Презентация - Мир образов Николая Гумилева

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Мир образов Николая Гумилева
Распечатать
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 33
  • Просмотров: 2206
  • Скачиваний: 783
  • Размер: 5.65 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Мир образов Николая Гумилева, слайд 1

МИР ОБРАЗОВ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА

Слайд 2

Мир образов Николая Гумилева, слайд 2

Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) – поэт, переводчик, критик, теоретик литературы, один из мэтров акмеизма. Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он был обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян.

Слайд 3

Мир образов Николая Гумилева, слайд 3

Гумилев родился и провел детство в Кронштадте, учился в Тифлисе и в Царском селе в гимназии, где директором был Ин.Анненский. Слушал лекции в Париже, путешествовал по странам Африки. Восторженное описание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии Гумилева.
Кронштадт. Морской Никольский собор
Царское село. Екатерининский дворец

Слайд 4

Мир образов Николая Гумилева, слайд 4
Волевая целеустремленность натуры сказалась в упорной работе над стихом. Уже в первых сборниках ( «Путь конквистадоров», 1905 г., «Романтические цветы», 1908 г., «Жемчуга», 1910) видны черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам, напряженный и звучный стих.
Анри Руссо. На опушке леса.

Слайд 5

Мир образов Николая Гумилева, слайд 5

Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала
Анри Руссо. Тигр, нападающий на буйвола
обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая – природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.

Слайд 6

Мир образов Николая Гумилева, слайд 6
В своем художественном воображении поэт легко перемещался в пространстве и во времени. Уже в ранних стихах проявляется мужественное стремление к мечте, причем не утопической, а вполне достижимой. Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни.
Великая китайская стена
Водопад Виктория в Африке
Рыцарский турнир
Индийский танец
Древнегреческий храм

Слайд 7

Мир образов Николая Гумилева, слайд 7

Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки… А.Ахматова …Все в жизни лишь средство Для ярко-певучих стихов… В.Брюсов

Слайд 8

Мир образов Николая Гумилева, слайд 8

Характерные черты поэтики
Экзотика сюжетов. Включение в материю текста легенд, приданий, мифологических и библейских сюжетов. Антитеза образов-символов: Свет – Тьма, Свобода – Неволя, Добро – Зло… Система персонажей с четко обозначенным центром – героической личностью. Аллегоричность, персонификация образов.

Слайд 9

Мир образов Николая Гумилева, слайд 9

Особенности поэтического творчества Н.Гумилева. 1.Романтический дух большинства его произведений диктует выбор всей системы художественных средств. 2. Герои стихотворений Гумилева – антиподы современников поэта. Романтических героев отличает презрение к мещанскому благополучию и духовной пустоте: они рискуют своей жизнью ради достижения справедливости. 3. Для поэтики Гумилева характерно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой растительности экваториального леса, необычным животным. 4.Безупречность формы стиха, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность поэтических интонаций – все это делает поэзию Н.Гумилева высокохудожественной и завораживающей.

Слайд 10

Мир образов Николая Гумилева, слайд 10
Лирический герой Гумилёва
Мечтатель.Романтик
Боец
Путешественник
Страстный влюблённый
Патриот
Мужественный человек

Слайд 11

Мир образов Николая Гумилева, слайд 11

Озеро Чад
От чьего имени написано стихотворение?
Это рассказ жены «могучего вождя», дочери властительного Чада, обольстительной женщины, жрицы, о своей цветущей жизни на родной, прекрасной земле и угасании на севере, в Марселе. Образ женщины – одухотворённый символ красоты, душевного здоровья, веры в силу любви. Продуманно избрана форма исповеди обманутой дочери Чада. В своей искренности, не зная ограничений, она обнаруживает предельные унижения женщины в безнравственной, жаждущей наслаждений толпе.

Слайд 12

Мир образов Николая Гумилева, слайд 12

Как построено стихотворение?
В стихотворении противопоставлены 2 мира:
Таинственное озеро, величавые арабs, странные боги, девы-жрицы - все это создает загадочную и величественную атмосферу, в которую погружается читатель. Вот он видит прекрасную пару: дочь властительного Чада и ее мужа - могучего вождя. Он видит красивый, простой мир Чада
Цивилизованный» грустный мир Европы, где кабаки, пьяные матросы и грязная жизнь , и красивого, но лицемерного европейца.

Слайд 13

Мир образов Николая Гумилева, слайд 13

В чём трагедия дочери Чада?
Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранне.
Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает... Умереть?
Женщина ждала любви А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе.

Слайд 14

Мир образов Николая Гумилева, слайд 14

Перед каким выбором стоит женщина ?
куда идти ? Умереть? Умереть?
Озеро Чад ? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.
В Марсель ? Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтобы жить, вечернею порою
сложная дилемма

Слайд 15

Мир образов Николая Гумилева, слайд 15

Выводы.
Здесь женщина Африки увлечена европейцем; иначе говоря, именно она - героиня романтической истории. Она увлечена чужим мужчиной - и ради него покидает мужа своего. Она стремится в далёкую Европу - и находит там унижение и позор. Как видим, побег в "прекрасное далёко" ведёт женщину к худшему состоянию - хотя она сильна и полна решимости следовать за мечтой. Она решилась ради любви уйти в неизвестную даль, но судьба к ней безжалостна: она свела её с циником-европейцем. Она находится перед сложным выбором, что хуже: предательство европейца или гнев преследующего, грозного и сильного, знающего, что такое честь и бесчестие, мужа. Здесь женщина подчиняется страсти - и утрачивает всё. Однако ей предстоит вернуться и возместить позор, причинённый её побегом - возвращение неизбежно, пусть не в этом мире; она его боится, но ничего не может поделать.

