Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русская живопись XVIII века
Стоп
Слайд 2
XVIII век открывает новый период в истории русской культуры. Рубеж XVII-XVIII столетий завершил эпоху средневековья в России. Новая политика государства, возглавляемого Петром I, была направлена на европеизацию всех сторон жизни страны. Центром внимания искусства нового времени стал человек, его неповторимые облик и характер, его жизненная позиция. В этот период возникают ранее не распространенные в России виды изобразительного искусства, складываются художественные стили и направления, формируется система жанров. В 1730-е годы, когда на российский престол вступила императрица Анна Иоанновна, стремительный темп развития русской культуры замедляется. Деловитость, простота, внутренняя значительность искусства первой четверти XVIII века сменяются тяжеловесной декоративностью и грубоватой парадностью. В это время развертывается многогранная деятельность М.В. Ломоносова, открывается Московский университет (1755), а затем Санкт-Петербургская Императорская Академия художеств (1757). В искусстве господствует стиль барокко и в меньшей степени рококо. Начиная со второй половины XVIII века уровень отечественного искусства вполне сопоставим с европейским. Произведения, созданные в этот период крупнейшими русскими мастерами, не уступают лучшим творениям западных художников. В это время в Россию из Франции проникают идеи Просвещения, которые становятся философской базой классицизма - главенствующего стиля эпохи. Принципы классицизма легли в основу педагогической системы Академии художеств, сыгравшей важнейшую роль в развитии всей русской культуры второй половины XVIII века. Академия художеств стала первой в России школой высокого профессионального мастерства. Пристальный интерес к человеку закономерно привел к тому, что портрет стал главным жанром в искусстве XVIII столетия. Именно в портретной живописи российские художники (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский) достигли европейского уровня.
Назад
Слайд 3
Федор Степанович Рокотов
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Владимир Лукич Боровиковский
Назад
Слайд 4
Хронологическая таблица
Федор Степанович Рокотов (1732 – 1808)
Слайд 5
Дата.Событие
1735
1860
1763
1765
1767
Конец 1760-х
1770-е
1772
1780
1808.Родился в селе Воронцово Московской губернии в семье крепостных
князей Репниных
По «словесному приказанию» президента Академии художеств был
зачислен в Академию
Написал парадный «Портрет Екатерины II», который принес ему успех
Был удостоен звания академика
Переехал из Петербурга в Москву
Портрет В. И. Майкова
Написал портрет неизвестной в розовом платье
Портрет А. П. Струйской
Портреты В. Е. Новосильцовой и В. И. Суровцовой
Умер в Москве
Назад
Слайд 6
Портрет В. И. Майкова конец 1760-х, х. м. ГТГ
Изображен человек замкнутый, скрывающий эти качества под маской жизнелюба. Насыщенные и одновременно мягкие краски портрета образуют единство, подчиненное главной цели – передать реальный, полнокровный образ энергичного и насмешливого Майкова
Назад
Слайд 7
Портрет А. П. Струйской 1772, х. м. ГТГ
На бледном молодом лице
выделяются глаза:
ее взор такой же искренний,
как у ребенка. Но
в то же время душа этой
женщины остается загадочной
и таинственной
Назад
Слайд 8
Портрет В. И. Суровцовой 1780, х. м. ГРМ
Назад
Слайд 9
Хронологическая таблица
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)
Слайд 10
Дата.Событие
1735
1752
1758
1762
1768
1769
1770
1771 – 1788
1772 – 1776
1773
1776
1782
1783
1787
1788
1789
1793
1807
1812
1822.Родился в селе Маячка под Полтавой
Познакомился с Антроповым, работающим над росписями Андреевского собора в
Киеве
Переехал в Петербург. Учился у А. П. Антропова
Вместе с А. П. Антроповым в качестве подмастерья принимал участие в оформлении
коронации Екатерины II
Написал иконы для двух московских церквей
Получил звание «Назначенного» в академии за портрет исторического живописца Г. И.
Козлова и его жены
За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова удостоился звания академика
Преподавал в Академии художеств, руководил портретным классом
Исполнил серию портретов воспитанниц Смольного института
Портреты П. А. Демидова, Е. И. Нелидовой
Получил звание советника
Портреты Е. А. Бакуниной, Анны Давна – Бернуцци, Урсулы Мнишек
Портрет А. Д. (Агаши) Левицкой, дочери художника
Портрет великого князя Александра Павловича в Детстве
Оставил службу в Академии, руководил частной школой
Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
Вновь был назначен членом совета Академии художеств
Портрет П. Левицкого
Скончался в Петербурге
Назад
Слайд 11
Портрет П. А. Демидова 1773, х. м. ГТГ
Демидов представлен в полный рост на фоне
колонн и драпировок, как было принято на
парадных портретах. Однако атласный
халат и ночной колпак не соответствуют
этому жанру. Окружающая Демидова лейка,
цветы в горшках, луковицы растений
и книга по садоводству не случайные
предметы: вних заключена аллегория его
благотворительной деятельности. В глубине
картины изображено здание московского
Воспитательного дома, в организации
которого он участвовал
Назад
Слайд 12
Портрет Е. И. Нелидовой 1773, х. м. ГРМ
Назад
Слайд 13
Портрет Е. А. Бакуниной 1782, х. м. ГТГ
Назад
Слайд 14
Портрет Анны Давна – Бернуцци 1782, х. м. 82х67,5
Назад
Слайд 15
Портрет Урсулы Мнишек 1782, х. м. 72х57
Изображена преуспевающая молодая женщина.
