Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
"ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
Слайд 2
СТРУКТУРА РОМАНА
В романе «Герой нашего времени» композиция многокомпонентная, то есть имеет несколько завязок, экспозиций, кульминаций и развязок. Нарушена и хронология событий.
Пролог в романе присутствует. В нем Лермонтов пытается объяснить цель написания своего романа. Это своеобразный диалог с читателем. Роман разделен на 5 частей.
Слайд 3
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
«Герой нашего времени» — первый повседневный социально-психологический и общефилософский роман в русской литературе. Также «Герой нашего времени» — отменно новоиспеченное явление, роман, различающийся остротой в постановке величественнейших заморочек социального, нравственного, общефилософского плана.
Слайд 4
СОЦИАЛЬНОСТЬ
РОМАНА ВЫРАЖЕНА В ТОМ, ЧТО ДЕЙСТВИЯ ЕГО ГЕРОЕВ В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ ДЕТЕРМИНИРОВАНЫ, ОБУСЛОВЛЕНЫ ИСТОРИЧЕСКИМ ВРЕМЕНЕМ И СРЕДОЙ. МНОГИЕ ПОСТУПКИ И СВОЙСТВА ПЕЧОРИНА РАСКРЫТЫ И ОБЪЯСНЕНЫ ЧЕРЕЗ ЕГО СТОЛКНОВЕНИЯ С «ПРОСТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ» МАКСИМОМ МАКСИМЫЧЕМ, С «ЕСТЕСТВЕННЫМИ ЛЮДЬМИ» — ГОРЦАМИ, КОНТРАБАНДИСТАМИ, КОТОРЫЕ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОЛУЧАЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ, БУДУЧИ ВОВЛЕЧЕННЫМИ В СИСТЕМУ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ «ЦИВИЛИЗОВАННОГО» ОБЩЕСТВА.
Слайд 5
Глубина лермонтовского замысла
как раз и проявляется в том, что в романе последовательно подвергается объективному изучению: герой и время, человек и эпоха; устанавливается их взаимная зависимость. Такой подход к изображению человека и среды предопределил возможность нового подхода к «истории души человеческой», позволяющей проникнуть в самые глубины внутреннего мира личности.
Слайд 6
Новаторство Лермонтова
заключалось в том, что «самораскрытие» героя сочетается и корректируется взглядом на него «со стороны», а это позволяло более объемно воспринимать сложность и противоречивость человеческого характера.
Наиболее отчетливо
философская проблематика романа проявилась в заключительной повести «Фаталист».
Слайд 7
НЕОБЫЧНА КОМПОЗИЦИЯ «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».
М. Ю. Лермонтов хотел показать в реальной обстановке героя своего времени — человека мыслящего, талантливого, но искалеченного средой. Так возник замысел «Героя нашего времени».
Слайд 8
Спорным
является вопрос о художественном методе романа. Единства взглядов здесь нет. Лермонтов, создавая роман, учитывал уже имеющиеся достижения реалистического искусства. Целый ряд типично романтических образов и ситуаций он изобразил с позиций реалиста. Однако в «Герое нашего времени» явственно ощущаются и романтические тенденции.
Слайд 9
Характер главного героя, резко противопоставленного другим действующим лицам, показан уже сформировавшимся. Социальные истоки формирования такого характера не выявлены. Ореол исключительности, некоторая загадочность, близость героя к авторскому сознанию — все это не дает возможности говорить о победе реализма в романе Лермонтова. Речь идет не о недостатках, а о художественном своеобразии произведения, в котором сочетаются различные подходы к изображению действительности.
Слайд 10
Лермонтов остается большим художником слова и в лирических описаниях, и в повествовании, и в диалоге, и в исполненных сарказма сценах. Речь героев прекрасно их характеризует.
Слайд 11
МНОГОПЛАНОВОСТЬ
«ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Многоплановость «Героя нашего времени» заключается в том, что на примере противоречивой и своеобразной личности Печорина, автор раскрывает множество жизнеутверждающих тем.
И мастерство Лермонтова состоит в том, что он не просто обрисовывает действительность, он психологически раскрывает причины и следствия особенностей характера Печорина, он поднимает важные и актуальные проблемы социума через личность такого своеобразного героя.
Слайд 12
Тема свободы личности
неустанно звучит в размышлениях Печорина, и его примером автор утверждает, что борьба за свободу должна продолжаться независимо от обстоятельств.
Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом.
Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы.