Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
М.Ю. Лермонтов «Валерик» Документально-биографические и художественные особенности стихотворения
Авторы проекта: О.Трофимова, Е.Безрядина ученицы 9-го класса лицея №9 Волгограда
Слайд 2
Актуальность
Актуальность избранной темы состоит в том, что до настоящего момента стихотворение «Валерик» Михаила Юрьевича Лермонтова не подвергалось целостному анализу с точки зрения его композиции и жанровой природы.
Цель
Выявить особенности жанрового и композиционного мышления Михаила Юрьевича Лермонтова на примере стихотворения «Валерик».
Задачи
1. Выявить в тексте стихотворения элементы любовного послания, философской лирики, бытописательного жанра и батальной поэзии.
2. Проанализировать композицию произведения и определить её специфику (концентрическая).
3. Соотнести особенности жанровой организации произведения со спецификой его композиции.
Слайд 3
Биографические сведения о Лермонтове
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком. Будучи взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы.
В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта».
В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом.
Слайд 4
Лермонтов принимал участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В. Галафеева.
11 июля у переправы через реку Валерик вспыхнул кровопролитный бой.
Наиболее полно и ярко боевые впечатления поэта выразились в стихотворении «Валерик» и картине «Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 года».
Биографические сведения о Лермонтове
Слайд 5
Концентрическая композиция
Стихотворение представляет собой не механическое сцепление разных жанров, а органическое единство.
Бой
Будни
Будни
Философская лирика
Философская лирика
Любовное послание
Любовное послание
Слайд 6
Вывод
Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода. Но восточный фатализм предлагает и то и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передает свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.