Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Текст и его основные признаки.
Слайд 2
Это текст? Что необходимо изменить, чтобы получился текст? Создайте текст. Назовите свойства текста, которые обнаружили.
А. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко!
Б. Мальчик очень хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.
В. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.
Г. Мальчик послушался отца.
Д. Не разоряй гнезда, сказал мальчику отец, весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
(По К.Д. Ушинскому)
Слайд 3
Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании,
связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста
Слайд 4
Признаки текста
1. Членимость текста (состоит из двух и более предложений).
2. Смысловая цельность (единство темы, основной мысли).
3. Связность (смысловая и грамматическая связь между предложениями).
4. Относительная законченность.
5. Логическая связь частей.
Слайд 5
Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
Слайд 6
Заметили ли вы нарушение цельности теста? В чем оно состоит? Укажите место в тексте, которое должна занимать пропущенная фраза: Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать.
А. Друзья знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи в своих воспоминаниях, относящихся к концу XIX века, приводят историю бабочки, которая случайно залетела в мастерскую живописца и примерзла к стеклу.
Б. А.И. Куинджи принялся спасать насекомое.
В. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.
Г. И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому.
Д. Он не ставил перед собой задачи, он хотел только вернуть бабочке возможность летать.
Слайд 7
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Слайд 8
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев
Слайд 9
Определить тему стихотворения и его основную мысль.
Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
Слайд 10
1.Прочитайте текст. 2.Сформулируйте и запишите тему текста и его основную мысль.
Орнамент появился раньше почти всех произведений искусства и выражал представление древних людей о мире, надежду на лучшее. Например, если человек «вызывал» удачную охоту, обильный урожай, желал здоровья членам семьи, то он на о…струганной доске вырубал знаки, олицетворяющие со…нце, луну, звезды, ветер, воду, лес. Такой орнамент в доисторическую пору был грамотой, понятной для всех.
Давайте возьмем в руки древний глиняный сосуд. Мы увидим, что узоры на нем распол…жены в три пояса. Вверху – волнистая линия, символизирующая воду. В середине – спирали, озн…чающие хо… солнца по небу. Точки-капли или косые линии в этом ряду – это дождь, пересекающий путь солнцу. Внизу располагается символ земли. Это две параллельные линии, между которыми размещены зерна.
Пр…стой глиняный сосуд с (не) хитрыми узорами, а в них отразились представления наших далеких предков об устройстве Вселенной.
Слайд 11
Тема: орнамент для наших предков.
Идея: орнамент – представления наших предков о Вселенной
Слайд 12
Какой из перечисленных заголовков, по вашему мнению, наиболее точно отражает содержание данного текста? Почему?
А) «Орнамент – это произведение искусства».
Б) «История человечества в произведениях искусства».
В) «История человечества в орнаменте».
Слайд 13
Продолжите предложение так, чтобы получился текст. Подумайте, о чем он может быть, как развернуть главную мысль. Предложения могут быть такими:
Ранним утром из подъезда вышел ничем не примечательный юноша...
Осень хозяйничала всюду...