Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анализ стихотворения
Михаила Юрьевича Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива"
Слайд 2
Цели:
продолжить изучение творчества поэта;
повторить поэтические тропы;
продолжить эстетическое воспитание учащихся.
Слайд 3
Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет.
И. Бунин
Слайд 4
Д. Мережковский писал:
«Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».
Слайд 5
Рифмовка стихотворения:
АВАВ – перекрёстная рифма
ААВВ – параллельная рифма
АВВА – кольцевая рифма
Слайд 6
Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения?
Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес».
Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет».
Инверсия: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».
Слайд 7
Словарная работа
Сага – название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о легендарных героях и исторических деятелях
Слайд 8
Определите микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка,
Слайд 9
Определите микротемы
Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;
Слайд 10
Определите микротемы
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
Слайд 11
Определите микротемы
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
Слайд 12
Общий вывод:
Природа покоряет человека своей красотой и гармонией.
Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия».
Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.
Слайд 13
Глаз радует богатство цветов:
«желтеющая нива», «румяный вечер», «золотой час», «серебристый ландыш».
Слайд 14
Автор видит краски родной земли:
«малиновая слива», «зелёная листва»
Слайд 15
Природа видится автору в неустанном движении:
«нива волнуется». «слива прячется», «лес шумит», «ключ играет, лепечет», «ландыш кивает головой»
Слайд 16
Экскурсия в картинную галерею:
автопортрет
Слайд 17
Художник Заболотский П.Е.
Слайд 18
Горбунов К.А. ; рисунок Палена Д.
Слайд 19
Художник П.П.Кончаловский
Слайд 20
Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Лермонтове
Слайд 21
Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Москве
Слайд 22
Спасибо за работу на уроке!
Слайд 23
МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрска Челябинской области
Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы