Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Для того чтобы текст презентации адекватно отображался на вашем компьютере, установите шрифт «Прописи».
Презентация была озвучена в системе Windows 10, если у вас более ранние системы, озвучивать придется самим, читая конспект.
Приключения
шарика Шурика и насоса Самсона
Слайд 2
«6-ой лишний»
Назовите слова по картинкам и определите, какое слово лишнее. (2 варианта ответов)
Слайд 3
«6-ой лишний»
Назовите все предметы слева направо, а затем справа налево.
Слайд 6
Это шарик Шурик.
Включите музыку и спойте песенку шарика:
Шарик, шарик я воздушный!
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу,
Видно плохо был привязан.
Я лечу всё выше, выше,
И уже под самой крышей:
«Ша –шо – шу – ши – ше!»
Какой звук любит шарик Шурик?
Конечно, это звук [ш]!
Слайд 7
Это насос Самсон.
Включите музыку и спойте песенку насоса:
Жил был насос, жил был насос, Любил смеяться он до слёз!
Любил качать он колесо:
«Са – су – сы – сэ – со!»
Какой звук любит насос Самсон?
Конечно, это звук [с]!
Слайд 8
-Какие же звуки мы будем сравнивать?
-Щёлкните мышкой и проверьте свой ответ!
Звуки
[ш] - [с]
Слайд 9
Устно дайте фонетическую характеристику каждому звуку!
Ш
С
[с]
[с’]
[ш]
Слайд 10
Ответьте устно на вопросы.
Нажмите на кнопку
и проверьте ответ.
1. Какие звуки может обозначать буква Ш («Ша)?
2. Звук [ш] непарный по какому признаку?
Чтобы появился
следующий вопрос,
щелкните мышью!
3. Звук [ш] парный по какому признаку?
4. Какие звуки может обозначать буква С («эс»)?
5. Чем отличается звук [с] от звука [с’]?
6. Звук [с] парный по какому признаку?
Далее
Слайд 11
Проверьте ответы.
Чтобы вернуться
на предыдущий слад,
нажмите на кнопку
1. Буква Ш может обозначать только один звук [ш].
2. Звук [ш] непарный по твёрдости – мягкости.
Чтобы узнать
следующий ответ,
щёлкните мышью.
3. Звук [ш] парный по звонкости-глухости.
4. Буква С может обозначать звуки [с] и [с’].
5. Звук [с] твёрдый, а звук [с’] мягкий.
6. Звук [с] парный и по твёрдости – мягкости и по звонкости - глухости.
Слайд 12
На чистой странице в линию запишите дату. С левой стороны листа перерисуйте простым карандашом портрет шарика Шурика и обведите синей ручкой все буквы «ш », которые найдёте в его портрете!
С правой стороны листа простым карандашом перерисуйте портрет насоса Самсона, найдите в этом рисунке все буквы «с » и обведите их синей ручкой.
Слайд 13
Под картинками синей ручкой (почему?) запишите транскрипции любимых звуков этих героев и их фонетические характеристики.
Сравните звуки [ш] – [с]. Чем они похожи и чем отличаются? Чтобы ответить на вопрос о различии звуков, надо их произнести, глядя в зеркало.
Слайд 14
[ш]
[с]
..
..
..
..
..
..
..
ЗВУК
1 Гласный или согласный?
2 Твёрдый или мягкий?
Парный или непарный?
3 Звонкий или глухой?
Парный или непарный?
4 Губы
5 Язык
6 Воздушная струя
Щелкните мышью и проверьте, правильно ли всё сделали?
Слайд 15
Проверка.
[ш]
согл.
тв. непарн.
глух. парн. [ж]
овалом
вверх
тёплая
длительная
[с]
согл.
тв. парн. [с’]
глух. парн. [з]
улыбкой
вниз
холодная
длительная
губы
язык
воздушная
струя
Слайд 17
Читайте слоги строками: сначала слог шарика Шурика, одновременно поднимая округлые руки вверх, показывая форму шарика, и сразу же слог насоса Самсона, одновременно опуская руки вниз и качая воображаемый насос. Вам помогут стрелочки.
Затем щёлкайте мышью!
А теперь наоборот: читайте слог насоса, и сразу же слог шарика, сопровождая соответствующими движениями рук.
Потом щелкните мышью!
А сейчас читайте строки из 4-х слогов!
ша
шо
шу
ши
ше
са
со
су
сы
сэ
со
су
сы
сэ
са
шо
шу
ши
ше
ша
Слайд 18
Прочитай слоги без ошибок!
Сначала по столбикам.
Щёлкните мышью.
А теперь по строкам.
шас
шос
шус
шис
шес
саш
сош
суш
сыш
сэш
Почему подчёркнуты буквы в двух слогах?
Слайд 19
Прочитайте слоги без ошибок!
Сначала по столбикам.
Щёлкните мышью.
