Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анализ стихотворений К.Бальмонта.
Слайд 2
Константин Дмитриевич Бальмонт — автор
35 поэтических сборников: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности мрака» (1895 и 1896), «Тишина. Лирические поэмы» (1898), «Горящие здания. Лирика современной души» (1900), «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Только любовь. Семицветник» (1903) и др.;
20 книг прозы;
множества переводов;
автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.
Слайд 3
Брюсов – как поэт о поэте
Брюсов находил объяснение и оправдание житейскому поведению Бальмонта в самой природе поэзии: «Он переживает жизнь, как поэт, и как только поэты могут ее переживать, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином». Но существовала и зеркальная точка зрения, пытавшаяся объяснить творчество поэта через его личную жизнь: «Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагическую искренность своих лирических движений и своих лозунгов».
Слайд 4
Основные принципы символизма
- Основная поэтическая категория – символ.
-Многозначность символа.
- Особая музыкальность стиха.
- «Я» - в центре всего (эгоцентризм).
- «Двоемирие».
- Поэзия символизма – выражение души поэта.
Слайд 5
Черты символизма, по мнению Бальмонта:
Культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего
Туманность намеков
Прихотливость чувства
Слайд 6
Особенности творчества Бальмонта:
— изысканная образность, музыкальность и легкость слога;
— максимальное использование звуковых, ритмических и лексических средств поэзии;
— недосказанность, потаенность смысла;
— стремление создать картину идеального мира;
— передача тончайших движений души;
— острота ощущений и богатейшая гамма переменчивых чувств, настроений;
— красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души;
— ориентация на читателя-соавтора;
— воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, беспрестанный поиск средств ее выражения.
Слайд 7
Литературные предпочтения
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма.
У него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания.
Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь.
Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
Слайд 8
Характерные черты лирики К. Бальмонта:
зыбкость, эфемерность, мимолетность;
внутренняя выразительность;
мотив дрожания, вибрации, трепета;
использование ассонансов и аллитераций;
яркая образность;
Культ мгновения, внезапно возникшего и
безвозвратно промелькнувшего
Туманность намеков
Прихотливость чувства
музыкальность.
Слайд 9
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите, плыву. Я зову мечтателей… Вас я не зову!
Стихотворение К.Д.Бальмонта "Я не знаю мудрости" написано в 1902 году. Оно входит в сборник "Только любовь" (1903 год), который наряду с другими книгами ("Горящие здания", "Будем как солнце") упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистического направления.
Стихотворение "Я не знаю мудрости" не столько передает мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные. Но оно обращено не ко всем, не к читателю-потребителю, а читателю - творцу, соавтору, мечтателю, который сможет продолжить то, что недосказал автор, например, продолжить фразу "Я зову мечтателей".
В чём необычность данного стихотворения? Каковы его
художественные особенности?
Слайд 10
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
- С какого слова начинается стихотворение? - А кто подразумевается под «Я»?
Слайд 11
Я мечтою ловил уходящие тени
Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый образ;
погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;
уходящие тени – прошлое, мечты;
Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;
горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не видел,
вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем ясней становятся мечты, идеал;
отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие истины;
мечта – поэтическое вдохновение;
светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет истины).
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
Слайд 12
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Ловить мечтою – мечтать, фантазировать, представлять, воображать. Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.
«Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?
Слайд 13
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Необходимо назвать основные символы в стихотворении. Это «лестница», «ступени», «светило, «Небо», «Земля» и, конечно же, образ самого лирического героя. Образ лестницы у Бальмонта – символичен. Эту лестницу, ведущую вверх, можно понять как жизненный путь лирического героя, но возможно увидеть в ней и образ мистического шествия к тому миру, который в начале XX века сами символисты называли «идеальным миром». Прорваться «сквозь покровы повседневности (то есть сквозь реальный мир) к сверхвременной (лежащей за пределами земного реального времени) идеальной сущности», то есть приблизиться к «Душе мира». Для чего? Для того чтобы создать «идеальную человеческую культуру», способную «более утонченным способом» выразить «чувства и мысли» о бытии Вселенной, ее невнятные затаенные начала. Поэтому земные вещи и идеи, присутствующие в нашем реальном мире, – это всего лишь отражения вещей и идей, которые явлены в мире идеальном.
Черты символизма в стихотворении К.Д. Бальмонта.
