Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема красоты и гармонии человека с миром.
Учитель русского языка
ГБОУ школы № 106
г. Санкт-Петербург
Арестова Е. В.
Слайд 2
Чей портрет мы видим?
Что можем рассказать об этом человеке?
На что следует обратить внимание, рассматривая портрет?
Слайд 3
М. Ю. Лермонтов
«Три пальмы»
восточное сказание
Слайд 4
Опорная таблица
Часть плана Опорная лексика
1. Тема
2. Идея
3. Художе-
ственные
средства
Слайд 5
Отметьте слова, которые передают восточный колорит сказания, можно добавить перечень этих слов, рассматривая картину
Слайд 6
Почему произведение обозначено как восточное сказание?
Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим и вымышленным содержанием
Слайд 7
Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение? Почему?
О чем поэт заставляет задуматься читателя?
Слайд 8
Как называется этот художественный прием?
Какую роль в стихотворении он играет?
Гордые пальмы, почва бесплодная, от знойных лучей и сыпучих песков, роскошные листья, звучный ручей, влага студеная
Этот прием называется эпитетом,
он помогает точнее изображать картины природы и описывает
чувства.
Слайд 9
Какую роль играют в стихотворениях олицетворения?
Найдите олицетворения.
О чем мечтали пальмы до прихода каравана?
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Слайд 10
Как отнеслись пальмы к гостям?
Как поступили люди с пальмами?
Слайд 11
Что означают слова «питомцы столетий»?
Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание?
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Такой прием называется
перифразом
Слайд 12
Благодаря каким словам пальмы предстают как люди?
Какой прием использует здесь поэт?
С какой целью?
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Слайд 13
Какие звуки повторяются? Почему?
Какую картину рисует поэт?
С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием?
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Прием называется
аллитерация –
повторение
однородных звуков.
Слайд 14
Что противопоставляется?
С какой целью?
Как называется этот прием?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зеленых листов
От знойных лучей и сыпучих песков
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчут листья с гремучим ключом;
Напрасно Пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Этот прием называется
антитезой
Слайд 15
Посмотрите на иллюстрацию: что осталось от оазиса после ухода каравана. Какой вывод мы можем сделать из того, что увидели? Какими словами из текста можно подтвердить.
Слайд 16
Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок? Какие мысли и чувства передает художник в иллюстрации? Озаглавьте, используя текст.
Слайд 17
Какой фрагмент иллюстрирует данный рисунок?
Какие мысли и чувства передает художник в иллюстрации? Озаглавьте, используя текст.
Слайд 18
Как вы поняли, какова же тема этого сказания?
О чем и о ком стихотворение?
Какова главная мысль произведения?
Слайд 19
Такая опорная таблица должна получиться
Часть плана Опорная лексика
тема Тема красоты и гармонии человека с миром.
идея Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии.
Художест-венные
средства Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза.
Слайд 20
Какой нравственный урок дает своему читателю поэт?
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "НРАВСТВЕННОСТЬ" [нравственность] ж. 1) а) Совокупность норм, определяющих поведения человека. б) Поведение человека, основывающееся на таких нормах. 2) Моральные качества.
Разрушение природы
ведет к разрушению самого
человека, его жизни.
Слайд 21
Почему это стихотворение современно сегодня?
Какие другие предметы школьной программы
поднимают тему «Человек и природа»?
Слайд 22
Список использованных изображений
Портрет М.Ю. Лермонтова http://www.chronicles.su/sites/default/files/styles/publication_illustration_large/public/field/image/cf1160dc667340c32df32633f3a39b7a.jpg?itok=ashUOQZV
Изображение трех пальм
http://sl.photo-traveller.net/Foto/Tunis/Tunis05/122.jpg
Иллюстрация к произведению «Три пальмы» http://www.ufachildren.ru/images/popsochinenie/69741520751267.jpg
Обложка к книге «Три пальмы» http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/013736.jpg