А теперь по строкам.
сша
сшо
сшу
сши
сше
шса
шсо
шсу
шсы
шсэ
Слайд 20
Игра «Наоборот».
Нажмите на кнопку звука, слушайте слоги и слова, меняйте звуки и говорите, что получилось, например: слышите слог ша - отвечаете са, слышите слово сутки - отвечаете шутки….
Слайд 21
Игра «Запиши слоги”
Слушайте слоги и записывайте их двумя цветами.
Какими?
Проверьте свой ответ – щёлкните мышкой.
Правильно, синей ручкой пишите буквы, обозначающие твёрдые согласные, а красной – буквы, обозначающие гласные.
Над буквой «ш» красной ручкой рисуйте овал (форма губ на звук [ш]), а над буквой «с» – улыбку!
Итак, щёлкайте мышью, слушайте, запоминайте и записывайте каждую цепочку слогов на новой строке!
Слайд 23
Игра “Сигнальщики!”
Встаньте ровно, руки на пояс и маршируйте, высоко поднимая колени. Старайтесь маршировать медленно, в одинаковом ритме. Закройте глаза, откройте рот и дотрагивайтесь языком то до верхней губы, то до нижней губы.
Слушайте слова. Если услышите звук [ш] – поднимайте округлые руки вверх, изображая шарик, а если услышите звук [с] – опускайте руки вниз и качайте воображаемый насос!
Нажмите на значок, слушайте и показывайте!
Слайд 25
Игра “Найди своё место!”
Слушайте слова, определяйте какой звук, [с] или [ш], есть в каждом слове и место, на котором он находится (считайте звуки по звуковой линейке).
Запишите на новой строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте их место в слове.
Каким цветом будете писать? Почему?
Итак, щёлкайте мышью, слушайте слова, определяйте звуки, записывайте их транскрипции и цифрой обозначайте их место!
Проверь свою запись.
Слайд 27
Игра «Три цвета»
Знаете ли вы, какие животные изображены на картинках.
Щелкните мышью по кнопке справа от картинки и проверьте свой ответ.
Пропойте слово и запишите на свободной строке простым карандашом
его транскрипцию. Слово, в котором есть звук [ш], пишите с левой
стороны, а слово со звуком [с], пишите с правой стороны, а хитрые
слова посередине.
Под транскрипцией запишите слово прописными строчными буквами.
Цвет букв должен отражать характеристики звуков. Поставьте ударение.
Отмечайте опасные места, где звуки и буквы не совпадают!
Проверь свою запись.
Слайд 29
Повторяйте скороговорку и играйте в «Ладушки»!
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И спешат, спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Слайд 30
Проговорите первое предложение этой скороговорки 3 раза с разной интонацией: 1-ый раз - с повествовательной, 2-ой раз - с вопросительной,
а 3-ий раз – с восклицательной.
1. Саша шустро сушит сушки.
2. Саша шустро сушит сушки?
3. Саша шустро сушит сушки!
Слайд 31
Проговаривайте часть скороговорки с разной силой голоса: сначала 1 тихо, затем 2 обычно, а потом 3 шёпотом и, наконец, 4 громко.
1 Саша шустро сушит сушки.
2 Саша шустро сушит сушки.
3 Саша шустро сушит сушки.
4 Саша шустро сушит сушки.
Слайд 32
Проговаривайте часть скороговорки с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчёркнутое слово.
Саша шустро сушит сушки?
Саша шустро сушит сушки?
Саша шустро сушит сушки?
Саша шустро сушит сушки?
Что значит владеть интонацией?
Слайд 33
Запишите, начиная с новой строки, эту скороговорку тремя цветами по памяти, опираясь на схему.
.
.
И
,
Проверь
свою
запись.
!
Слайд 34
Подведём итоги
Какие звуки сравнивали на занятии?
В чём их сходство?
В чём различие?
Какие задания легко было выполнять?
Какие задания были трудными?
Какие задания понравились?
Слайд 35
Спасибо за компанию!
Слайд 36
Игра “Найди место звука!”
Проверь свою запись!
[ш]-9, [с]-12, [ш]-13, [ с]-5- [ш]-8,
[ ш]–3-[с]-9, [ш]-1-[ш]-8,
[с]-1-[ш]-5-[с]-10, [с]-4-[ш]–7-[ш]–9.
Слайд 37
Игра «Три цвета»
Проверь, правильно ли ты всё сделал/а?
[л’ и с т а н о с]
[к л’ и п ш п р’ и н г’ и р]
клиппшпрингер
листонос
[ ш ы н ш ы л а]
[г а р н а с т а й’]
шиншилла
горностай
[ш ы р с т а к р ы л]
шерстокрыл
[п’ и с т р у ш к а]
пеструшка
Слайд 38
Проверь свою запись!
Саша шустро сушит сушки.
Саша высушил штук шесть.
И спешат, спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.