушитель воздушного шума; 12 – магистральный воздухопровод; 13 – коридор; 14 – каюты; 15 – выпускные воздухораспределители; 16 – жалюзийная решётка; 17 – воздухозаборник; 18 – трубопровод рециркуляции.
Слайд 85
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ СКВ
2. Одноканальная местно-центральная СКВ без рециркуляции с доводочными воздухораспределителями.
1 - воздухозаборник; 2 – фильтр; 3 – воздухопровод наружного воздуха;
4 – воздухоподогреватель; 6 – вентилятор; 7 – воздухоохладитель; 8 – увлажнитель; 10 – заслонка; 11 – глушитель воздушного шума; 12 – магистральный воздухопровод; 13 – коридор; 14 – каюты; 16 – жалюзийная решётка; 19 – выход отработанного воздуха в атмосферу; 20 – доводочные воздухораспределители.
Слайд 86
ТИПОВЫЕ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ СКВ
3. Двухканальная центральная СКВ с рециркляцией и доводочными воздухораспределителями-смесителями.
1 - воздухозаборник; 2 – фильтр; 3 – воздухопровод наружного воздуха;
4 – воздухоподогреватель 1-й ступени; 5 – камера смешения; 6 – вентилятор;
7 – воздухоохладитель; 8 – увлажнитель; 9 – воздухоподогреватель 2-й ступени;
10 – заслонка; 11 – глушитель воздушного шума; 13 – коридор; 14 – каюты; 16 – жалюзийная решётка; 17 – воздухозаборник; 18 – трубопровод рециркуляции; 21 – воздухораспределители-смесители; 22 – распределительная камера; 23 – канал I; 24 – канал II.
Слайд 87
ТЕМА II.5
САНИТАРНЫЕ СИСТЕМЫ
Слайд 88
НАЗНАЧЕНИЕ:
обеспечения экипажа и пассажиров судна питьевой и мытьевой водой и удаление загрязнённых вод.
Соответственно, выделяют:
системы бытового водоснабжения;
- сточные системы.
Слайд 89
II.5.1 СИСТЕМЫ БЫТОВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
Назначение: обеспечение физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых нужд членов экипажа и пассажиров судна путём подачи пресной воды.
В зависимости от подаваемой воды выделяют:
- системы питьевой пресной воды — для пищеблока, провизионных кладовых, медицинских помещений, умывальников;
системы мытьевой пресной воды — для душевых, ванн, прачечных и прочих хозяйственных нужд.
На современных судах применяется единая система пресной воды (вся вода питьевого качества).
Запасы пресной воды принимаются на суда с берега, а при большой автономности могут пополняться от оборудованной на судне станции приготовления пресной воды (СППВ) из забортной воды.
Слайд 90
ТРЕБОВАНИЯ:
Источник:
«Санитарные правила для морских судов СССР» (1982).
Основное требование к системам водоснабжения – создание условий для сохранения качества пресной воды, соответствующего требованиям государственного стандарта.
- Рекомендуется устройство единой системы водоснабжения пресной водой (питьевой и мытьевой). В этом случае качество всей пресной воды перед употреблением должно соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
- Запасы питьевой и мытьевой воды на судах и ёмкость цистерн для её хранения должны рассчитываться исходя из заданной автономности плавания, а так же минимальных норм водопотребления, приведённых в «Санитарных правилах».
При пополнении судовых запасов опреснённой и минерализованной водой, приготовленной на судне, ёмкости цистерн могут быть уменьшены, но должны обеспечивать хранение не менее 5-суточного запаса воды.
Вода, л.Минимальная норма на 1 человека в сутки на судах:
I категории.II категории.III категории.IV категории
Питьевая.50.40.20.10
Мытьевая.100.90.30.10
Слайд 91
- Питьевая вода хранится во вкладных цистернах. Хранение питьевой воды в корпусных цистернах не допускается. Цистерны не должны соприкасаться с цистернами для сточных вод, топлива, масла и других жидкостей. Нижняя часть цистерн выполняется с уклоном (для спуска осадка). Количество цистерн должно быть не менее двух.
- Мытьевая вода хранится во вкладных или корпусных цистернах (кроме цистерн двойного дна). Количество цистерн должно быть не менее двух.
- В единых системах пресной воды допускается до 60% всего запаса воды хранить в корпусных цистернах, остальное – только во вкладных.
- Цистерны оборудуются воздушными трубами с головками, предотвращающими попадание забортной воды, а так же устройствами для замера уровня, исключающими загрязнение воды.
- Цистерны должны быть удалены от источников тепловыделений и загрязнений.
- Трубопроводы питьевой и мытьевой воды не должны проходить через цистерны для других жидкостей, а трубопроводы других систем – через цистерны питьевой и мытьевой воды.
Слайд 93
II.5.2 СТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ
Назначение: сбор и удаление с судна фекальных и хозяйственно-бытовых вод, а также воды, попавшей на открытые палубы в результате волнения на море или осадков.
В зависимости от удаляемых вод выделяют:
- сточная (фановая) система — для сбора и удаления с судна фекальных вод из гальюнов и стоков из медицинских помещений (т. н. «чёрные» воды);
- система хозяйственно-бытовых вод — для сбора и удаления с судна вод из умывальников, душевых, ванн, прачечных, камбузов (т. н. «серые» воды, считающиеся менее опасными в эпидемиологическом отношении);
- система шпигатов – для удаления за борт с открытых палуб и надстроек воды, попавшей туда в результате волнения на море, атмосферных осадков, при мытье палуб, тушении пожаров и другим причинам.
Слайд 94
ТРЕБОВАНИЯ:
Источники:
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ);
- «Санитарные правила для морских судов СССР» (1982).
