Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Слайд 2
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
-В чём видит Лермонтов сходство своей судьбы, своего изгнания с судьбой тучек?
- О каких чувствах и настроениях поэта мы можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения?
-Какие эпитеты помогают определить отношение к северу (где находится родина поэта и откуда он должен уехать) и к югу (куда его ссылают)?
-Как изменилось отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Слайд 3
«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова.
Баллада – это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В Балладах мир предстаёт таинственным и загадочным.
Слайд 4
Чтение стихотворения
Слайд 5
Беседа с классом.
Какую картину нарисовал поэт в этой балладе?
Почему пальмы стали роптать на Бога?
Слайд 6
-О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья?
Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы.
Слайд 7
Почему пальмы были погублены?
Как они изображены?
Что значит выражение «питомцы столетий»?
Слайд 8
Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм.
Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, «озвучить» её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ.
С какой целью употреблена аллитерация?
Слайд 9
Как повели себя путники?
В чём заключается философский смысл этой баллады?
Какова главная мысль этого стихотворения?
Слайд 10
Антитеза .
Лермонтовские стихотворения часто бывают построены на антитезе.
Антитеза – это
противопоставление
Слайд 11
«Листок»
Определите основную мысль стихотворения.
Какова история листка-странника?
О чём этот рассказ – о листке, о людях, о поколении?
Слайд 12
Понаблюдайте,
как создана история листка, его образ и образ чинары. Почему чинара отказывается приютить странника?
Слайд 13
Можно ли сказать, что листок – странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания?
Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения.
Кому сочувствуете вы?
Слайд 14
«Утёс»
Стихотворение написано в 1841 году, в год гибели Лермонтова.
Прочитаем стихотворение и литературоведческую статью об этом стихотворении, постараемся разобраться в его содержании.
Слайд 15
«Ночевала тучка золотая на груди утёса – великана…»
Слайд 16
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Слайд 17
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса.
Слайд 18
Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 19
Беседа с классом.
Какова главная мысль стихотворения?
Какие качества, свойства человека символизируют образы тучки и утёса?
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Слайд 20
Домашнее задание.
Выучить одно стихотворение наизусть ( на выбор).
Перечислить, какие картины рисует Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
Как бы это выглядело в кино?