Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МОУ ИРМО»Никольская СОШ»
Урок
«Русский народный костюм» 5 класс
Учитель изобразительного искусства: Бетрозова Ирина Петровна
Слайд 2
Цель: изучить народную культуру России Задачи: 1. Познакомиться с традиционной культурой и искусством России;
2.Дать представление о русском национальном костюме; 3. Создать эскизы русских национальных костюмов.
Слайд 3
Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. От отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями.
Слайд 4
Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры.
Траурная
Будничная
Свадебная или
венчальная
Праздничная
Слайд 5
Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Слайд 6
Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.
Слайд 7
. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.
Слайд 8
Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани).
Слайд 9
. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлок.
Слайд 10
Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.
Слайд 11
В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим - украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу).
Женская рубаха шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой
Слайд 12
Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. Наиболее распространенные элементы орнаментов: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
Слайд 13
Современные исследователи различают два основных комплекта женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой . Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма.
Слайд 14
Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Она надевалась особым способом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником (запоном). Поневу обшивали лентами и тесьмой. Такой костюм носили в Тамбовской губернии. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой (ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, древа жизни). По праздникам поверх поневы или запона надевали богатую одежду – навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой.
Слайд 15
Верхняя одежда
Верхней женской одеждой была запона - накладная накидка типа нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.
Слайд 16
Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды.
Слайд 17
Праздничный сарафан
Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Повседневные сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.
Слайд 18
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.
Слайд 19
Она шила, красна девица, Все по плису и по бархату, По узорной красной ленточке, Она шила, красна девица, Все приданое немалое.
Слайд 20
Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор.
Слайд 21
Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.
Слайд 22
Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.
Слайд 23
Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи.
Слайд 24
Практическая работа.
Задания на выбор
-Создание куклы в русском народном костюме по шаблону
-Расскрашивание куклы в русском народном костюме
Слайд 30
Сегодня мы будем расписывать: девочки – сарафаны, а мальчики- рубашки.
Работать будем цветными карандашами.
Придумайте каждый свой орнамент, чтобы у вас была одежда яркая, красивая, нарядная. А потом подарим свои сарафаны и рубашки нашим куклам.
(Пальчиковая гимнастика)
Работа детей.