Основные требования:
- Запрещается сброс в море необработанных сточных вод на расстоянии менее 12 морских миль от берега и измельчённых и обеззараженных сточных вод на расстоянии менее 4 морских миль от берега. В разрешённых зонах сброс должен происходить постепенно при скорости судна не менее 4 уз. Сброс не ограничен при использовании специальной установки для обработки сточных вод, одобренной свидетельством Регистра.
Примечание: сброс хозяйственно-бытовых вод не регламентирован.
- Устройство любых сточных систем должно исключать возможность проникновения и распространения запахов в помещении.
Сточные системы должны иметь установку для очистки и обеззараживания сточных вод или устройства для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приёмные устройства.
- Установки для очистки и обеззараживания сточных вод должны обеспечивать следующую степень очистки: колииндекс не более 1000, количество взвешенных частиц не более 50 мг/л, биологическая потребность в кислороде в течение 5 суток (БПК5) 50 мг/л, количество остаточного хлора не более 5 мг/л.
Слайд 95
- На судах, оборудованных установками для очистки и обеззараживания, рекомендуется единая система сбора и обработки сточных (фекальных) и хозяйственно-бытовых вод.
- Для хранения сточных вод должна быть предусмотрена одна или несколько цистерн, объём которых должен быть достаточным для накопления вод исходя из времени нахождения судна в запрещённых для сброса зонах.
- Сборные цистерны изготавливаются из стали, внутренние поверхности должны обеспечивать лёгкую очистку. К цистернам должен быть подведён трубопровод пропаривания.
Сборные цистерны должны быть отделены коффердамами от цистерн пресной воды, помещений с пищевыми грузами, а так же жилых, медицинских, общественных и административно-хозяйственных помещений.
Минимальное расчётное количество сточных и хозяйственно-бытовых вод на одного человека в сутки должно приниматься в соответствии с таблицей «Санитарных правил»:
- Сточные трубопроводы не должны проходить через медицинские помещения, помещения пищеблока, кают-компании, провизионные кладовые и цистерны пресной воды.
Следует по возможности избегать прокладки сточных труб через жилые, общественные помещения и радиорубки.
Категории судов.Сточные воды.Хозяйственно-бытовые воды.Всего
I и II категории.50.150.200
III и IV категории.30.70.100
Слайд 96
Методы очистки сточных вод.
- Биологический;
- Электрохимический;
Физико-химический.
Биологический метод очистки заключается в создании оптимальных условий для деятельности бактерий, перереабатывающих вещества, содержащиеся в стоках, в безвредные для окружающей среды продукты – двуокись углерода и воду с неорганическими примесями.
Схема установки биологической очистки:
1 – поступающие стоки; 2 – цистерна сбора; 3 – насос-размельчитель; 4 – аэрационный танк; 7 – цистерна осаждения; 6 – лёгкие (неразложившиеся) частицы; 8 – тяжёлые частицы (шлам); 9 – накопительная цистерна; 10 – сброс очищенной и хлорированной воды за борт.
Слайд 97
СХЕМА ВАКУУМНОЙ СТОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1 – сборная цистерна; 2 – сантехнический прибор; 3 – труба с невозвратно-запорным клапаном, в которой создаётся вакуум; 4 – эжектор, создающий вакуум; 5 – клапан; 6 – насос, подающий рабочую среду эжектора (сточная вода из СЦ).
Достоинства: уменьшение количества промывочной жидкости; свобода компоновки системы; снижение массогабаритных показателей
Слайд 98
СХЕМА СИСТЕМЫ С ОБРАБОТКОЙ СТОЧНЫХ ВОД
Слайд 99
ТЕМА II.6
СИСТЕМЫ ОБЩЕСУДОВОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
Слайд 100
II.6.1 СИСТЕМА ГИДРАВЛИКИ
Назначение: обеспечение потребителей объёмной гидравлической энергией.
Судовые потребители:
- гидропривод запорно-регулирующей арматуры;
гидропривод палубных механизмов;
гидропривод погружных грузовых насосов на танкерах.
Требования.
РД5Р.5022-80 «Система гидравлики судовая. Правила и нормы проектирования».
Слайд 101
СХЕМА СИСТЕМЫ ГИДРАВЛИКИ
1 – НАУ; 2 – основной насос; 3 – резервный насос; 4 – пневмогидроаккумулятор; 5 – баллон сжатого воздуха; 6 – коллектор; 7 – бак рабочей жидкости; 8 – фильтр; 9 – охладитель; 10 – напорная магистраль; 11 – гидрораспределитель; 12 – сливная магистраль.
Слайд 102
II.6.2 СИСТЕМЫ СЖАТОГО ВОЗДУХА
Назначение: получение, хранение и подача потребителям воздуха требуемого давления.
В зависимости от давления выделяют:
- воздух низкого давления (ВНД) — давлением менее 1 МПа;
- воздух среднего давления (ВСД) — давлением от 1 МПа до 10 МПа;
воздух высокого давления (ВВД) — давлением более 10 МПа.
На надводных судах используется только воздух среднего и низкого давления.
ВСД – для пуска главного и вспомогательных дизелей, для пневмоприводов арматуры; для пневмогидроцистерн.
ВНД – для хозяйственных нужд, тифона, продувания различных систем.
Слайд 103
Требования.
Источники:
ОСТ5.5134-83 «Системы воздуха среднего и низкого давления. Правила и нормы проектирования»;
РДВ5Р.5111-83 «Системы воздуха высокого давления. Правила и нормы проектирования».
СХЕМА СИСТЕМЫ СЖАТОГО ВОЗДУХА