Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Интегрированный урок литературы
в 5 классе
Учитель
К.С. Дюмина
Слайд 2
Задача современников – бережно, как эстафету, передавать будущим поколениям великие деяния предков.
И. С. Глазунов
Слайд 3
П.И.Чайковский
«1812 год» Торжественная увертюра.
Слайд 4
Знакомо ли вам слово Бородино?
Относится к событиям 1812 года
Название деревни в 124 км от Москвы
Место, где произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года
Слайд 5
Михаил Юрьевич Лермонтов. Патриотический пафос стихотворения «Бородино»
Художник
П.Ф.Заболотский
Слайд 6
Цели урока:
Познакомиться с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Познакомиться с исторической основой и содержанием стихотворения «Бородино»
Развивать умения анализировать текст и находить в нем средства художественной выразительности и определять их художественную роль
Слайд 7
Москва. Дом, где родился М.Ю. Лермонтов
Слайд 8
Родители М.Ю. Лермонтова Марья Михайловна Юрий Петрович
Слайд 9
Тарханы. Усадьба. Дуб, посаженный Лермонтовым
Слайд 10
Лермонтов в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.
1837. П.Е. Заболотский.
Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837
Лермонтов. 1838. Художник А.И. Клюндер
Слайд 11
Главно- командующий французской армией – Наполеон Бонапарт Художник Эрнест Крофст. 1888 г.
Слайд 12
Главно- командующий русской армией – Михаил Илларионович Кутузов Художник Р.М.Волков.
Слайд 13
Герои Отечественной войны 1812 года. Н.П.Раевский
Художник
Д.Доу
Слайд 14
М.Б.Барклай де Толли
Художник
Д.Доу
Слайд 15
П.И.Багратион
Художник
Д.Доу.
Слайд 16
Фрагмент панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва». 1814г.
Слайд 17
«При Бородине французская армия расшиблась об русскую». А.П.Ермолов Художник Джордж Доу.
Слайд 18
Редут –
квадратное земляное укрепление на поле боя
Словарь терминов
Словарь терминов
Редут –
квадратное земляное укрепление на поле боя
Редут –
квадратное земляное укрепление на поле боя
Слайд 19
Словарь терминов
Мусью –
сударь, господин (обращение к французу)
Мусью –
сударь, господин (обращение к французу)
Слайд 20
Словарь терминов
Картечь –
артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
Картечь –
артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
Слайд 21
Словарь терминов
Лафет –
Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Лафет –
Боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Слайд 22
Словарь терминов
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Слайд 23
Словарь терминов
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Слайд 24
Словарь терминов
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Слайд 25
Словарь терминов
Улан, драгун – солдаты конных полков
Улан, драгун – солдаты конных полков
Слайд 26
Словарь терминов
Басурманы –
люди другой веры, иноземцы, враги
Слайд 28
О каких качествах русского солдата М. Ю. Лермонтов говорит в следующих строках?
«Уж постоим мы головою за Родину свою»
«Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
«Вам не видать таких сражений…»
«Умрем же под Москвой…
Как наши братья умирали…»
Слайд 29
«В Кремле пожар!» Худ. В.В. Верещагин
Слайд 30
Языковые средства
Эпитеты: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой.
Сравнения: умрёмте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди.
Метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала.
Слайд 32
Домашнее задание:
1) выучить стихотворение
наизусть;
2) выписать в тетрадь примеры сравнений, метафор, эпитетов, которые не назвали на уроке.
Слайд 33
Спасибо за внимание!
Слайд 34
Рисунки В.Г.Шевченко к стихотворению «Бородино»
И вот нашли большое поле…
Слайд 35
Мы долго
молча отступали…
Слайд 36
Забил снаряд я
в пушку туго…
Слайд 37
Уж мы пойдём ломить стеною…
Слайд 38
Два дня мы были в пере- стрелке…
Слайд 39
На поле грозной сечи…
Слайд 40
Но тих был наш бивак открытый…
Слайд 41
Сверкнул за строем строй…
Слайд 42
Французы двинулись
как
тучи…
Слайд 43
Тогда считать мы стали раны…
Слайд 44
Воспоминание очевидца: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…»