Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Нравственные уроки жизни. Сказка А. Погорельского
«Чёрная курица, или Подземные жители»
Слайд 2
УРОК № 1
А. Погорельский.
Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»
Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили.
А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ
Слайд 3
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Образовательная:
познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу
погружения в сказку и выявить идею произведения.
2.Развивающая:
развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
3.Воспитательная:
воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки
Слайд 4
ЗАДАЧИ УРОКА:
учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;
2) способствовать формированию умений читать , комментировать и анализировать художественный текст;
3) обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного
4) учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
5) речевое самосовершенствование учащихся.
Слайд 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
беседа по вопросам,
выразительное чтение,
пересказ эпизодов,
словарная работа,
работа с текстом
Слайд 7
ХОД УРОКА
2. Вступительное слово учителя
1.Организационный момент
Слайд 9
3. Реализация образовательной цели
Краткое сообщение ученика о Погорельском
Слайд 10
Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) (1787-1836)
12.01.12
Слайд 12
Пересказ любимых эпизодов
Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.
Слайд 14
Беседа с ребятами по сказке
Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.
Слайд 15
4. Диагностика
Словарная работа
Пансион – закрытое учебное заведение.
Дортуары – спальные комнаты
Букли - кольца завитых волос, локоны
Тупей – старинная причёска – взбитый хохол на голове.
Вакации – каникулярное время
Шиньон - женская причёска, обычно из накладных волос
Салоп – широкое дамское пальто
Империал – золотая монета
Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади
Изразец – плитка из обожжённой глины, для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель
Бекеша – верхняя мужская одежда на меху, в талию и со сборками.
Слайд 16
Выборочное чтение
Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона
Слайд 17
5. Заключительный этап
Слайд 18
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов
Слайд 19
УРОК № 2
«Внутренний конфликт сказки Погорельского «Чёрная курица»
Слайд 20
ЗАДАЧИ УРОКА:
развивать творческие способности, речь уч-ся;
развивать умения анализировать текст;
закрепить навыки выразительного чтения;
формировать навыки устной монологической речи;
воспитывать у уч-ся трудолюбие, благородство, честность, умение преодолевать эгоизм, леность, душевную черствость, себялюбие.
Слайд 21
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Образовательная:
помочь уч-ся более точно и глубоко понять идею сказки,
выявить отношение автора к герою.
2.Развивающая:
развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
3.Воспитательная:
воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки
Слайд 22
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
беседа по вопросам
выразительное чтение
пересказ эпизодов
работа с текстом
словарная работа
Слайд 23
Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Слайд 24
3. Реализация образовательной цели.
Проверка домашнего задания.
Вопросник
Слайд 25
Назовите настоящие имя и фамилию Антония Погорельского
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ
12.01.12
Слайд 26
Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»?
12.01.12
Слайд 27
Исаакиевская площадь
12.01.12
Слайд 28
Монумент Петра I
12.01.12
Слайд 29
Адмиралтейство
12.01.12
Слайд 30
Конногвардейский манеж
12.01.12
Слайд 31
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни?
12.01.12
Слайд 32
Чтение книг
12.01.12
Слайд 33
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку
12.01.12
Слайд 34
Тринушка
12.01.12
Слайд 35
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке?
Дортуары
12.01.12
Слайд 36
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
Сорт груш
12.01.12
Слайд 37
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?
12.01.12
Слайд 38
Алёша разбудил рыцарей
12.01.12
Слайд 39
«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?
12.01.12
Слайд 40
Подсвечники
12.01.12
Слайд 41
Какие животные находились в королевском зверинце?
12.01.12
Слайд 42
Большие крысы, кроты, хорьки
12.01.12
Слайд 43
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?
Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
12.01.12
Слайд 44
«Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»
Это был разного рода мох
12.01.12
Слайд 45
4. Диагностика.
Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
Слайд 46
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ
– это противоречие, порождающее борьбу в душе героя.
Слайд 47
ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ СКАЗКИ ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА»
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Элементы сюжета.События сказки
«Чёрная курица»
1. ЭКСПОЗИЦИЯ.
Слайд 48
1.ЭКСПОЗИЦИЯ.Знакомство с Алёшей, рассказ о нём, его поступок по отношению к Чернушке, желание министра отблагодарить друга.
Слайд 49
2.ЗАВЯЗКА КОНФЛИКТА.Получение волшебного зерна в подарок и возможность не учиться и всё знать, при условии быть скромным и хранить тайну.
Слайд 50
3.РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ.Стыд Алёши за незаслуженную похвалу, изменение характера мальчика в худшую сторону, утрата скромности, потеря и обретение зерна, предупреждение Чернушки, Алёша не может измениться, угроза наказания.
Слайд 51
4.КУЛЬМИНАЦИЯ.Вопрос, который решает Алёша: предпочесть постыдную порку за упрямство и сохранить тайну Чернушки или избежать наказания и выдать чужую тайну?
Слайд 52
5. РАЗВЯЗКА.Алёша выбрал предательство - самый страшный из грехов, которые он успел совершить.
Слайд 53
6.ЭПИЛОГ.Алёша сильно болеет, понимая, что он совершил, и постепенно исправляется, так как страдания очищают душу. Он становится прежним и возвращает себе уважение учителей и одноклассников.
Слайд 54
Жизнь Алёши до получения им конопляного зёрнышка. Спасение Чернушки
12.01.12
Слайд 55
Учёба Алёши
12.01.12
Слайд 56
Пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство»
Слайд 57
Путешествие в подземное царство
12.01.12
Слайд 58
Алёша после получения
конопляного зёрнышка
12.01.12
Слайд 59
Предательство Алёши
12.01.12
Слайд 60
Раскаяние. Прощание с Чернушкой
12.01.12
Слайд 62
Выборочное чтение.
Чтение в лицах эпизодов, которые рассказывают о самых драматических событиях в жизни Алеши: о потере конопляного семечка и предательстве.
Слайд 63
5. Заключительный этап
Нравственные уроки жизни
Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
Надо быть строгим к себе.
12.01.12
Слайд 65
6. Домашнее задание
7. Подведение итогов
Заполните таблицу
«Истинные и ложные ценности»
Каким был Алёша до получения конопляного семечка?.Каким стал Алёша после получения конопляного семечка?
.
12.01.12