Слайд 14
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Каково назначение Поэта в стихотворении?
Слайд 15
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Определите суть движения, пути лирического героя
в стихотворении Бальмонта.
Слайд 16
Я мечтою ловил уходящие тени
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
В стихотворении "Я мечтою ловил уходящие тени…”, как легко убедиться, есть и "очевидная красота” и иной, скрытый смысл: гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Вся образная структура стихотворения Бальмонта построена на контрастах: между верхом («И чем выше я шел…»), и низом («А в низу подо мною...»), небесами и землей (оба эти слова в тексте пишутся с большой буквы - значит, им придается исключительно весомое символическое значение), днем (светом) и тьмой (угасанием). Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты.
Как построено стихотворение? Какова роль контрастов?
Слайд 17
Я мечтою ловил уходящие тени
Однако стихотворение покоряет главным образом не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов, трепетными переливами звуковой структуры (Аллитерации [а], [о], [у] . Ассонансы [с], [з], [д], [ш] - создается впечатление шелеста шагов, таинственности, цикличное движение, постоянное, непрерывное.), повторами (лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг рисовались, сильнее раздавались, ночь наступила, дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые слов и образы. Эпифоры создают рифму и ритм:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению), наконец, завораживающим ритмом четырехстопного анапеста (в нечетных строках он утяжелен цезурным наращиванием). Единственными отчетливыми, устойчивыми чертами в этом бальмонтовском стихотворении являются слова, подчеркивающие зыбкость движения лирического героя. Именно они превращают композицию стихотворения в кольцевую, возвращая ощущение нетвердости, неуверенности в конце пути к такому же его началу. Иначе говоря, в начале и в конце стихотворения остаются неизменными строки, определяющие образ движения героя: «…и дрожали ступени, // И дрожали ступени под ногой у меня». Это что касается языка.
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шёл, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. И внизу подо мною уже ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали...
Каковы особенности языка стихотворения?
Слайд 18
Русский язык.
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про соловья – разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный гроздь рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
И снова ровный гул широкий вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном – бег зарницы.
Тема стихотворения – тоска по Родине, по родному языку: все, что в языке, - все родное, близкое, свое.
О чём это стихотворение? Какова его тема?
Слайд 19
Русский язык.
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про соловья – разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный гроздь рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
И снова ровный гул широкий вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном – бег зарницы.
Основная мысль стихотворения – любовь к своей стране, она выражена в последней строфе стихотворения.
Что волнует автора? Какова его основная мысль?
Слайд 20
Русский язык.
Средства художественной выразительности:
обилие эпитетов: великолепный язык, речное и степное раздолье, небесный дождь и другие;
гипербола: сто зим к зиме;
метафора: костер бродяг, канун неба;
сравнение: тоска острее стали;
анафора: «в нем …в нем»
антитеза: рык и напев;
градация: «Бежим. Летим.»;
инверсия: «В саду осеннем гроздь рябины красной.».
Костер бродяг за лесом, на горе,
Про соловья – разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный гроздь рябины.
Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.
Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
И снова ровный гул широкий вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном – бег зарницы.
Найдите изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 21
Тема – подражание Солнцу.
Основная мысль – Солнце является символом молодости, красоты, вечности, и автор считает это истинным примером для подражания. Поэт говорит от лица "мы", призывая каждого следовать солнечному "завету бытия":
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом
с другой стороны Солнце есть и хранитель ,и разрушитель живого. Бальмонт будто олицетворяет его, сравнивая с человеком, говоря во всем нужно видеть лишь хорошее, и не искать недостатков и неприятностей, ведь то, что неизбежно, тяжело изменить.
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
К чему призывает автор?
Почему надо подражать Солнцу?
Слайд 22
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!
Автор использует
эпитеты: по пути золотому, в сне золотом, Солнце молодое,
метафоры: воплощеньем внезапной мечты, вспыхнут цветы
олицетворение: будем как Солнце,
Найдите изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 23
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
всегда пою.
Мою мечту страданья пробудил,
Но я любим за то,
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь…Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Слайд 24
Рефлексия
- всё было интересно, работой доволен.
- понял, но хотел бы ещё поупражняться.
- было неинтересно.
Слайд 25
Домашнее задание
Анализ стихотворения
«Безглагольность»
Слайд 26
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты!