Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Восточное сказание
И.К.Айвазовский « Караван в оазисе. Египет». (1871)
Слайд 2
Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?
Фантастические события
Символическое число «три»
Роптание пальм
Неожиданное появление каравана
Слайд 3
Реальные события
Караван описан очень детально:
Пёстрые ковры
Вьюки
Походные шатры
Одежда
Картина привала
Гибель гордых пальм
Слайд 4
БАЛЛАДА- лироэпическое произведение
Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое или реальное
Слайд 5
Композиция стихотворения
1. 1,2 строфа
2. третья строфа
3. 4,5,6 строфа
4. 7 строфа
Описание оазиса в пустыне, многолетнего одиночества пальм
Роптание пальм и упрёки небу, Богу
Описание каравана
Приветливая встреча усталых путников
Слайд 6
Композиция
5. 8 СТРОФА
6. 9, 10 СТРОФА
ГИБЕЛЬ ПАЛЬМ
ОПИСАНИЕ БЕСПЛОДНОЙ ПУСТЫНИ
Слайд 7
Почему пальмы стали роптать на Бога?
Роптать- негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду
Слайд 8
Почему пальмы были погублены?
Лучшие стремления, желания, щедрость , приветливость никто не оценил
Возроптали на Бога
Прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного
Слайд 9
Как изображены пальмы? Какой приём лежит в основе их изображения?
Олицетворение - изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого
Приём олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень- о человеческих отношениях
Слайд 10
Баллада- это лироэпическое произведение
Чьи чувства выражены в балладе?
Чувства автора выражены не столь открыто.
Перечитайте 8 строфу.
Обратите внимание на слово «пали». Какие чувства скрывает это слово?
Слайд 11
В 9 строфе подчеркнём эпитеты
Эпитет- образное определение, раскрывающее в предмете определённые качества
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный
Слайд 12
Что значит выражение «питомцы столетий»?
Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их.
Это выражение придает особый трагизм гибели пальм: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что воспитывалось, выращивалось столетиями
Перифраз- описательный оборот
Слайд 13
Обратите внимание на строки
По корням упругим топор застучал
И пали без жизни питомцы столетий!
Аллитерация- повтор согласных звуков
Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев
Слайд 14
Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?
СТРОФЫ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ ДРУГ ДРУГУ:
1 СТРОФА- РАДОСТНАЯ КАРТИНА ЖИЗНИ
10 СТРОФА- КАРТИНА ЗАПУСТЕНИЯ
Антитеза- противопоставление картин, образов
Слайд 15
Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях
Смысл жизни- это главный вопрос философии
Пальмы сделали достойный выбор. Поэт предупреждает: жить достойно- очень трудно.
Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут не заметить твоей жертвы. Истинное добро всегда бескорыстно.
Слайд 16
Ценность жизни- это тоже философская тема
Что же нового внёс Лермонтов в развитие жанра баллады?
Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни.