Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ибресинская средняя общеобразовательная школа №1»
Ибресинского района Чувашской Республики
Головной мозг –
главный командный пункт организма
Ибрина Татьяна Евгеньевна,
учитель биологии и химии
п. Ибреси, 2020г
Слайд 2
«Мозг-центр всех центров и главный орган ума» Гипократ
Слайд 3
«Мозг есть у всех,
просто не все разобрались с его инструкциями»
Хью Лори (британский актёр, сценарист, режиссёр)
Слайд 4
Цель урока:
Изучить строение и функции головного мозга.
Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Слайд 5
Расположение головного мозга
Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму. Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.
Слайд 6
Интересные факты о головном мозге:
Мозг человека потребляет энергии больше, чем другие отдельно взятые органы нашего тела.
На его долю приходиться около 20% кислорода, поступающего в легкие, хотя вес мозга составляет всего 2% от общей массы тела.
У мужчин мозг больше,
чем у женщин. Также
ученые обнаружили,
что мужской и женский
мозг по-разному реагирует
на болевые ощущения.
Слайд 7
Интересные факты о головном мозге:
В самом мозге нет болевых рецепторов
У трехлетнего ребенка нервных клеток в 3 раза
больше, чем у взрослого человека.
Мозг человека состоит на 75-80% из воды.
Нервные клетки головного мозга
восстанавливаются.
Без кислорода мозг человека живет
не более 6 минут
Слайд 8
Интересные факты о головном мозге:
Ежеминутно через сосуды мозга протекает 3/4 л крови, а общая длина всех сосудов полушарий составляет 560 км.
Слайд 9
Интересные факты о головном мозге:
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые. В головном мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций.
Слайд 10
Интересные факты о головном мозге:
Скорость нервных импульсов составляет около 90 м
в минуту.
Слайд 11
ЭКСПЕРТНЫЕ ГРУППЫ:
1 группа - продолговатый мозг
(красный (малиновый) стикер).
2 группа - средний мозг
(желтый (оранжевый) стикер).
3 группа - промежуточный мозг (зеленый стикер).
4 группа - мозжечок (синий стикер).
Слайд 12
Строение нервной системы
Нервная система
Центральная
нервная
система (ЦНС)
Периферическая
нервная система
Головной
мозг
Спинной
мозг
нервы
Нервные
узлы
Нервные
окончания
Слайд 13
Прочитайте статью «Отделы головного мозга», заполните схему
Слайд 14
зелёный магнит – «5»,
синий – «4»,
жёлтый – «3»,
красный – начните с чистого листа
Слайд 16
Найдите на рисунке изучаемый отдел головного мозга и подпишите его
Слайд 17
Отделы головного мозга
Слайд 18
Наблюдения.Обсуждение результатов.Отдел мозга
Сделать подряд несколько глотательных движений, что произошло после 3-4 раза..После 4 раза это становится невозможным, так как слюна (раздражитель) заканчивается..Продолговатый
Учитель дает задание ученикам, предлагает прочитать текст учебника. Как только они приступили к чтению, сильно хлопает в ладоши..Вздрагивает, пугается, поднимает голову или поворачивается в сторону учителя..Средний
Попробуйте дотронуться рукой до парты, оцените ее структуру и температуру..Парта прохладная, гладкая.Промежуточный
Один учащийся кладет на стол руку ладонью вверх. Его сосед должен удерживать руку, а затем неожиданно отпустить..Рука резко поднимается вверх, а затем останавливается.Мозжечок
Слайд 19
Наблюдения.Обсуждение результатов.Отдел мозга
1.Попадание в нос посторонних частиц, вирусов.Чихание.Продолговатый
2. Реакция человека на звук пожарной сирены или скорой помощи.Вздрагивание, испуг, ориентация.Средний
3. Пальцем отведенной руки коснутся кончика носа.Координация движения, цель достигнута.Мозжечок
4. Принять неустойчивое положение: руки соединить в замок, прижать к груди и сблизить локти, ноги поставить на одной линии: пятка – к носку, глаза закрыть (проба Ромберга).Сохранение устойчивости,
покачивание, нарушение
равновесия через время.Средний и мозжечок
5. Ученикам предлагается заняться своими делами: сесть и расслабиться или склониться над книгой или искать что-нибудь в портфеле. Затем неожиданно дается громкая команда «Замри». Испытуемые застывают в разных позах..Сохранение позы во время движения.Промежуточный мозг, средний, мозжечок
Слайд 20
Отделы и части головного мозга.Особенности строения.Функции
Продолговатый мозг.Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см, по форме он похож на опрокинутый усеченный конус
Серое вещество располагается отдельными скоплениями ядер.рефлексы кашля, чихания, жевания,
слезоотделения, рвоты,
Моргания, вдох и выдох
В ядрах располагаются центры, отвечающие за акт глотания, работу пищеварительных желез, регуляцию дыхания, деятельность сердца и сосудов.
Слайд 21
Отделы и части головного мозга.Особенности строения.Функции
Мост.Место, где располагаются нервные волокна.Проводят импульс в кору головного мозга, к мозжечку, продолговатому и спинному мозгу.
Слайд 22
Отделы и части головного мозга.Особенности строения.Функции
Средний мозг.отдел головного мозга, древний зрительный центр. Включен в ствол головного мозга..1. Двигательные функции.
2. Сенсорные функции (например зрение).
3. Регулировка актов жевания и глотания (продолжительности)
4. Обеспечения точных движений рук (например, при письме).
5. Обеспечивает рефлекторное изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света.
Слайд 23
Отделы и части головного мозга.Особенности строения.Функции
Промежуточный мозг..Проводит импульсы в коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи и органов чувств.
Отвечает за чувство жажды и голода, за поддержание постоянства внутренней среды, за работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы
Слайд 24
Отделы и части головного мозга.Особенности строения.Функции
Мозжечок.Состоит из полушарий и соединяющего их червя.
Поверхность имеет многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними – извилины. Это кора мозжечка..Принимает участие в координации движения, делая их точными и целенаправленными.
Обеспечивает равновесие тела
Слайд 25
Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга
Слайд 26
Определите отдел головного мозга:
осуществляет координацию движений;
б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания;
в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса;
г) регулирует мышечный тонус;
д) в этом отделе находятся жизненно важные центры ;
е) через этот отдел проходят слуховые пути;
ж) находятся центры жажды и голода ;
з) регулирует обмен веществ и энергии.
Слайд 27
Полушария
головного мозга
Мозжечок
Промежуточный
мозг
Средний мозг
Продолговатый
мозг
Мост
Слайд 28
Определите отдел головного мозга:
осуществляет координацию движений (мозжечок);
б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания
(продолговатый мозг)
в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса (средний);
г) регулирует мышечный тонус (средний);
д) в этом отделе находятся жизненно важные центры
(продолговатый);
е) через этот отдел проходят слуховые пути (средний);
ж) находятся центры жажды и голода (промежуточный);
з) регулирует обмен веществ и энергии (промежуточный).
Слайд 29
зелёный – понял все;
синий – понял все, но не знаю, как это применить в жизни;
желтый – ничего не понял,
красный – мне эта тема неинтересна.
Слайд 30
Домашнее задание:
Подготовить творческую работу (проект)
о больших полушариях головного мозга
Слайд 31
« Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нём»