Ясные, как бы светящиеся тона живописи
отвечают беззаботности двадцатидвухлетней
светской красавицы. Утонченность облика и
элегантность костюма Мнишек свидетельствуют
о ее вкусе и такте
Назад
Слайд 16
Портрет А. Д. (Агаши) Левицкой, дочери художника 1783, х. м. 123х90
Назад
Слайд 17
Портрет великого князя Алексея Павловича в детстве 1787, х. м. 60,5х50
Назад
Слайд 18
Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме 1789, х. м. 116,7х89
Назад
Слайд 19
Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия 1793, х. м. ГТГ
Левицкий представил императрицу стройной
и моложаво, несмотря на ее пятьдесят четыре
года, небольшой рост и полноту; за ней
колонны, драпировки, которые присущи
парадному портрету
Назад
Лекция
Стоп
Слайд 20
Хронологическая таблица
Владимир Лукич Боровиковский (1757– 1825)
Слайд 21
Дата.Событие
1757 24 июля
1774
1780-е
1786 – 1787
1788
1790-е
1790 – 1792
1792 – 1794
1795
1797
1798
1801 – 1802
1802
1803
1804 – 1811
1810-е
1813
1814 – 1815
1819 – 1824
1825.Родился в городе Миргород
Вступил в Миргородский полк
Вышел в отставку в чине поручика
Исполнил две картины для дворца, в котором останавливалась Екатерина
Великая во время путешествия в Тавриду
Жил в Петербурге
Портрет великой княжны Елены Павловны
Писал иконы для Борисоглебского собора в Торжке
Работал в мастерской австрийского живописца И. Б. Лампи
Удостоен звания академика живописи за портрет великого князя Константина
Павловича
Написал портрет М. И. Лопухиной
Портрет Е. Г. Темниковой
Портрет князя А. Б. Куракина
Советник петербургской Академии художеств. Портрет сестер А. Г. и В. Г.
Гагариных
Портрет Михаила Десницкого
Работал над образами для казанского собора в Петербурге
Картина «Святая Екатерина»
Портрет Д. А. Державиной
Писал иконы для покровской церкви в селе Романовка Черниговской губернии
Имел живописную частную школу
Скончался в Петербурге
Назад
Слайд 22
Портрет великой княжны Елены Павловны 1790-е, х. м. 72х57
Назад
Слайд 23
Портрет М. И. Лопухиной 1797, х. м. 72х53,5 ГТГ
Мечтательная поза, уединение героини и окружающий
ее пейзаж создают впечатление естественности,
непосредственности. Необычен фон картины: здесь
и лесные деревья, и колосья, и садовые цветы – розы
и лилии. Это не конкретный уголок природы, а
обобщенный ее образ, как и легкая грусть девушки – не
печаль по какому-то определенному поводу, а просто
мечтательное состояние души. Замечательны цветовые
сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной –
и березовые стволы и цветы лилии; голубой с золотом
шарф, опоясывающий стан героини, - и васильки среди
золотых колосьев; бледно розовая шаль – и такого же
оттенка розы на мраморной подставке, как бы
случайно оказавшиеся у нее под рукой
Назад
Лекция
Стоп
Слайд 24
Портрет Е. Г. Темниковой 1798, х. м. 71,5х58,5
Назад
Слайд 25
Портрет князя А. Б. Куракина 1801 – 1802, х. м. 259х175
Великолепно передана фактура
материалов: тяжелыми складками
ниспадает бархатная скатерть, сияет
золотая парча парадного одеяния князя,
блестят ордена и драгоценности, мягко
мерцает черный бархат мантии,
переливается муар орденских лент.
Лицо князя выдает не только истинного
вельможу и государственного деятеля,
но и представителя своей эпохи:
сквозь надменную снисходительность
и высокомерие проглядывают легкая
грусть и меланхолия, присущие
чувствительному герою
сентиментализма.
Назад
Слайд 26
Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных 1802, х. м. 75х69,2 ГТГ
Изображенные на условном пейзажном
Фоне девушки музицируют. Младшая
играет на гитаре, старшая готовиться петь
Назад
Слайд 27
Портрет Михаила Десницкого 1803, х. м. ГТГ
Назад
Слайд 28
«Святая Екатерина» 1810-е, х. м. ГТГ
Назад
Слайд 29
Портрет Д. А. Державиной 1813, х. м. ГТГ
Назад