Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Первый психологический роман в русской литературе.
Михаил Лермонтов
«Герой нашего времени»
Слайд 2
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
М.Ю. Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье…
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови…
Слайд 3
История души человеческой
Впервые в русской литературе герой подвергает себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки — самооценке.
Слайд 4
«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»
Слайд 5
Построение романа «Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бэла»
умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Хронология событий: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».
Слайд 6
Психологический портрет главного героя.
Перекрестная характеристика другими персонажами, постепенное «узнавание» героя.
в восприятии Максима Максимыча (через сознание простого человека),
в восприятии «издателя» (близкая к авторской позиция),
через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).
Слайд 7
Печорин — типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов.
«Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Герой 1830-х годов (это было время реакции после поражения декабристов) — разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели.
Единственное, что он ценит, — это собственная свобода:
«Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».
Слайд 8
Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными:
из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее
ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради жажды приключений он разорил гнездо контрабандистов
не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу
он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство
разрушил жизнь Веры — единственного человека, сумевшего понять его
Слайд 9
«…невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя…»
Печорин объясняет, почему он стал таким:
«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Слайд 10
Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
Слайд 11
Вопросы и задания к семинару (работа по группам):
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина.
Печорин и Максим Максимыч
Печорин и Грушницкий
Печорин и Вернер
Печорин и Вулич
Печорин и Бэла
Печорин и девушка-ундина
Печорин и Мери
Печорин и Вера
Слайд 12
Печорин и Максим Максимыч
Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча?
Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу?
Печорин и Грушницкий
Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
Печорин и Вернер
Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
Печорин и Вулич
Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?
Слайд 13
Примерная схема на семинаре:
Слайд 14
Печорин и Бэла
Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
Печорин и девушка-ундина
Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
Печорин и Мери
Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
Каков композиционный смысл образа Мери?
Печорин и Вера
Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Слайд 15
Примерная схема на семинаре:
Слайд 16
Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения.
Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.