Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Романтизм в творчестве
Михаила Юрьевича
Лермонтова
Выполнила: учитель русского языка и литературы Никитина А.В.
Слайд 2
Романти́зм (фр. romantisme)
— явление европейской культуры конца XVIII начала XIX веках, охватившее всю Европу, Россию, Америку.
Европейский романтизм возник в эпоху Великой французской революции (1789 года).
Как творческий метод проявился в живописи
музыке, литературе .
Слайд 3
Общие черты романтизма
Чувства
Символизация
Жизненные противоречия
Антитеза в образе героя
Свобода творчества
Самобытность каждого народа
Обращение к переломным моментам в истории, к Средневековью
Слайд 4
Романтизм в РОССИИ
Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.
Слайд 5
Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XIX в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу XVIII в.
Слайд 6
Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода.
Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен.
Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали…).
Слайд 7
Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой…).
Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга.
Слайд 8
Черты романтического произведения
Доминанта субъективного над объективным
Стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность
Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах)
Провозглашение сложной, глубокой человеческой личности
Интерес ко всему экзотическому, яркому
Мучительное переживание разлада с действительностью
Стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира
Слайд 9
Романтический герой
Исключительная, часто таинственная личность, находится в исключительных обстоятельствах.
Внешние события перенесены во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба добра и зла.
Личность с глубокой душой, с неповторимым внутренним миром.
В создании образа героя – антитеза, контраст: он – венец творения, и он же игрушка в руках судьбы.
Слайд 10
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью.Это значит, что он из года в год переходит из произведения в произведение
Он одинок.Парус», «Воздушный Корабль»,
«Пленный рыцарь», «Гусар».
От одиночества невозможно
избавиться, одинокий герой
противостоит миру, толпе, Богу.
Свобода для лирического
героя - абсолютная ценность.Идеал свободы недостижим, но герой готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»).
Погружен в безысходное
разочарование.«И скучно и грустно ...» - мировая
скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.
Необыкновенно чуток к природе.В стихотворениях - темы океана, гор, леса,
плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа. («Тучи», «Утес», Звезда», «Парус», «Выхожу один я на дорогу» )
Лирический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие.Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу.
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта», «Дума») переживает враждебное отношение к власти.Власти дается точная социальная характеристика, лирический герой любуется русской природой, характеры героев перестают быть односторонне героическими.
Слайд 12
Мцыри в монастыре. Художник И. Глазунов
Слайд 13
«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.»
Слайд 17
Дуэль. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник
М. Врубель
Слайд 20
Список использованных источников
1.Костелецкий «Воспоминания о Лермонтове» 2.К.Белевич «Несколько картин из кавказкой жизни и нравов горцев» 3.А.Камков «Лермонтов» 4.Е.Хвостова «Воспоминания о Лермонтове» 5.lermontov.ru 6.gumfak.ru 7.litra.ru 9.genon.ru