Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Способы размножения растений
Слайд 2
Цели и задачи учебного занятия
Цели:
Задачи:
Образовательная: углубить и систематизировать знания обучающихся о размножении растений, проверить их умение правильно определять способы размножения;
развивающая: продолжить формирование умений аргументировано излагать свою точку зрения.
Изучение способов размножения растений их разнообразие.
Формирование умений различать способы размножения.
Развитие навыков наблюдения.
Слайд 3
Свойства живой материи
РОСТ
РАЗВИТИЕ
?
Слайд 4
РОСТ
РАЗВИТИЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ
Слайд 5
РАЗМНОЖЕНИЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ – это …..
Слайд 6
РАЗМНОЖЕНИЕ
РАЗМНОЖЕНИЕ
– это свойство живых организмов, которое заключается в увеличении числа особей.
Слайд 9
РАЗМНОЖЕНИЕ
!!! Без образования
половых клеток
Бесполое размножение –
это процесс возникновения новых особей без участия половых клеток.
Слайд 11
Спорообразование
Споры — специализированные клетки живых организмов, служащие для размножения, расселения и сохранения организма при неблагоприятных условиях. Имеют защитную оболочку.
Слайд 13
Вегетативное размножение
Вегетативное размножение — образование новой особи из части материнского организма. Вегетативно размножаются как водоросли, так и высшие растения.
Слайд 14
Фрагментация
Фрагментацией
называют разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых регенерирует в новую особь . Такое размножение характерно для нитчатых и пластинчатых водорослей (обрывки нитей или части таллома), некоторых цветковых растений (например, элодея канадская).
Слайд 15
Деление кустов
Деление кустов.
Смородина, крыжовник, примулы, ревень хорошо размножаются частями кустов. Растение выкапывают, делят на части и высаживают отдельно друг от друга. Кусты обычно делят весной или во второй половине лета.
Слайд 16
Усы
Усы.
В сельскохозяйственной практике усами размножают клубнику и землянику. В узлах усов образуются боковые почки и придаточные корни. После засыхания междоузлий растения обособляются. В природе усами размножаются такие растения, как лютик ползучий, камнеломка отпрысковая.
Слайд 17
Отводки
Отводки – это участки побегов, которые специально прижимаются к земле, и присыпаются землей, а после развития придаточных корней отделяются от материнского растения. Для лучшего укоренения побег можно надрезать. Это нарушает отток питательных веществ и их скопление в месте надреза, что создает благоприятные условия для образования придаточных корней. Отводками размножаются крыжовник, смородина, виноград.
Слайд 18
Стеблевые
черенки
Стеблевой черенок представляет собой участок надземного побега. Стеблевыми черенками размножают виноград, смородину, крыжовник, декоративные виды спиреи, красный перец, баклажан и другие. Для размножения берут черенки длиной от 2-3 до 6-8 см, состоящих из одного междоузлия и двух узлов. Черенки высаживают в специальные парнички, а после укоренения – в открытый грунт.
Слайд 19
Прививка (или трансплантация)
Прививка (или трансплантация) – искусственное сращивание части (черенка, почки) одного растения с побегом другого. Черенок или почка с прилегающим к ней участком коры и древесины (глазок), привитые на другое растение, называют привоем. Подвой – растение или его часть, на котором осуществлена прививка. Прививка позволяет использовать корневую систему подвоя для сохранения или размножения определенного сорта, замены сорта, получения новых сортов, ускорения плодоношения, получения морозоустойчивых растений, ремонта или омоложения старых взрослых деревьев.
Слайд 20
Прививка
в расщеп
Прививка в расщеп или в полурасщеп.
Применяют в том случае, если привой тоньше подвоя. Поперечный срез подвоя полностью или частично разделяют и вставляют в него привой, косо срезанный с двух сторон.
Слайд 21
Прививка
под кору
Прививка под кору.
Привой также тоньше подвоя. На подвое делают горизонтальный срез под стеблевым узлом, кору надрезают в вертикальном направлении и осторожно отворачивают ее края. На привое делают срез в виде полуконуса, вставляют его под кору, зажимают отворотами коры и обвязывают.
Слайд 22
Копулировка
Копулировка.
Применяется в том случае, если привой и подвой имеют одинаковую толщину. На привое и подвое делают косые срезы и совмещают их, обеспечив плотность соединения.
Слайд 23
Окулировка
Окулировка.
Прививка почки-глазка. На подвое делается Т-образный разрез, края коры отгибаются, и за кору вставляют почку с небольшим участком древесины и плотно забинтовывают.
Слайд 24
Половое размножение
!!! С образованием
половых клеток
Половое размножение-процесс, при котором новый организм развивается из зиготы, образующейся в результате слияния половых клеток-гамет.
Слайд 25
Половое размножение
Половое размножение связано с образованием растениями особого типа клеток – гамет. Растение, на котором происходит образование гамет, называют гаметофитом.
Процесс формирования гамет называют гаметогенезом.
Он происходит в особых органах – гаметангиях.
Слайд 26
Половое размножение
У растений встречаются три типа полового размножения : изогамия,
гетерогамия и оогамия.
Слайд 27
Изогамия
Изогамия. При изогамии гаметы морфологически сходны между собой, то есть одинаковы по форме и размерам, но физиологически они разнокачественны. Данный половой процесс характерен для многих водорослей и некоторых грибов ( наиболее примитивный тип полового размножения). Изогамия происходит только в воде, для передвижения в которой гаметы снабжены жгутиками. Они очень похожи на зооспоры, но имеют меньшие размеры.
Слайд 28
Гетерогамия
Гетерогамия. При гетерогамии происходит слияние подвижных половых клеток, сходных по форме, но различающихся размерами. Женская гамета в несколько раз больше мужской и менее подвижна. Гетерогамия характерна для тех же групп организмов, что и изогамия, и также происходит в воде.
Слайд 29
Оогамия
Оогамия. Характерна для некоторых водорослей и всех высших растений. Женская гамета – яйцеклетка – крупная и неподвижная. У низших растений образуется в одноклеточных гаметангиях – оогониях, у высших растений (исключая покрытосеменные) – в многоклеточных архегониях. Мужская гамета (сперматозоид) мала и подвижна, образуется у грибов и водорослей в одноклеточных, а у высших растений (исключая покрытосеменные) – в многоклеточных гаметангиях – антеридиях.
Слайд 30
Чередование
поколений
В жизненном цикле растений чередуются два поколения: спорофит и гаметофит.
Гаметофит — гаплоидная стадия (имеет одинарный набор хромосом n)
Спорофит — диплоидная стадия (имеет двойной набор хромосом 2n) )
Иногда спорофит называют бесполым поколением, так как он образует споры; а гаметофит — половым поколением, так как он образует половые клетки (гаметы).
Слайд 31
Чем споры отличаются от гамет?
Споры — одноклеточные образования, из которых развивается самостоятельный организм без слияния спор друг с другом.
Гаметы (половые клетки) — образуют многоклеточный организм, сливаясь друг с другом. Этот процесс называется оплодотворением, в результате образуется зигота — первая клетка нового организма
В жизненном цикле растений имеются две стадии: спорофит и гаметофит:
спорофит делает споры (путем мейоза);
спора прорастает в гаметофит (заросток*);
гаметофит делает** гаметы (путем митоза);
после оплодотворения получается зигота, из которой вырастает спорофит.
Слайд 32
Сравнение бесполого и полового размножения
Бесполое размножение.Половое размножение
Участвует одна родительская особь.Участвуют две родительские особи
Гаметы не образуются.Образуются половые клетки — гаметы
Оплодотворение отсутствует.Гаметы сливаются — происходит процесс оплодотворения
Потомки являются копиями родительской особи.Потомки не являются точными копиями родительских особей
Приводит к быстрому увеличению числа организмов.Приводит к менее быстрому росту числа организмов
Слайд 33
Закрепление
Какое размножение называют половым?
Процесс образования гамет называют ………
В чем преимущества полового размножения (кратко)?
Какие 2 жизненные стадии растений вы знаете, дайте им определение.
Допишите предложения
-споры образуются путем………….
-гаметы образуются путем…………
Какой набор хромосом у зиготы и спорофита?
Какой набор хромосом у спор, гамет и гаметофита?
Слайд 34
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
Слайд 35
Оцените свою работу на уроке
Я доволен своей работой на уроке!
На уроке я работал неплохо!
На уроке мне было трудно!