Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тип Моллюски
« Улитка ,улитка высунь рога, дам тебе хлеба, кусок пирога» Зачем улитке рога ? Для чего ей необходима раковина?
Слайд 2
вы узнаете ,кто такие моллюски?;
- каковы особенности их строения и жизнедеятельности?
- как приспособлены они к водной и наземной среде обитания
- научитесь понимать и объяснять взаимосвязь строения различных моллюсков с их поведением и значением в природе и в жизни человека.
Слайд 4
КЛАСС БРЮХОНОГИЕ. МОРСКИЕ МОЛЛЮСКИ
Брюхоногие — самый большой класс моллюсков, в котором около 90 тысяч видов. Большинство из них живет в морях и
отличается красотой раковин.
Тихоокеанская изумрудная неритида
Конус
Слайд 5
КЛАСС БРЮХОНОГИЕ. НАЗЕМНЫЕ МОЛЛЮСКИ Среди наземных брюхоногих моллюсков различают две группы: это улитки, имеющие раковину, и слизни, у которых раковины нет. У некоторых слизней остаток раковины скрыт под кожей и снаружи не виден.
Слизень
Виноградная улитка
Слайд 6
Класс Двустворчатые
(их около 20 тысяч видов) живут в морских и пресных водах. Другое их название — пластинчатожаберные. У них перистые жабры срастаются в двухслойные решетчатые пластины, расположенные в мантийной полости. Устрицы, мидии и гребешки съедобны. Беззубки.
Мидии
Устрица
Слайд 7
Головоногие (каракатицы, осьминоги, кальмары) — стремительные морские хищники, обладающие зрением и сложным поведением. Они плавают реактивным способом, с силой выбрасывая воду из воронки, способны менять окраску кожи. Из современных головоногих наружная раковина есть лишь у наутилусов. У кальмаров от раковины осталась только узкая пластинка, у каракатиц чаще всего есть внутренняя раковина, у многих осьминогов раковина совсем исчезла.
Осьминог
Осьминог
Каракатица
кальмар
Наутилус
Слайд 9
Приспособления для питания у моллюсков
Многие брюхоногие соскребают радулой с камней водоросли и цианобактерии. Двустворчатые питаются в основном микроскопическими организмами, отфильтровывая их из воды. Среди моллюсков есть растительноядные, хищники и паразиты.
Корабельный червь — видоизмененный двустворчатый моллюск. Он и 70 видов его родственников используют древесину не только как убежище, но и как пищу. Маленькие створки он использует как челюсти.
Корабельный червь
Слайд 10
Составьте характеристику представителей разных классов. Признаки для сравнения.
Места обитания
Раковина
Деление тела на отделы
Образ жизни
Органы и способ передвижения
Способ добывания пищи,вид пищи
Дыхание
Работаем в группе 1-2 мин.!!!!!
Слайд 11
Внешнее строение моллюсков общие признаки
1) Тело не делится на сегменты.
2) Имеется 3 отдела: голова, нога, туловище.
3) Наличие кожной складки-мантии.
4) Наличие мантийной полости.
5) Наличие раковины
Слайд 12
Чем моллюски отличаются то других животных и какие признаки лежат в основе деления их на классы?
Какой вывод можно сделать изучив внешнее строение моллюсков?
Слайд 13
Очень своеобразны моллюски по своему внутреннему строению и процессам жизнедеятельности. Вспомним какие системы внутренних органов имеются у животных.
См. работа с учебником стр134-135
2-3 мин
Заполнить таблицу в тетради и у доски !
Пищеварительная система.
Кровеносная система.
Дыхательная система
Выделительная система
Нервная система
Органы чувств.
Размножение
Слайд 14
Внутреннее строение моллюсков
Пищеварительная система- Беззубки.
Слайд 15
Кровеносная система
Незамкнутая Кровь(красная,бесцветная,голубая)
Слайд 16
Внутреннее строение - прудовика
Слайд 17
Дыхание- Беззубки
Слайд 18
Нервная система - Беззубки
разбросанно-узлового типа
Слайд 19
Половая система
Головоногих
Раздельнополые
Слайд 20
Внутреннее строение общие признаки
1) Уменьшена вторичная полость тела.
