Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19 века
Слайд 2
оглавление
1. Положение в деревне.
2. Развитие промышленности.
3. Города.
4. Транспорт и торговля.
5. Реформа Е. Ф. Канкрина.
Слайд 3
1. Положение в деревне.
Одной из ключевых проблем царствования Николая I был крестьянский вопрос.
Задача: ограничение действия крепостного права.
1841 г. - была запрещена продажа крепостных в розницу;
1843 г. - запрещалось покупать крестьян безземельным дворянам;
1847 г. - крестьяне имели право выкупаться на волю с землёй при продаже имения помещика за долги;
1848 г. - крестьянам всех категорий было разрешено приобретать недвижимость.
Слайд 4
1. Положение в деревне.
На протяжении всего правления Николая I работали секретные комитеты по крестьянскому вопросу, которые пытались разработать меры по облекчению положения крестьян и подготовить к будушей отмене крепосного права, они занимались «улучшением быта» крестьян.
Впервые была начата программа масового крестьянского образовани, увиличелось число крестьянских школ в стране.
Слайд 5
2. Развитие промышленности.
В 1830—1840-е гг. в России начался промышленный переворот, который завершился в 1870—1880-е гг. Предпосылки промышленного переворота в России.
технический прогресс (появлением паровой тяги, новых механизмов);
формирование рынка вольнонаёмной рабочей силы в связи с сокращением количества крепостных;
первоначальное накопление капитала, позволившее строить крупные заводы.
Слайд 6
2. Развитие промышленности.
1828г. - Мануфактурный совет.
Особенности промышленного переворота в России.
начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков, что обусловило его медленные темпы.
не все отрасли промышленности в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом.
Слайд 7
3. Города.
Промышленный переворот оказал огромное влияние на рост городов.
В эпоху правления Николая 1 из опорных пунктов и военных укреплений возникли такие города, как Кисловодск, Пятигорск, Новоросийск, Анапа, Чита, Николаевск на -Амуре.
Слайд 8
Города
Начавшийся промышленый переворот привел к возниковению в России фабричных центров. Многие из них не облодали правами городов, но фактически являлись ими.
Были внесены изминения в формирование органов самоуправления.
Слайд 9
4. Транспорт и торговля.
Основная проблема тормажения капитолистического развития России- недостаточное развитие транспорта и путей сообщения.
летом-речные пути
зимой санные
В 1837 г. в России появилась первая железная дорога: Петербург — Царское Село.
В 1851 г. была построена дорога Петербург — Москва (Николаевская железная дорога).
В 1842 г. был образован специальный Департамент железных дорог.
Слайд 11
4. Транспорт и торговля.
Активное строительство шоссейных дорог.
1820 г. - Главное управление путей сообщения.
Основным направлением внешней торговли оставалась торговля с европейскими странами. Ведущим торговым партнером России была Англия
На азиатском направлении велась приграничная торговля с Китаем
Слайд 12
5. Реформа Е. Ф. Канкрина.
В 1839—1843 гг. под руководством министра финансов графа Е. Ф. Канкрина была проведена денежная реформа с целью укрепить позиции российской денежной системы.
обесценившиеся ассигнации были заменены кредитными билетами, которые правительство обменивало на серебро по строго установленному курсу.
Во внешней торговле главным средством платежа стал серебряный рубль, все внешние сделки исчислялись в серебре.
Слайд 13
денежная реформа
С 1830-1840 г развивались товаро-денежные отношения, но в России преобладало натуральное хозяйство. Объем покупаемых предметов был небольшой , поэтому деньги требовались в небольших количествах.
В условиях неразвитого рынка и путей сообщения цены на продукты были низкими, а промышленные товары импортными. Покупать их могли чиновники, купцы, военные.
Поэтому денежная реформа помогла снизить инфляцию, стабилизировать финансовую систему России.
Слайд 14
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Во второй четверти XIX в. в Российской империи продолжались процессы, связанные с промышленным переворотом, но они происходили в условиях сохранения крепостного права и сословных различий, что обусловило отставание России от индустриально развитых стран.
Слайд 15
спасибо за внимание