Слайд 16

Мир образов Николая Гумилева, слайд 16

Назовите особенности композиции
Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли.  
антитеза

Слайд 17

Мир образов Николая Гумилева, слайд 17

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Слайд 18

Мир образов Николая Гумилева, слайд 18

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Сентябрь 1907
ЖИРАФ
Какова тема стихотворения? Каковы основные образы? Смысл названия стихотворения?

Слайд 19

Мир образов Николая Гумилева, слайд 19

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Сентябрь 1907
ЖИРАФ
Оно грустное , почти печальное и тревожное, тоскливое
Каково настроение стихотворения?

Слайд 20

Мир образов Николая Гумилева, слайд 20

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Сентябрь 1907
ЖИРАФ
Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг! Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной, дорожкой на широкой глади озера.
Кто ведёт повествование?
Каким вы представляете его себе?
Лирический герой

Слайд 21

Мир образов Николая Гумилева, слайд 21

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Сентябрь 1907
Как выражается художественное пространство? Сколько миров и пространств включает в себя стихотворение? Что характеризует каждое из них?
Здесь.там
грустный взгляд, отстраненность от мира, одиночество, тяжёлый туман, дождь, безверие.изысканность, волшебство, влага широких озер, цветные паруса корабля, радостный птичий полет, много чудесного, веселые сказки, страсть
Из маленькой комнаты - в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.

Слайд 22

Мир образов Николая Гумилева, слайд 22

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет, Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав... Ты плачешь? Послушай... далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф. Сентябрь 1907
ЖИРАФ
Что придает стихотворению оттенок волшебства и загадочности? Расскажите о героях стихотворения

Слайд 23

Мир образов Николая Гумилева, слайд 23
ГЕРОИ СТИХОТВОРЕНИЯ
Я Ты пытается грустит развлечь рассказом о жирафе расположенные достаточно близко для того, чтобы "я" мог различать чувства "ты", говорящий о жирафе пытается так преодолеть то расстояние, которое разделяет "я" и "ты", увлечь женщину тем, что кажется ему "таким же, как она".

Слайд 24

Мир образов Николая Гумилева, слайд 24
ГЕРОИ СТИХОТВОРЕНИЯ
Я
ТЫ
романтик, покоритель, открыватель его влечёт новое, тайна
слишком "здешняя", слишком "северная", в ней нет быстроты, лёгкости, стройности и красоты далёкой Африки.
Символ нового, неизведанного, романтики открытий
символ разлуки слёзы
Расстояние между "я" и "ты" растёт. !Оно становится огромным, когда «я», видя слёзы, говорящий не может придумать ничего лучше, чем повторить свой рассказ.

Слайд 25

Мир образов Николая Гумилева, слайд 25
Композиция

Слайд 26

Мир образов Николая Гумилева, слайд 26
Описание красот и чудес Африки подробно, многоцветно, зримо. Это не выдумка, а реальные воспоминания человека. Сам рассказ об «изысканном» жирафе волшебен, лирический герой преображает и без того прекрасную реальность. Эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «цветные паруса», «мраморный грот», «немыслимые травы». Сравнения: жираф и цветные паруса корабля, бег жирафа и птичий полет. Передача движения: бег жирафа и дробящееся отражение в воде озера. Все это для того, чтобы отвлечь любимую от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. «веселые сказки таинственных стран» от скуки и тяжести обыденности, но лишь усугубляют тревогу, одиночество и отчужденность героев: последние строки почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно: Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 27

Мир образов Николая Гумилева, слайд 27

Романтические мечты получили развитие в сборнике «Жемчуга». Акцент сделан на трудном поиске ценностей, таящихся вдали от человеческих глаз. Название сборника отсылает к строчкам о недостижимой стране грез, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны, И светят в прозрачной воде жемчуга.

Слайд 28

Мир образов Николая Гумилева, слайд 28
Домашняя работа. Ответьте письменно на вопросы:
1) Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? 2) Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова. 3) Приведите примеры звукописи. 4) Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики. 5) Как выражается художественное пространство? 6) Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? 7) Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка - одна из самых завораживающих в тексте?

Слайд 29

Мир образов Николая Гумилева, слайд 29
«Капитаны» Прочитайте внимательно стихотворение.
На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных Шелестят паруса кораблей. Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель; Чья не пылью затерянных хартий. – Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь И, взойдя на трепещущий мостик, Вспоминает покинутый порт, Отряхая ударами трости Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так, что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса, - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса. Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд, Что умеет на вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат, Меткой пулей, острогой железной Настигать исполинских китов И приметить в ночи многозвездной Охранительный свет маяков?

Слайд 30

Мир образов Николая Гумилева, слайд 30
Ответьте на вопросы.
1. От чего «захватывает дух» у автора этого стихотворения? Что он за человек, с вашей точки зрения? 2. Какие картины вы представляли во время чтения? В чем секрет красоты стихотворения?

Слайд 31

Мир образов Николая Гумилева, слайд 31
Заполните таблицу.
.Мир, в котором живет лирический герой
Звуки.
Краски.
Предметы.

Слайд 32

Мир образов Николая Гумилева, слайд 32
Ответьте на вопросы.
В каком мире живет лирический герой стихотворения? Что противопоставлено этому миру? Какие качества необходимы лирическому герою, чтобы жить в своем мире?

Слайд 33

Мир образов Николая Гумилева, слайд 33
Вывод: Стихотворение Гумилёва знакомит нас с отважными и смелыми капитанами, открывателями новых земель, романтиками. Заставляет почувствовать восхищение такими людьми, желание отправиться в путешествие.
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.