2) Наличие паренхимы.
3) появляются железы (ферменты).
4) Кровеносная система незамкнутая: есть сердце: предсердие, желудочек; сосуды: вены, артерии; кровь: артериальная, венозная.
5) Органы дыхания – жабры или легкие.
6) Орган выделения –-почки
7. Нервная система -. разбросанно-узлового типа.
8) Раздельнополые или гермафродиты.
Слайд 21
СООТНЕСИТЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ( ЛЕВАЯ КОЛОНКА) с соответствующими им функциями (ПРАВАЯ КОЛОНКА) при помощи стрелок или чисел.
НЕРВНАЯ 1 УДАЛЕНИЕ ЖИДКИХ ПРОДУКТОВ распада
КРОВЕНОСНАЯ 2 ГАЗООБМЕН МЕЖДУ ОРГАНИЗМОМ ИСРЕДОЙ
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ 3. ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ
ДЫХАТЕЛЬНАЯ 4. СВЯЗЬ ОРГАНИЗМА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ 5. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОТОМСТВА
ПОЛОВАЯ 6 СНАБЖЕНИЕ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ КИСЛОРОДОМ И И
ПИТАТЕЛЬНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
Слайд 23
КЛЮЧ к ТЕСТУ № 1
1- раковина
2- известь
3.- устье
4- мантия
5- мускульной ноги
6 – глаза
7- присоски
8 – терки
9 – фильтраторы
10 – мускулы –замыкатели
11- мантийная полость
12- вводной сифон
13-выводной сифон
14 – легких
15 - жабр
16- почки
17 –нервных узлов
18 –сердце
19 – глаза
20 – личинка (глохидий)
10-9 - «5»
8-6 - «4»
5-4 - «3»
3-0 - «2»
Слайд 24
«Таинственные существа»
Слайд 25
Урок № 2 Многообразие и значение моллюсков
Класс Брюхоногие:
Представители – черноморская рамена, виноградная улитка, слизни.
Особенности:
- спирально-закрученная раковина,
- мускулистый язык-терка,
- сердце 2-х камерное.
Класс Двустворчатые:
Представители – мидии, беззубки, перловицы, устрицы.
Особенности:
– отсутствие головы,
- раковина двустворчатая,
- способ питания – фильтрация (сифон),
- органы дыхания – жабры,
- сердце 3-х камерное,
- в основном раздельнополые.
Класс Головоногие:
Представители – осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.
Особенности:
– нет раковины, (
- тело делится: голова, щупальца, воронка;
- органы дыхания – жабры;
- сердце 3-х камерное;
- хорошо развиты органы чувств; - сложно устроена нервная систем
Слайд 26
Заполните таблицу «Значение моллюсков»
Название моллюска.Роль в природе.Хозяйственное
Значение
1.Рапана..
2.Виноградная
улитка..
3.Слизень..
4.Мидии..
5.Устрицы..
6.Жемчужница..
7.Карабельный
червь..
Слайд 27
Значение моллюсков
1) Питание для человека;
2) Корм для животных;
3) Фильтрация воды;
4) Украшение для человека;
5) Вредители сельского хозяйства.
Знаете ли вы…
… что в России 15 видов моллюсков находятся на грани исчезновения. Все они внесены в Красную книгу и охраняются законом.
…что ежегодно в мире добывают от 1,5 до 5 млн т съедобных моллюсков.
Дайте общую характеристику типа « Моллюски» срт.143.
Слайд 28
Общие признаки моллюсков
) Несегментированные животные;
2) Тело делится на голову, туловище, ногу;
3)Наличие мантии, мантийной полости;
4) Наличие раковины;
5) Усложнена кровеносная и пищеварительная система;
Слайд 29
Домашнее задание
стр.134-143. вопросы Подготовить сообщение о «МОЛЛЮСКАХ»,составить опорный конспект.
Подведение итогов урока.
Слайд 30
Спасибо за работу на уроке!
Урок закончен!