Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Социально-экономические методы в организации социальной работы в учреждениях социальной защиты
Слайд 2
В ст. 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Следовательно, в российском государстве, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна способствовать удовлетворению материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека.
Слайд 3
Основным критерием социально ориентированной экономики должны стать стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.
Основные принципы соединяют в себе основополагающие правила, нормы и положения, согласно которым строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее место в макроэкономике государства; они сформулированы в соответствии с требованиями экономических законов и закономерностей развития социального государства, независимо от состояния его экономики в данный период.
Слайд 4
Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.
Слайд 5
Принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности предусматривает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.
Слайд 6
Принцип экономической справедливости предусматривает экономическую защиту как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью.
Социально-экономическая справедливость — это не абсолютная «уравниловка», а прежде всего справедливая цена труда, справедливый доход мелкого производителя, приближение минимальной заработной платы к средней, блокирование излишеств в заработках руководства предприятий государственной формы собственности, персонал которых находится на грани нищеты, недопущение чрезмерных ведомственных перекосов в привилегированных сферах деятельности, введение директивна поддерживаемого соотношения размеров оплаты труда между бюджетной сферой и остальным народным хозяйством.
Слайд 7
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения обусловлен специфическими российскими социально-экономическими условиями и российским менталитетом, сформировавшимся под влиянием этих условий — во многих развитых социальных системах существует совсем другое соотношение между государственными и общественными приоритетами.
Слайд 8
Согласно указанному принципу в нашей стране именно государство является главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:
• постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;
• система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка бедных и стимуляция благотворителей).
Слайд 9
Принцип экономической самостоятельности местных органов основан на разграничении экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Чтобы поддержать социально слабые слои населения, местные органы социальной защиты населения должны оставлять у себя не менее 70—75% всей суммы собранных на территории налогов и практически все суммы налогов от малых предпринимательских структур, а также иметь право самостоятельно (под контролем местной общественности) ими распоряжаться.
Слайд 10
Рассмотренные нами принципы являются основой системы социальной защиты населения, пронизывающей все уровни государства — от федерального до местного, — и направлены на сохранение оптимального соотношения между сферами производства и потребления. На основе этих принципов действует механизм социальной защиты населения (в виде социально-экономических методов, используемых в технологии социальной поддержки населения).
Слайд 11
В технологии социальной поддержки социально-экономические методы — это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальной целью является обеспечение единства интересов общества, групп и отдельных личностей.
Экономические методы социальной работы — важная часть механизма социальной поддержки, ибо они, с одной стороны, побуждают личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, а с другой стороны, оказывают человеку (семье, группе) конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризиса.
Слайд 12
К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.
1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь являются законодательное установление МРОТ и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов, используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов — это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического повышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.
Слайд 13
3. Компенсация расходов, которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов — это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:
катастрофами природного или антропогенного характера;
затратами в связи с рождением детей;
уходом за инвалидами.
В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемым законодательно. Существуют также системы пособий, которые выплачиваются безработным и детям.
Слайд 14
Это чаще всего:
— дети (до 16 и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а так же сироты, находящиеся под опекой (попечительством) и де< ти, чьи родители лишены родительских прав; — женщины беременные и имеющие детей до 1,5 лет; — больные сахарным диабетом; — одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста; — трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами до 16 лет, престарелыми гражданами старик 80 лет.
Слайд 15
Положение определяет конкретные виды помощи:
• денежная помощь:
— условие компенсационных выплат на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;
— компенсации отдельным категориям граждан;
— дотации на лечение;- помощь при экстремальных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.).
• натуральная помощь:
— в виде продуктов питания и предметов первой необходимости;
— гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;
— бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.
— выдача талонов на бесплатное питание, доставки горячих обедов или продуктов на дом.
Слайд 16
• помощь в виде услуг и льгот:
— прикрепление к магазину по продаже продуктов питания, одежды, обуви и др. предметов первой необходимости по социальным ценам;
— предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;
— зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов ветеранов войны и труда;
— выделение путевок в пансионаты, дома отдыха, центры «Забота» и т.д.